сделать стартовой | обновить | Сегодня в Миассе, День энергетика, воскресенье, 22.12.2024 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сайте 369 читателей |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Заяц" ломал двери и грубо бранился Помнит ли кто из читателей время, когда "лучшим контролем" считалась совесть пассажира?.. Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=56259
В 1966 году городская газета сообщила миасцам потрясающую новость: "В ближайшее время откроется автобусный маршрут без кондуктора. В салоне автобуса будет установлена касса. Пассажир сам опускает в неё монету, равную стоимости билета, и отрывает его с катушки. Шофёр по микрофону объявляет остановки. Такой маршрут сначала будет введён между конечной остановкой "Автозаводская" и посёлком Динамо. Первый рейс по этому маршруту совершит один из лучших шофёров пассажирского автохозяйства Анатолий Попов". Неизвестно, как отнеслись к этому известию горожане - возмутились? обрадовались? пожали плечами?.. Как бы то ни было, в миасских автобусах начала действовать система оплаты проезда, основанная целиком на доверии. Возможно, кто-то даже ещё помнит надписи на стенах автобусных салонов: "Лучший контроль - совесть пассажира". Как правило, в автобусе было две кассы, по одной у каждой двери, верх кассовых аппаратов был прозрачным, чтобы было видно, кто сколько денег бросил. Так как автобусы частенько были переполнены, то деньги передавались по цепочке, а опускал их и отрывал билет ближайший к кассе пассажир. При этом если требовалась сдача, то тот же пассажир терпеливо ждал, когда кто-то передаст мелочь, отсчитывал нужное количество монеток и отправлял сдачу в обратное плавание. Увы, получит ли свою сдачу честный гражданин на другом конце транспорта, зависело от честности всех, кто составлял "цепочку". Бывало, что монетки незаметно оседали в чьём-то кармане, а спросить было не с кого. Подобное миасское новшество, кстати говоря, для СССР к этому времени уже и не было "новшеством" - в Союзе от кондукторов стали отказываться в конце 50-х годов: плата за проезд в общественном транспорте была очень низкой, и государству было невыгодно платить ещё и кондукторам. Кроме того, в годы развитого социализма, который, по мнению идеологии, медленно, но верно двигался к коммунизму, считалось, что честность - лучший контролёр. Технику, однако, было легко обмануть: кинуть меньше денег (или вообще не кидать), а билетов оторвать сколько угодно. Так что долгое время оплата за проезд была, можно сказать, условной. На линии, правда, работали контролёры, которые прямо на месте взымали штраф с безбилетников. По результатам одного только рейда летом 1980 года, 40 миасских контролёров в течение дня выявили почти двести "зайцев". Один из них решил доказывать свою "правоту" силой - ломал двери и грубо бранился, так что водителю пришлось срочно менять маршрут, чтобы повернуть на улицу Калинина и сдать хулигана в милицию. Художника напилочного завода оштрафовали в этот день четырежды, причём в последний раз контролёры вынуждены были сдать "хронического безбилетника" в вытрезвитель. Не было предела возмущению работницы архитектурного отдела, которая считала, что имеет полное право проехать одну остановку бесплатно. Не чувствовали своей вины восьмиклассники школы № 14, которые нагло требовали от контролёров справки, чтобы оправдаться в школе за опоздание. Молодая женщина, вставшая у кассы, спокойно опускала в карман передаваемые ей деньги, делая при этом движения, будто опускает монеты в кассовый аппарат. Контролёру же заявила, что будто бы опустила 50 копеек и теперь собирает сдачу. Когда женщину попросили посчитать собранную ею мелочь и мелочи оказалось гораздо больше, чем 44 копейки, она стала утверждать, что опустила в кассу рубль. "По статистике, каждый девятый миасский пассажир отрывает билет, не платя за него. Для города эти маленькие мошенничества ежегодно оборачиваются 6-12 недополученными новыми автобусами", - грустно констатировали контролёры. Справедливости ради, скажем, что далеко не все граждане "химичили" с билетами - большинство оплачивали проезд как положено. Тем не менее, в 80-е годы кассовые аппараты исчезли из салонов и были заменены компостерами. Но, несмотря ни на какие способы контроля, выручка от продажи билетов снижалась. Стало ясно, что идеи коммунизма и бесплатного проезда отжили своё, транспортники снова стали мыслить экономическими понятиями, предприятиям необходимо было вливаться в рыночную систему. В конце 1980-х страна оказалась в глубоком кризисе, и люди просто перестали платить за проезд. Транспортным предприятиям ничего не оставалось, как в начале 1990-х годов вернуть кондукторов как лучший способ контроля за оплатой проезда со стороны граждан.
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
главная | карта сайта | поиск | архив | наверх | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А. Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы. Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+. |