Опубликовано: 17.07.2024 10:54 |
Байкало-Амурской магистрали - 50 лет. Россия широко отмечает юбилей этой грандиозной комсомольской стройки. В Миассе, кстати, тоже есть люди, внесшие посильную лепту в строительство уникального транспортного маршрута.
Но знают ли они и знаете ли вы, наши читатели, о том, что в Миассе тоже был свой "БАМ"?.. Назывался он, конечно же, по-другому, но тоже имел статус всесоюзной ударной комсомольской стройки. И строилась у нас (точно так же, как в 1970-е годы Сибири, только на 20 лет раньше) железнодорожная магистраль Миасс-Учалы.
...В 1940 году, в Учалах открыли крупное месторождение рудных пород, началась их разработка, но грянула война, работы прекратились. В послевоенные годы, вплоть до 1954 года, здесь добывали только золото. Однако заводы Урала нуждались в медной руде, доставить которую можно было только по железной дороге.
Советское правительство приняло решение соорудить железнодорожную ветку Миасс-Учалы, которая должна была соединить богатое Учалинское медное месторождение с медеплавильными заводами Урала. Стройку объявили всесоюзной ударной комсомольской новостройкой шестой пятилетки.
...В мае 1955 года в сосновом бору на окраине Миасса, где стояла лишь избушка лесника, зазвенели топоры плотников. Это приехали первые строители. Было их 20 человек. Под руководством старшего прораба первой колонны восстановительного поезда № 119 П.Е. Круповяткина они взялись за возведение временных сборно-щитовых домов. Тогда же началось строительство земляного полотна под руководством инженера А.Л. Осипова.
Свыше 300 юношей и девушек из Калуги, Пензы, Ульяновска, Ставрополья по путёвкам комсомола приехали на Урал строить дорогу. Надолго запомнилась первостроителям суровая уральская зима 1956-57 года. Бураны беспрестанно заметали трассу новой магистрали глубокими снегами. Парни и девчата с песнями выходили на борьбу со снежными заносами. Лопатами расчищая себе путь, они метр за метром двигались вперёд. В ту суровую зиму самоотверженность в труде показали также машинисты паровозов Перцев и Бобиков. Проводя поезда со строительными материалами по заснеженным путям, они подвозили к месту укладки готовые звенья и балласта. Были случаи, когда путь был настолько заметён снегом, что паровозы сходили с рельсов.
Но, хоть и неприветливо встретил ребят Урал, они не сдрейфили и показали, что умеют преодолевать трудности походной жизни.
В феврале 1956 года, в дни трудовой вахты в честь 20 съезда КПСС, были уложены первые восемь километров рельсов новой дороги. Каждый день на станцию Миасс прибывали грузы с кирпичом, шлакоблоками, цементом и другими строительными материалами
Отлично справлялись со своим делом путейцы. Бригада Г.И. Новикова ежедневно перевыполняла задания: при норме 12 погонных метров пути на одного рабочего они укладывали до 20 метров. На участке протяжённостью 60 километров день и ночь велись работы по устройству насыпи, укладке шпал, рельсов.
(Продолжение следует...)