сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, Международный день многосторонности и дипломатии во имя мира, среда, 24.04.2024

На сайте 641 читатель
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 




 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Апрель, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
Как выжить в санкции и пандемию: история одной компании
Как не остановить производство и выжить во время санкций и период пандемии
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=64751
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: По материалам СМИ
Опубликовано: 16.09.21 10:17
фото

Как выжить в санкции и пандемию: история одной компании

Два с половиной года назад власти США объявили очередные санкции против российских граждан и организаций. В число личных врагов Америки тогда был зачислен Олег Дерипаска и подконтрольные ему активы из промышленных групп En+, "Базовый элемент", холдинга "Русские машины", компаний РУСАЛ, "Евросибэнерго", "Группы ГАЗ", агрохолдинга "Кубань". Речь тогда шла о десятках предприятий страны, на которых трудились порядка 150 тысяч человек. Подробный материал подготовил сайт expert.ru.

Санкции на Олега Дерипаску и его активы были наложены весной 2018 года. Тогда самого бизнесмена и подконтрольные ему компании внесли в Specially Designated Nationals List (SDN List), предполагающий максимально жесткие ограничения. Тем самым Минфин США приравнял крупнейшие российские бизнесструктуры, работающие по всему миру, к наркоторговцам и "отмывщикам" денег.

Принципиальное отличие данного режима от других видов санкций - он был направлен не только против фигурантов, но и против их контрагентов, если те проводили "существенные транзакции" в интересах лиц из санкционного перечня. Контрагентам грозили ограничение на экспорт товаров из США, запрет на получение любых финансовых услуг в США и привлечение финансирования с участием американских банков и инвесторов, введение ограничений на владение имуществом в США и запрет на выдачу виз и на въезд в США руководству компании и её контрольным акционерам. Попавшим под санкции было практически невозможно выйти из-под них.

Но в январе 2019-го управление по контролю над иностранными активами (OFAC) минфина США объявило о снятии санкций с En+ Group и принадлежащих ей РУСАЛ и "Евросибэнерго". При этом Группа ГАЗ и "Русские машины" до сих пор числятся в "черном списке" США.

Формально причиной отмены санкций стало выполнение одного из требований американского Минфина, а именно - добровольный отказ Олега Дерипаски от владения и управления созданной им промышленной империей. По условиям соглашения с OFAC в советы директоров En+ Group, РУСАЛа и "Евросибэнерго" также вошли граждане США и Евросоюза.

Но даже несмотря на фактическую отмену санкций, сотрудникам En+, а также населению регионов, где расположены её предприятия, ещё надолго запомнится этот сложный период.

Как не остановить производство

Введение ограничений обрушило акции компании РУСАЛ в 2,5 раза буквально за считанные дни: остановились продажи и была парализована операционная деятельность крупнейших алюминиевых заводов. В подобных условиях главной целью менеджмента в первую очередь было обеспечить безопасность для работников в регионах.

"Благодаря руководству компании на зарплате рабочих санкции никоим образом не отразились. Но волнения и, скажем так, внутренние метания были. По той простой причине, что мы металл не отправляли потребителям, он у нас копился на складе готовой продукции. По моей информации, до 75 тысяч и даже до 100 тысяч тонн мы его скопили" - вспоминает председатель рабочего совета Красноярского Алюминиевого Завода, начальник производственно-диспетчерского отдела Виктор Тихомиров.

"Очень хорошо помню 2018 год. Я работаю на участке отгрузки готовой продукции, а именно там последствия санкций оказались особенно наглядны. У нас значительная часть продукции идёт за рубеж. Когда американский рынок и рынки других стран из-за санкций отказались принимать наш алюминий, его пришлось размещать металл на складах. Но у нас на заводе предусмотрено хранение не более 2,5 - 3 тысяч тонн продукции, в крайнем случае - доходим до 5-7 тысяч. А тут пришлось складировать порядка 100 тысяч тонн", - говорит работник участка отгрузки готовой продукции КрАЗа Александр Голованов.

На КрАЗе возникла необходимость в дополнительных складах. "Мы искали площадки на наших же ближайших предприятиях, где можно разместить невостребованную продукцию. То есть работы у нас меньше не стало, наоборот - добавилось. Пришлось заниматься ещё перевозкой металла на новые складские площадки - по 7-10- тысяч тонн в месяц. Для этого даже привлекли на помощь работников из других подразделений завода", - комментирует Александр.

По рассказам заводчан кажется, что "обошлось малой кровью", хотя на деле РУСАЛ оказался в критическом положении. Невозможно долго работать "на склад", и в таком режиме банкротство обычно неминуемо. То, что компания смогла достаточно быстро найти новых покупателей на внутреннем и внешнем рынке - исключительно заслуга её специалистов по сбыту.

Много клиентов было сразу потеряно. РУСАЛу пришлось начать оперативно искать покупателей и новые пути отгрузки продукции, ведь из-за санкций была нарушена даже транспортная цепочка: где-то не давали суда под фрахт, где-то стали отказывать в предоставлении вагонов под погрузку.

Русаловцы рассказывают, как только назначенный на пост Гендиректора компании Евгений Никитин "из командировок не вылезал", летал по всей стране и миру. Искать новых потребителей было очень непросто, ведь все зарубежные покупатели были запуганы американцами. Это продлилось около четырёх месяцев, и руководство РУСАЛа готовилось к самому худшему варианту развития событий.

"Не понимаю, где компания находила деньги в тот период"

"Естественно, народ волновался", - рассказывает Виктор Тихомиров, начальник производственно-диспетчерского отдела КрАЗа. На фоне волнений у рабочих возникла идея создать Рабочие советы - специальную организацию, объединяющую сотрудников. "Изначально это была инициатива электролизников третьего цеха нашего завода. Они первые подняли вопрос, потом к ним присоединились остальные рабочие завода и решили организовать рабочий совет, председателем в котором выбрали меня. А у руководства завода и компании хватило ума не давить, а наоборот поддержать эту инициативу", - добавляет Виктор.

Проблема в том, что до санкций Олег Дерипаска регулярно посещал заводы компании. Личное общение стало обычным делом для сотрудников: работники знали позицию руководства, а главное могли поделиться своими предложениями, обсудить реальные проблемы и совместно найти их оптимальное решение. Неожиданно этот диалог прекратился, и его было необходимо срочно возобновлять. Перед рабочим советом как раз и стояла задача наладить связь с менеджментом, ведь сотрудникам "на местах" было важно знать объективное положение дел. В силу своей должности Виктор Тихомиров ежедневно встречался с управляющим директором завода, выяснял новые обстоятельства, а затем "на пересменках бегал по участкам, чтобы охватить больше народу". "Я успокаивал людей, доводил информацию, и в результате все брожения на заводе вообще прекратились", - вспоминает Виктор.

Подобное происходило не только на КрАЗе: страх охватил все предприятия и, более того, целые регионы России. Алюминиевые заводы и энергопредприятия En+ - градообразующие, и без них невозможно представить жизнь ни в Шелехове, ни в Саяногорске, ни в Тайшете, ни во многих других населённых пунктах страны. Будут ли сокращения? Понизят ли зарплату? Что будут делать многочисленные представители среднего и малого бизнеса, сотрудничавшие с предприятиями из "санкционного списка"?

"Слава Богу, самого страшного не случилось, - рассказывает Алексей Соболь, президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири. - Видимо, компанией были приняты какие-то меры и в итоге всё это не так сильно, как могло, ударило по двум нашим городам - Шелехову и Братску - где расположены алюминиевые заводы. Потому что случись их остановка или сокращение производства - это была бы социальная катастрофа. В том же Шелехове ИркАЗ - градообразующее предприятие, а в Братске алюминиевый завод - одно из самых крупных. Плюс все подрядчики этих предприятия, вся связанная с ними инфраструктура. Это было бы очень-очень больно…"

В итоге не было ни сокращений, ни снижений зарплат. В качестве "поддерживающей меры" провели повышенную индексацию заработков заводчан. На всех заводах компании стартовала программа повышения заработков. И заработную плату рабочим действительно поднимали, даже в коронавирусном 2020-м. Более того, в том же году для сотрудников En+ и РУСАЛа запустили жилищную программу. Она уникальна тем, что первоначальный взнос по ипотеке участникам платить не нужно, как и 50% ежемесячного аннуитетного платежа на протяжении всего срока действия кредитного договора, - все расходы берёт на себя компания.

"Каких-то потерь в зарплате у нас не произошло. Что, честно говоря, тогда даже казалось странным и удивительным. Мы ведь на самом деле ждали, что случится сокращение рабочих мест, снижение объёмов производства. Думали, что какие-то цеха закроют из-за того, что наш алюминий стало невозможно продать. Но спасибо руководству, Олегу Владимировичу, за то, что сохранили и рабочие места, и уровень зарплаты. И в деньгах мы, рабочие, ничего не потеряли", - рассказал Андрей Шишкус, работник участка обработки электролизеров КрАЗа.

Жертвы санкций

Несмотря на сохранение стабильности в производственном контуре, санкции все равно нанесли вред экономике регионов. "Санкции серьёзно затормозили наше развитие. Приостановились крупные проекты, которые на сегодня были бы уже реализованы. Отсрочилось наполнение бюджета и рабочие места. И это не говоря о потерянном мультипликационном эффекте, который даёт любое новое крупное производство. То есть средний бизнес региона тогда остался без подрядов и субподрядов от промышленников", - резюмирует Алексей Соболь, рассказывая про приостановленные тогда строительство Тайшетского Алюминиевого завода и инвестиционные проекты в Братске и Шелехове.

Конечно же, санкции прямым образом повлияли на социальные инициативы компаний Олега Дерипаски. Часть корпоративных и социальных проектов тогда всё равно пришлось приостановить или отменить вовсе. И от этого, естественно, вновь страдали регионы и простое население.

Так, например, в 2018-м одна из самых масштабных грантовых программ "Территория РУСАЛа" была проведена до стадии приёма заявок на получения грантов, экспертизы поданных проектов и определении победителей. Но вот самих грантов победителям в том году не выдали. Финансирование отложили на год, и для грантополучателей, да и самих регионов это была большая потеря. Важно учитывать, что программа была запущена ещё в 2010 году, и за это время благодаря ей в 9 российских регионах было создано и восстановлено более 250 различных объектов социальной инфраструктуры. В свою очередь проекты, признанные победителями, получали финансирование на сумму до 50 миллионов рублей. И что же в 2018-м?- Ничего.

"Когда накладывают санкции на наши градообразующие предприятия, то большие неприятности начинаются не у акционеров, они-то их как-нибудь переживут, а у работников этих предприятий и всех жителей территорий, где они находятся", - рассуждает Максим Модин, мэр Шелеховского муниципального района. "У нас здесь есть Центр социальных проектов РУСАЛа и мы каждый год подавали туда заявки на конкурс по финансированию разных социальных нужд: по ремонту школ, по приобретению какого-то оборудования, благоустройство территории и т.д., - делится воспоминаниями Максим Модин. - И в том году мы все заявки как обычно подали и уже знали, какие из них выиграли и ждали денег. А нам сказали: всё, ребята, простите, но денег не будет".

Но мэр Шелеховского муниципального района рассказал и о другом сложном кризисе - коронавирусном, пройти который, уже выйдя из-под санкций также помогли градообразующие предприятия. Напомним, по инициативе Олега Дерипаски в 2020 году были построены семь госпиталей - Центров спасения для борьбы с COVID-19. Новые больницы открылись в семи городах Урала и Сибири: Краснотурьинске, Ачинске, Богучанах, Братске, Тайшете, Саяногорске и Шелехове.

"Система здравоохранения региона у коронавирусный период не справилась бы со своими задачами без госпиталей, построенных Олегом Дерипаской. Эти госпитали сыграли важнейшую роль в борьбе с пандемией" - говорит Министр здравоохранения Иркутской области Яков Сандаков.

В том же Шелехове госпиталь построили за полгода. Причём и работу строительных подрядчиков, и поставку оборудования жестко контролировали в En+ Group и РУСАЛе. Причём, благодаря Дерипаске были не только построены больницы. В города присутствия регулярно поставляют медикаменты, антисептики, оборудование и даже машины скорой помощи: "РУСАЛ подарил несколько машин скорой помощи городу - причём эти неотоложки супероснащенные, в них можно даже проводить реанимацию. А когда пандемия пройдет, должна же она когда-нибудь кончиться, госпиталь у нас останется и будет специализирован под пульмонологию" - добавляет Максим Модин.

"Олег сильный боец"

Ещё в 2019 году в своём интервью для "Эхо Москвы" главный редактор "Независимой газеты" назвал Олега Дерипаску "бойцом": "Снять со своего бизнеса санкции при такой агрессии и при таком уровне обвинений, которые там были, - это очень круто, на мой взгляд. И то, что все контракты, которые эти компании заключили, сейчас будут исполняться в полном объёме. Рабочая сила останется, доходы останутся, будут развиваться. Мне кажется, это очень здорово", - отметил тогда Константин Ремчуков. С его рассуждениями трудно не согласиться, особенно если пообщаться с людьми, которые на себе ощутили всю тяжесть ситуации.

С момента введения санкций прошло уже более трёх лет, и сейчас самое время делать выводы. Можно бесконечно одобрять или, наоборот, критиковать антикризисные меры, принятые Дерипаской и менеджментом его компаний, но факт остается фактом - санкции сняты, а значит было предпринято всё возможное для продолжения работы предприятий и обеспечения жизнедеятельности целых регионов страны.

[версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
Как выжить в санкции и пандемию: история одной компании Как выжить в санкции и пандемию: история одной компании


 в рубрике: По материалам СМИ 

Набор для шашлыка за год вырос в цене на 11 процентов

Мошенники начали использовать новую схему для взлома "Госуслуг"

За год в России резко подорожали бананы

На Тургояке проложили инклюзивную экотропу
Челябинская область - в середине рейтинга по доходам населения
За год наш регион опустился в рейтинге сразу на 11 строчек
В Челябинской области - самый дешёвый бензин
Южный Урал - лидер по цене на топливо марки АИ-92 в стране
В России появится ГОСТ на школьную форму
Стандарт нужен, чтобы избежать использования материалов низкого качества при шитье формы
На электросамокаты могут начать устанавливать номера
Номерные знаки предлагают сделать аналогичными тем, что имеют автомобили
Рост цен на мясо, макароны и хлеб на Южном Урале замедлился
На ценообразование повлиял рост производства мясной продукции в Челябинской области
Учёные из Миасса и Ирана начинают совместный проект
Исследователи повторят путь ираноязычных скотоводов


 последние новости 

В Миассе пенсионерка повторно перевела мошенникам больше миллиона

В центре Миасса на неделю отключат горячую воду

Три новых поезда проследуют через Миасс на юг страны

Некоторых жителей Миасса ждут отключения света
"Бессмертный полк" в 2024 году снова пройдёт онлайн
Из соображений безопасности привычное шествие заменят другие мероприятия
Боксёры Миасса вернулись с областного турнира с девятью медалями
В копилке миасских спортсменов - полный комплект наград областного турнира по боксу памяти Владимира Филипьева
Совет ветеранов совершил экскурсию "По Ленинским местам Миасса"
В день рождения В.И. Ленина члены Городского Совета ветеранов провели культурно-историческую экскурсию "По Ленинским местам Миасса"
От укусов клещей за неделю пострадали 88 жителей Миасса
С начала сезона уже больше ста человек с укусами клещей обратились за помощью в травмпункт горбольницы № 2
В Миассе на берегу Тургояка пройдёт субботник
Принять участие в уборке берега Уральской Жемчужины приглашают горожан в эту субботу
АЗ "Урал": успешная неделя без турникетов
В рамках акции "Неделя без турникетов" более 300 школьников и студентов познакомились с деятельностью автозавода в Миассе

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: LdtCK62fw

Как разместить здесь рекламу

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: LdtCK7EcD







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.