сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, День специалиста юридической службы в Вооруженных Силах России, пятница, 29.03.2024

На сайте 970 читателей
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 


Реклама
Рекламодатель:
ООО "Миассинвест"
ИНН: 7415082613
erid: LdtCKRSER

 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Март, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
"Вот, чёрт, угораздило! Нагрели на десятку!"
В Год учителя - об удивительной судьбе народного учителя Ивана Ильина
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=71325
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: История Миасса/Миасс в лицах
Опубликовано: 28.03.23 12:20
Обсуждение: 1 сообщение
фото

Иван Ильин, 1917 год
Иван Ильин, 1917 год

В сентябре 1917 года вышел приказ, что фельдшера, пробывшие больше двух лет на передовой, переводятся в тыловые части. Ильина вернули в Петроград, а здесь вскоре другой приказ: учителя, занимающие нестроевые должности, освобождаются из действующей армии.

24 октября 1917 года Ильин уже был дома. Крестьяне в Леузах узнали об этом и стали просить, чтобы учитель вернулся. Иван Иванович с семьёй переехал в Леузы, позже - в Верхние Киги, а потом - в Златоустовский уезд.

"Время было ужасное: голод, разруха. Трупы валялись по дорогам, а на кладбище их просто привозили и бросали. Копать могилы не было сил. В это время началась сильная эпидемия сыпного тифа, и меня, как фельдшера, мобилизовали на эту работу без освобождения от школьной работы и ещё ряда обязанностей.

Это было очень непростое время. С утра я посещал организованный мною тифозный барак на 25 коек, потом шёл в школу. После уроков ходил к больным на дом. В марте заразился сам, болел очень тяжело. Болела и жена, а дети не болели. Эпидемия прекратилась в июне".

Мирная жизнь продолжалась недолго. В июле 1918 года Ильина призвали на гражданскую войну, поручили "произвести обмер кубатуры всех зданий, где помещались войсковые части белых, и организовать приём больных солдат в околотке", после чего отпустили. Но через год, 1 апреля 1919 года, снова призвали, направили в госпиталь 11-й дивизии, направляющейся в Уфу.

Один забавный случай, произошедший в это время, Ильин много позже описал в виде рассказа в своём рукописном сборничке "Мелочи".

Сапоги

"В гражданскую войну наш госпиталь, расположенный в поезде, стоял летом 1919 года недалеко от Уфы. Вагон фельдшеров был предпоследним в поезде, в нём было нас 10 человек и две медсестры. Поезд стоял двое суток. Было неизвестно, куда и когда он пойдёт. На то и война, чтобы не знать ничего определённого.

День клонился к вечеру, пошёл дождь. Не сильный, он упрямо и настойчиво барабанил в крышу вагона. Стало темнеть. Свободные от дежурства фельдшеры собрались в вагоне, зажгли огонь и занялись чаем.

"Вот ведь скука какая", - говорил Миронов, фельдшер из молодых и уфимец к тому же. "Ну скука, так развеселись!" - отвечал из угла хохол Мешко. "Да, пожалуй, развлечься надо", - задумчиво протянул Миронов. "Ну, так давайте развлечёмся, - сказал Шатров. - Миронов - человек здешний, пусть хоть нас в кино поведёт, и медсестёр с собой захватим". "Вот это дело! - сказал Миронов, соскакивая с верхних нар. - Давайте, братцы, быстрей собирайтесь!" Братцы быстро завозились.

Радость Миронова омрачилась, когда он взял в руки свои сапоги. Они были весьма плохие. Идти в такой обуви - мало радости. "Вот чёрт каптенармус! Уже неделю тянет, не выдаёт сапоги! Чёртова голова!" - сердился Миронов, вертя в руках сапоги.

"А ведь плохо в них будет идти" - сказал он, ни к кому не обращаясь, и вдруг обратился ко мне: "Старик, дай сапоги до кино сползать". "Не жалко, - говорю, - если подойдут, но если тревога будет, ты в ответе".

"Ни черта!" - ответил Миронов, пытаясь натянуть сапоги. Но сапоги не лезли: "Чего же мне делать теперь? Вот ведь несчастье!" А товарищи уже собрались и его торопили.

Тогда я решил помочь парню советом. Совет состоял вот в чём.

Из Белебея к нам в госпиталь сдали больного тифом генерала, а его вещи в большом узле отдали нашей медсестре Ивановой, и они были в нашем вагоне. В узле я видел сапоги…

Вот я и говорю Миронову: "Слушай, Миронов, попроси у Ивановой генеральских сапог до кино. Что им сделается? По крайней мере, будешь потом своим потомкам хвалиться, что в генеральских сапогах в кино ходил". Он уцепился за эту мысль и нажал на Иванову. Та не сдавалась, но её уговорили. Сапоги быстро извлекли из узла. Сапоги подошли. Миронов был в момент готов и выглядел счастливым женихом.

Все ушли. Было девять часов вечера, но от дождя и туч совсем темно. Остальные обитатели вагона улеглись после чая спать. Вдруг сквозь сон слышу, как кто-то отчаянно стучит в вагон и кричит: "Эй, слушайте, это вагон 182 и три ноля? Здесь сестра Иванова?"

"Здесь", - отвечаю. Встаю, отворяю двери, зажигаю огонь. На шум проснулись и другие. Смотрим - в вагон влезает огромный солдат и снова спрашивает: "Здесь сестра Иванова?" - "А зачем вам она?" - "А вот зачем. Нужно получить вещи генерала. Я ихний, значит, денщик, Лука Поливанов, рядовой. Так, значит, час тому назад генерал померли, а генеральша и дочь её решили его сейчас же обрядить на тот свет. И первым делом нужны сапоги. Сейчас же нужно!"

"Сапоги!"- вскрикнули мы все разом.

"Ну да, сапоги, ведь его при форме будут хоронить, по-хорошему. Не босым же в гроб класть. Ну, братцы, давайте скорее, ведь шагать-то мне с сапогами пять вёрст, а ночь ведь".

Мы почувствовали, в какое попали положение, нарядив Миронова в генеральские сапоги. Говорю: "Вы, друг, маленько не вовремя пришли. Нет медсестры сейчас, в город вышла, а когда вернётся, неизвестно". - "Ну, а мне что ж? Не без сапог же идти?"

Тогда мы всем коллективом поручились Поливанову, что как только вернётся медсестра, заберём у неё сапоги и пришлём с санитаром. Поливанов долго не соглашался. Наконец уступил, сказал нам адрес, выскочил из вагона и скрылся в темноте.

Проводив его, мы долго смеялись, обсуждая этот случай на все лады. Вскоре пришли наши герои, все в грязи, и мы их "обрадовали". Медсестра Иванова стала бранить нас, а Миронов в особенности. Бросил сапоги и побежал за санитаром в соседний вагон. Сапоги привели в порядок. Санитар тоже явился, его направили по адресу, а Миронова заставили уплатить санитару денежку. Он долго не соглашался, но мы настояли.

До утра не спали. Вагон распирало от смеху. Миронов сначала сердился и посылал нас к чёртовой матери, а после смирился, смеялся вместе со всеми и всё кричал: "Вот, чёрт, угораздило! Нагрели на десятку!" И опять смех.

Утром уже все знали об этой истории и при появлении Миронова глядели на его сапоги и широко улыбались". // Июнь 1919.

[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
Иван Ильин, 1917 год Жена Ильина - Мария Ивановна "Вот, чёрт, угораздило! Нагрели на десятку!"


 в рубрике: История Миасса/Миасс в лицах 

"Включайте радио, там оперу передают!"

"Всё должно идти из души"

"А меня вообще сослали в бухгалтерию!"

"Увидела, как делаются калоши и конфеты"
Светлый ум, золотые руки
В год учителя - о "русском чехе" Эммануиле Мали
"Девчонки были просто влюблены в своего учителя"
Что запомнили ученики о педагогической династии Ильиных
"Что завтра?.. Что потом?.. Нам не дано узнать"
В год учителя - о Михаиле Ильине, профессоре, изобретателе, учёном
"Домой еду только с вещами"
Зять народного учителя Ивана Ильина в годы войны сменил профессию педагога на разведчика
"Поймали немца с радиостанцией на чердаке купеческого дома"
Зять народного учителя Ивана Ильина в годы войны сменил профессию педагога на разведчика
"Пуля вылетела из спины и упала в сапог"
Зять народного учителя Ивана Ильина в годы войны сменил профессию педагога на разведчика


 последние новости 

Уфу, Миасс и Златоуст свяжет туристический поезд

В Миассе за помощь мошенникам задержали 19-летнего парня

Где в Миассе запланировано отключение света?

Водитель, сбивший подростка в Миассе, проехал на красный свет
"Включайте радио, там оперу передают!"
Миасский доктор Лишневский ставил точные диагнозы без УЗИ и МРТ
Для пенсионеров Миасса проходят шахматные мастер-классы
Уроки интеллектуальных игр в центре социального обслуживания даёт серебряный волонтёр
Трасса М-5 от Миасса до Челябинска станет четырёхполосной
Капремонт участка трассы от Миасса до столицы Южного Урала завершится уже летом 2024 года
Подросток попал под машину на улице Миасса
Авария произошла под вечер на улице 8 Июля
Инструкторы ГОЧС Миасса продолжают подомовой обход жителей
Основная цель - инструктаж по правилам поведения при угрозе подтопления дворовых территорий
В лесу под Миассом застряли рыбаки из Златоуста
Машина рыболовов застряла у озера Тургояк. Пришлось обратиться к спасателям

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: LdtCK62fw

Как разместить здесь рекламу

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: LdtCK7EcD







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.