сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, День дочери, четверг, 25.04.2024

На сайте 702 читателя
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 




 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Апрель, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
В стихах наша сила и мощь!
Искусство поможет укрепить экономическую мощь страны - уверен Валерий Кузнецов
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=9859
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: Интервью
Опубликовано: 06.04.07 12:58
Обсуждение: 1 сообщение
фото

В стихах наша сила и мощь!

Валерия Кузнецова знают многие миасцы. Но на вопрос: кто он? - каждый ответит по-своему. Одни скажут: тележурналист "МиассТВ", автор документального фильма об истории Миасса; другие - поэт, выпустивший недавно свою первую книгу "Последний мамонт"; третьи вспомнят, как вместе с ним работали в "оборонке"; четвертые назовут его спортсменом. И никто не погрешит против истины. Наверное, именно таких людей, как Валерий, можно назвать гармонично развитыми. Сегодня, 6 апреля, у нашего коллеги юбилей. И хотя сам он не придает большого значения этому событию, оно может стать "законным" поводом для общения с интересным человеком.

- Валера, по опыту работы в городских газетах я знаю, что далеко не каждый литератор может с равным успехом проявить себя в журналистике - у этих сфер творчества совершенно разная природа. И по сути своей поэзия говорит о вечном, газета и телевидение - в основном о сиюминутном. Как в тебе уживаются журналист с поэтом (да простят нас читатели, давнее доброе знакомство позволяет общаться на "ты" - ред.)?

- Одно другому, конечно, мешает. И рядом они друг с другом не стоят. Но, во-первых, я себя никогда журналистом не считал. Хотя в университет поступил на факультет журналистики. Но у меня был хороший контакт с преподавателями, они мне и посоветовали, уже после того как были сданы экзамены, перейти на филологию, что я тут же и сделал. Хороший филолог, по-моему, может работать журналистом, а вот наоборот - никогда. Так что литератор я больше, чем журналист, работа в газете (раньше) и на телевидении - это моя служба, мой хлеб.

- Место, однако, не самое хлебное. Ты ведь не только это умеешь делать.

- Ну да, работал и в оборонке, зарплата там была не сравнима с корреспондентской. Но, с другой стороны, работать в журналистике интересно. Я когда пошел в газету, не задавался особо такими вопросами, просто втянулся в это дело. Журналистская работа, свойственная ей оперативность, быстрота - смена декораций, я бы сказал, - дает многое, никакое воображение этого не заменит. Некоторые говорят: журналистика позволяет материал накапливать для литературного творчества, но мне кажется, это "от лукавого". Работа - она и есть работа.

- Тебе не кажется, что сейчас в журналистике настойчиво проявляются довольно неприятные тенденции - она становится, как бы это сказать? - все более ангажированной?

- Я согласен со многими видными журналистами, которые говорят о появлении большого количества дилетантов в нашей профессии. Люди приходят за некой романтикой, не являясь на самом деле специалистами, способными работать со словом - как мне кажется, это главный недостаток нашей профессии. Можно, конечно, говорить об условном делении на провинциальную и "большую" журналистику, но это не так существенно.

Что касается заказных материалов, то они преобладают все-таки периодами - перед выборами, скажем. Понятно, что не от хорошей жизни журналист идет на такие вещи. Если посмотреть на это с точки зрения морали - думаю, каждый человек сам определяет для себя пределы приемлемого, как он себя ведет, когда его покупают, можно в любой ситуации оставаться честным, а можно и не очень. Всегда стараешься, чтобы таких вещей было меньше в жизни, но иногда приходится на это идти. Меня как-то Бог миловал, не часто приходилось писать "заказные" материалы. Предпочитаю подработать, публикуясь в областных изданиях, в "Московском комсомольце". Пишу на темы, которые для города не очень интересны, но востребованы за его пределами. Хотя бы знаешь, что делаешь нормальную, интересную работу.

- Тебе довелось поработать и в газете, и на телевидении. Это ведь тоже далеко не одно и то же.

- Телевизионная журналистика значительно отличается от газетной. Человеку это либо дано, либо нет. Работать на телевидении могут не все. У нас проблема непрофессионализма тоже стоит очень остро. Далеко не все желающие показаться на экране понимают, что это нелегкая работа, делать надо очень многое, причем быстро и хорошо. На телевидении очень ценится умение писать оперативно и качественно. Если тебе это не дано - вряд ли получится. Только отдельные представители нашей профессии могут себе позволить делать фильмы, что-то творить для души, это достаточно тяжелый труд. Думаю, что и столичная тележурналистика от провинциальной принципиально не отличается.

- Так сколько же лет в тебе соседствуют поэт с журналистом?

- Достаточно давно. Когда начинаешь писать стихи, еще не осознаешь, что из этого со временем получится. А потом открываешь газету - смотришь, люди печатаются. И у меня, вроде, не хуже. Тщеславные струнки есть же внутри у каждого. Начинаешь искать выходы для своего творчества, посещать литобъединения. Потом приходит понимание, что литература - это тоже работа, и довольно сложная. Тем более - поэзия. Она стоит огромных душевных усилий. И если относиться к этому серьезно, то надо все бросать и заниматься только этим, когда есть о чем писать, накоплен багаж.

А вообще литература и журналистика могут жить в человеке параллельно. Нормальное в принципе состояние. Не знаю, всем ли можно бросать работу и заниматься только литературным творчеством. Для этого нужно быть очень хорошо издаваемым, многотиражным автором, чтобы жить на гонорары. А писать в стол в надежде, что когда-нибудь потом, после того как ты уйдешь из жизни, тебя опубликуют - не совсем интересно, конечно.

- Как начал писать стихи: захотел и начал или не мог не писать?

- Бывает, что подступает нечто такое - вроде нельзя не написать. Пишешь. Я так и начинал, не помню уже, в каком классе, не придавая этому большого значения. Быстро - раз, написалось что-то такое. Я уже не очень хорошо помню, как это было, и первых стихов не помню, хотя, может быть, где-то они и есть.

А потом, когда имеешь целью работу над книгой, в которой уже должна быть основная мысль, цикл должен быть чем-то объединен, - тут уже больше собственно работы. Ставишь цели и идешь к ним. У меня бывают моменты, когда работаешь сразу над десятью стихотворениями. Это уже индивидуально. Некоторые говорят, что если есть строка, две строки, строфа - нужно обязательно закончить стихотворение, и только потом идти дальше. Я легко могу сразу работать над несколькими, какие-то фрагменты лежат годами, не знаешь, что с ними делать. Нужно время, чтобы оно отлежалось. Потом напрягаешься, если понимаешь, что надо закончить, и заканчиваешь. Стихи - малая форма, но не самая легкая, конечно.

Что касается прозы... Тургенев, я знаю (конечно, не сравнивая с ним себя), говорил, что пока не напишет произведение в голове, не выносит, не знает, как подойти к бумаге. Бывает и так. Но не у меня. Я думаю, что надо просто садиться за стол, писать, править, многое приходит во время работы. А в журналистике - здесь все достаточно просто. Люди, которые владеют словом, на заданную тему всегда могут что-то написать. В этом плане я не напрягаюсь совершенно. Если пишешь на какую-то тему, ее обычно знаешь. А если не знаю, то и не пишу.

- А при подготовке проблемного материала?

- Пытаешься вникнуть в проблему, пока не вникнешь - не напишешь.

- То есть, фактуру нанизываешь на стержень собственного восприятия, понимания вопроса?

- Обязательно. А потом вокруг этого стержня собираются детали, они очень важны в любом материале. Когда их много - хорошо, они создают ткань. Единственная сложность для меня в журналистике - это время. Где его взять, чтобы на все хватило?..

- Валера, ты пушкинского "Пророка" хорошо помнишь?

- "Глаголом жги сердца людей..."

- "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей". Ты как считаешь, это просто художественный образ или действительно судьба, миссия поэта, его роль?

- Я думаю, на определенной степени развития таланта тебя подвигает к неким обобщениям, когда в малую форму вкладывается большое содержание. И у Пушкина, мне кажется, тоже так было. Если взять его раннюю лирику, так нет глобальных обобщений. Масштабность произведений говорит о том, что автор уже умеет сделать из частности глобальные выводы. Но много произведений такого уровня в творчестве одного автора, скорее всего, быть не может. Нюансы, о которых я говорил, тоже интересны. Нельзя писать только крупными штрихами. Получится схематично, это убьет творчество. Так называемые "маленькие темы" тоже необходимы. В 80-е годы прошлого века было понятие "поэты второго ряда", к ним относили Ваншенкина, Самойлова, а потом вдруг оказывается, что это тоже высокая поэзия.

- Ты очень хорошо сказал, но я немного о другом спрашивала: сам человек пишет или он проводник того, что ему посылается свыше?

- Знаешь, у меня было раза два, когда пишешь какое-то стихотворение, не знаешь как выразить, потом вскакиваешь ночью и как будто тебе кто-то диктует. Но что это - или результат твоих подспудных размышлений, или что-то другое? Скорее всего, первое. Сказать, что ты проводник, что тебе это кто-то надиктовал - невозможно. Да, было несколько раз. Но все остальное - результат осознанного творчества. Может быть, у великих поэтов иначе. Не знаю. Хотя закон жанра говорит, что вокруг своей профессии нужно создавать ореол таинственности, быть немножечко актером, говорить, что это дано свыше. А может, это от лукавого.

- А Бог есть?

- Конечно.

- Валера, мне кажется, что поэзия - это страшная сила (хотя героиня Фаины Раневской сказала это о красоте). Она может оказывать на человека очень мощное эмоциональное воздействие.

- Может, конечно. Но не знаю, что здесь важнее - сама поэзия или ее "потребитель", который к этому должен быть готов. Я, к примеру, люблю стихи Гумилева, другие больше любят Пушкина, Пастернака. Неоспоримо, что автор не должен "прогибаться" под определенную аудиторию, надо тащить ее "за хвостик" до своего уровня. И пусть тебя будут читать пять, шесть человек, пусть такую поэзию называют элитарной, но тем не менее ты и себя не уронишь, и найдешь отклик у своего читателя.

Людей, я думаю, надо готовить к восприятию прекрасного, хотя это и громко сказано. Мне приходилось видеть детей 14-16 лет, у которых не было детства. Им никто не читал Пушкина, Чуковского, Маршака в тот период, когда ребенок наиболее восприимчив. Они не могут связать три-четыре слова. Могут ли они что-то понять в поэзии? Наверное, вряд ли.

Когда я в детстве по-настоящему стал читать - у соседей была хорошая библиотека - Фенимора Купера, Майн Рида, Жюль Верна, Джека Лондона, я понял: вот это да! И стал много читать. И потом о своем увлечении чтением никогда не приходилось жалеть. Все главные представления закладываются в человеке от шести до десяти-двенадцати лет, когда прочитываешь массу вещей.

- Значит, нужные книги ты в детстве читал! А цель у тебя сегодня есть, к которой надо идти? Ты ведь не собираешься подводить итоги и почить на лаврах?

- Надо работать. Сейчас в России, наверное, не время писать стихи, издавать книги, их и так написано и издано много. Но я слышал в какой-то умной передаче, что в развитых странах - Японии, Америке - крупные корпорации учат своих сотрудников рисованию, стихосложению. Люди, которые эстетически более развиты, хорошо работают, лучше крутят гайки, экономическая мощь страны от этого, как ни странно, растет. Они к этому уже подошли. Нам пока до этого далеко, но, может, со временем подойдем. Поэтому писать книги надо. Тем более что мы всегда гордились своей духовностью.

Цель издать еще одну книгу - это мелко. Искать какой-то эстетический идеал? Его трудно представить в качестве цели. Сделать лучше, чем у кого-то? Каждый открывает свой поэтический мир.

Но, наверно, поэзия - такая вещь, которая для каждого автора конечна. Не зря, имея опыт, он начинает тяготеть к прозе. С чем это связано? Внутри каждого человека - поэта, художника - возникает некий импульс, по определению Маяковского, некий гул, ритм, который нужно реализовать в словах на бумаге. У меня то же самое - я знаю, слышу, каким размером напишу будущее стихотворение, хотя еще не знаю, о чем оно будет. Потом появится строчка, импульс может идти и от первой строки. Потом эти импульсы вдруг закончатся, значит, человек больше не должен писать стихи. Нет в тебе поэзии - совсем или временно - не пиши. Но это время можно использовать для написания прозы.

Я бы хотел что-нибудь написать в прозе для хорошего журнала. Что-то документальное о нашем крае. Здесь очень много вещей, которые мне интересны - история, этнография, археология. А когда заразился темой - писать легко. Простоев у человека пишущего быть не должно.

- А в столице не хотел бы жить? Там все-таки шире возможности для вашего брата-литератора.

- У меня есть стихотворение на этот счет (читатели найдут его в нашем приложении "Пегасня" - ред.). Отношения со столицей сложные. Бабушка и дед со стороны мамы - москвичи. Так что корни мои там. Но я не люблю столицу. Отец у меня был военным, мы все время кочевали, и двадцати дней, проведенные в Москве у родных, мне вполне хватало. Я не хочу там жить, не хочу там работать, не хочу иметь каких-либо дел. Может, жизнь когда-то заставит по издательским, писательским, "снимательским" делам, а жить - нет. Мегаполис на все накладывает определенный отпечаток, на всю жизнь. Это не способствует ничему, кроме, может быть, каких-то материальных моментов. Денег и возможностей там действительно много.

Чего бы хотелось мне как тележурналисту - снимать фильмы на какую-то историческую тему, про интересных людей. И это я, в принципе, могу делать и здесь. У нас такие удивительные люди есть в Миассе! Есть о чем рассказывать.

- Валера, а у души возраст есть?

- Нет, конечно, у души никакого возраста нет. В отличие от физического тела.

- А внутри себя тебе сколько лет?

- Как говорил Чак Норис, 39, но с 25-летним стажем. Где-то 39-40. Это самый хороший и плодотворный период в жизни, когда не думаешь о бытовых проблемах, свободен от многих семейных забот, много сил и впечатлений накоплено. Такой баланс оптимальный. Можно хорошо работать. К сожалению, время идет быстро. Но на возрасте не надо зацикливаться.

- У тебя, собственно, и причин для этого нет. Как удается держать физическую оболочку в соответствии с внутренним возрастом?

- Я привык к здоровому образу жизни. Если бы не был литератором, то, наверное, стал бы профессиональным спортсменом. Юность была спортивная, тогда это было не то чтобы модно - нормальное состояние, когда молодой человек играет во все, что можно. В оборонке, где я работал, это было культом. Выпускники вузов, приезжавшие на предприятие, владели не одним видом спорта, играли не просто во все, а здорово играли. В отличие от современной молодежи, отличающейся в этом плане инфантильностью.

И привычка остается. Я и бегом увлекался, участвовал в соревнованиях. До сих пор не бросаю. Сейчас прилично играю в настольный теннис. Восточные единоборства мимо не прошли, занимался достаточно серьезно, навыки есть. "Физике", чтобы она функционировала более-менее нормально, надо все время искать какие-то новые нагрузки.

- То есть, не для спортивного результата, а для общего развития, самосовершенствования?

- Да. Культура - она ведь сказывается во всем. Если человек на свою физическую форму не обращает внимание, возникают проблемы с этой стороны, и тогда ему уже ни до чего другого дела нет. Чтобы самореализоваться, нужно быть к этому готовым и физически. Кому-то, может, это дано от природы, мне не дано.

- Как-то неубедительно звучит!

- Я думаю, что не дано. Нужно себя делать в буквальном смысле.

Беседовала Оксана Овсянникова
[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter


 в рубрике: Интервью 

"Будущий сквер станет важной точкой притяжения"

Про благоустройство, транспорт, горячую воду, дизайн-код...

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Беда современного школьника - огромное количество информации вокруг него"
"Быть юристом - это жить проблемой своего клиента"
Интервью с управляющим партнёром юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергеем Гаврюшкиным в канун Дня юриста
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
Заведующая фольклорным отделением ДШИ № 2 Любовь Улякина - о любви к народному творчеству и насыщенной жизни юных фольклористов
Не только вкусно, но и с сертификатом!
Миасский сыр "Легенды вкуса" получил сертификат качества в Москве
"Основная цель - сохранить производство"
Конкурсный управляющий АО "ММЗ" рассказал о перспективах предприятия по выходу из кризисной ситуации
"Обсуждать можно много чего, но с законом не поспоришь"
Как проекты благоустройства по инициативному бюджетированию проходили отбор - рассказал начальник управления ЖКХ, энергетики и транспорта администрации МГО Роман Комаров
"От такого подхода наше государство не становится цивилизованнее"
О плюсах и минусах параллельного импорта в России рассказал эксперт в сфере интеллектуальной собственности, юрист Сергей Гаврюшкин


 последние новости 

Депутаты Миасса озадачились проблемой выгула скота

Выпускники сельских школ Миасса познакомились с "Высокой кухней"

В Миассе прошли соревнования конькобежцев, посвящённые героям

Жителей части Миасса и посёлков ждут коммунальные отключения
В Миассе продемонстрировали готовность к сезону лесных пожаров
Специалисты продемонстрировали взаимодействие при ликвидации лесных пожаров
Индивидуальным предпринимателям Миасса напоминают о сроке сдачи отчётности
25 апреля - срок сдачи отчётности для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения
Миасские ориентировщики вернулись с соревнований с пятью медалями
За выходные спортсмены успели принять участие в двух соревнованиях по спортивному ориентированию
В Миассе появятся новые мусорные контейнеры
В рамках обновления контейнерного парка Центр коммунального сервиса устанавливает в Миассе 389 новых мусорных баков
На дорогах Миасса после зимы появились дефекты
Специалисты провели выездное обследование состояния дорог, отремонтированных в прошлом сезоне
В Миассе приводят в порядок кладбища
Первый этап уборки территорий кладбищ от скопившегося мусора продлится до 31 мая

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: LdtCK62fw

Как разместить здесь рекламу

Жителей Миасса приглашают на Всероссийский субботник
Глава Миасса Егор Ковальчук призвал жителей города позаботиться о чистоте своих районов и улиц

Лженачальник убедил жительницу Миасса перевести 350 тысяч
Злоумышленник написал женщине через мессенджер от имени руководителя её прежнего места работы

На дорогах Миасса после зимы появились дефекты
Специалисты провели выездное обследование состояния дорог, отремонтированных в прошлом сезоне

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: LdtCK7EcD







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.