сделать стартовой | обновить | Сегодня в Миассе, День оценщика в России, среда, 27.11.2024 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сайте 175 читателей |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Моя родословная" В течение десяти лет Анна Ивановна Красавина писала книгу о своей семье Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=56792
Много ли мы знаем о своих мамах, которых поздравляем сегодня, в последнее воскресенье ноября?.. А ведь мамы наши не только борщи горазды варить да носки внукам вязать. Иногда в них прячутся и иные таланты. Так, например, 71-летняя Анна Ивановна Алексеева (в девичестве Красавина) взялась за написание своей родословной после того, как сын, поражённый её подробными, со знанием дела, комментариями к фильму "Хождение по мукам", воскликнул: "Мама, да тебе книгу пора писать!". И в течение десяти лет Анна Ивановна, уроженка села Верхний Авзян, описывала всё виденное и пережитое ею за период с 1905 по 1986 год(!). А начала она с повествования о жизни большой дедовской семьи, состоящей из девятнадцати человек. "По вечерам изба деда превращалась в какие-то посиделки. Размещались кто где мог. Дед садился на маленький обтянутый кожей низенький стульчик около лавки против окна, разложив на лавке свои скорняжные инструменты. Шил хомуты, шлеи, уздечки и ремонтировал их также. Бабушка и другие женщины размещались с гребнями и прялками и, в зависимости от того, какое время года, пряли шерсть на сукна и чулки или же "прядиво", лён, коноплю, посконь на холсты. И пели...". А вот как описано автором гостевание в доме родителей взрослых детей: "Я очень любила, когда к деду с бабушкой приходили в гости дочери, сыновья. По большим праздникам наготовит бабушка котлы щей с мясом, картошки с салом, пирожков с осердием и другой снедью и угощает своих гостей. Большой стол в углу под образами, места за ним хватало всем, а когда были гости, то дети вместе за стол не садились, а забирались на полати и смотрели на гостей. Изредка на столе появлялась бутылка водки. Разливали её гостям по мизерным таким рюмочкам, а гости с того становились такими весёлыми! Выходя из-за стола, пускались в пляс под гармошку, на которой играл муж тётки Натальи. Как же она весело, задорно, прищёлкивая пальцами, плясала и притом пронзительно свистела! За всю свою жизнь после я никогда не слыхала такого отчаянного свиста. А свистеть она научилась опять же на работе с лошадьми, от её свиста лошади оседали на задние ноги". Любопытно будет нам узнать, как уральские крестьяне воспитывали своих детей: "Отец за шалости нас не наказывал: девчонки должны быть под надзором матери. А сыновей воспитывал сам. Ну, от матери нам влетало довольно часто. Она больше всего следила за тем, чтоб мы не сидели без дела. Все дети работали в своём хозяйстве. Убирали сено, огороды, иногда сеяли немного овса и ржи. Если кто вздумывал отвлечься чем-либо в своё удовольствие от заданного матерью дела, то сразу слышалось: "Ах вы, лихорадки этакие, сломить вам шею! Опять бездельничаете?". Мне было четыре года, а мать уже толкает веретено в руки или спицы вязальные - учись!". Нянька маленьких племянников, пастушка, огородница, пряха - всё испробовала Анна Красавина в неполные свои четыре года, потому что не было принято в крестьянских семьях лодырничать. Зато праздники крестьяне отмечали с размахом!.. "Родители мои были довольно религиозны, соблюдали все посты, большие и малые. А как они готовились к Рождеству, Пасхе и другим большим праздникам! Удивительное дело, что всегда всего у нас было вдоволь. Хлебы пекли сами: отец покупал муки и белой, и ржаной на год. Мяса завались - кололи свою живность: свиней, овец. Много забивалось и гусей, от которых я, как пастушка, страдала немало. Щипались они очень больно, особенно гусак. Когда хватаешь маленьких гусят в подол и бежишь с ними по двору, чтобы скорее заманить больших гусей, они особенно больно щиплют тебя за голяшки, с вывертом. Таких синяков насадят, что они с меня почти всё лето не сходят. …С первого дня праздника с утра в "кабинете" отца (маленькая квадратная комнатка размером 2,5 на 2,5) со стола убирались разные счета, амбарные книги и прочее, стелили белую скатерть. Ставили на стол гуся, запечённого в тесте и украшенного бумажками, водку, пласт капусты, грибков солёных, студень, рыбу и прочее. И ждали, вернее, держали стол накрытым до конца праздника: если Рождество, то три дня, Пасха - неделю. Приходили поздравить отца с праздником нагребщики угля, сторожа - словом, его подчинённые, и, разумеется, не все сразу, а поодиночке, кто как мог. Выпивали за здоровье Ивана Петровича, закусывали и чинно-благородно удалялись, не задерживаясь ни на минуту. Для гостей же стол накрывали в горнице. Стол всегда ломился от разной снеди. Подавалась на стол и водка. Пили, однако, немного. Я никогда не видела, чтобы после такой пирушки грандиозной кто-то б валился с ног". Немало страниц рукописной книги посвящены гражданской войне: "Хотя мы и мало ещё в чём разбирались, но наши симпатии были на стороне красных. Однако ни симпатии, ни антипатии наши не мешали враждующим сторонам забирать у населения то, что им требовалось в данный момент. Однажды поздно вечером мы сидели дома за чаем. Заходят четверо вооружённых, в чёрных полушубках, с красными лоскутами на шапках, сразу подходят к столу (отец даже не успел подняться со стула), окружили его, стуча прикладами, и говорят: "Нам нужна тёплая одежда для перевозки раненых. Давайте всё, что у вас имеется!". Ни слова не говоря, отец с бледным лицом собрал тулупы и полушубки, выложил перед ними. Они же, молча подобрав всё, не сказав ни слова благодарности, удалились. Мы молча сидели за столом и долго не могли прийти в себя. Днём во двор быстро забежал один солдат с ружьём, вывел из конюшни последнюю кобылу (она должна была вот-вот ожеребиться) и заставил отца запрягать. Тот начал было возражать, дескать, что же ты, не видишь, в каком она положении? Но это не возымело на солдата никакого действия… …Не знаю, сколько раз Верхний Авзян переходил из рук в руки от белых к красным и наоборот. Во время перестрелок, наступлений и отступлений тех и других из окна было видно, как бегут, ложась и падая, солдаты. Мы с братишкой стараемся всё увидеть, ничего не пропустить, а мать или отец, надаривая нас подзатыльниками, отгоняют: "Застрелят ведь! Прилетит шальная пуля и конец! Прячьтесь за простенок или ложитесь на пол, пострелята!". Стихнет перестрелка, глядишь, уже спокойно по улицам разъезжают верхами другие. Бывало и так: только стихло, идем гурьбой по ягоды километров за семь-восемь и в лесу слышим, как в заводе опять меняется власть". Воспоминания Анны Ивановны, охватывающие огромный период с 1905 по 1986 год, читаются с неослабевающим интересом до последней странички. К сожалению, автору не пришлось увидеть своей книги в печатном виде. Зато её прочли дети, внуки и правнуки, а значит, они смогли прикоснуться сердцем к живой истории страны.
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
главная | карта сайта | поиск | архив | наверх | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А. Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы. Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+. |