сделать стартовой | обновить | Сегодня в Миассе, Международный день делегата, четверг, 25.04.2024 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сайте 851 читатель |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Как пленные немцы в Миассе играли Баха Старые вещи, хранящиеся в наших домах, могут рассказать много интересного Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=56122
Живёт в Миассе женщина, в доме которой 70 лет хранится совершенно необыкновенная вещь - скромная деревянная шкатулка, на крышке которой две надписи ("Любимой в день свадьбы" и "26.11.1949") и двойной, мастерски выполненный портрет юноши и девушки. "Это мне муж на свадьбу подарил, - с гордостью сообщила собеседница, легонечко поглаживая рукой лакированную поверхность. - Заказал военнопленным, которые работали, как и он, на УралЗиС. А портрет они срисовали с нашей фотографии…". …Не раз приходилось слышать о поистине золотых руках военнопленных, которым было подвластно, казалось, абсолютно всё - сделать никелированную кровать, изготовить мебель из красного дерева, починить часы, смастерить игрушки для миасских детей… Но подержать в руках столь раритетную вещь нам довелось впервые. И, как это часто бывает, совершенно неожиданно в одной из старых краеведческих книг (сборник "Золотая долина" 1993 года выпуска) нашёлся небольшой рассказ-воспоминание хорошо известного в городе (но уже, к сожалению, покинувшего этот мир) хозяйственного и общественного деятеля, краеведа, заслуженного рационализатора РСФСР, почётного гражданина г. Миасса Петра Алексеевича Кузина. Воспоминание пришлось "в тему", так как было посвящено как раз мастерству военнопленных. "Мы идём на первый концерт в лагерь военнопленных, - писал Пётр Алексеевич, - который в простонародье называли строительным, так как пленные работали главным образом на строительстве жилых и промышленных объектов города. Лагерь по составу был интернациональным. В основном там находились мадьяры (венгры) и поляки, немного чехов, югославов и немцев. Лагерь, обнесённый деревянным забором и колючей проволокой, располагался там, где сейчас перекрещиваются улицы Романенко и Гвардейская. До этого вечера мне не приходилось бывать в лагере, и меня приятно поразила чистота и аккуратность на улице, которая вела от ворот. По обе её стороны стояли бараки, а перед ними газоны с травой и цветами. Я спросил у жены: "Что, в бараках тоже порядок?". Она подтвердила, что и там чисто (жена работала в лагере секретарём начальника и, владея немецким языком, иногда переводила). Прямо на безлюдной улице были расставлены скамейки, стулья и табуретки для посетителей. Пленные готовились к концерту. Постепенно они стали выходить из бараков. Раньше я видел их только на строительстве, часто неряшливо одетых, небритых. Сейчас их было не узнать. Хорошо выбритые, умытые, в чистых рубашках они выглядели довольно прилично. Подходя, пленные садились на задние ряды, оставляя место гостям. Заместитель начальника по культурно-воспитательной работе оповестил нас, что мы услышим игру оркестра смешанных музыкальных инструментов под руководством дирижера и композитора Ганса Курта. Вскоре появился и он сам. Это был симпатичный, интеллигентный на вид молодой человек совсем не военной выправки. На ломаном русском языке он что-то сказал заместителю начальника лагеря. Жена мне объяснила, что он говорит, будто до сих пор не пришёл с работы музыкант-ударник, а без него начинать концерт нельзя. Тот пошёл выяснять, а я попросил жену познакомить меня с Гансом. Оказалось, что Ганс окончил Берлинскую консерваторию по классу композиции. Ему 25 лет, в армии был музыкантом. Попал в плен вместе с частью, которая была окружена. Не женат, но показал фото невесты, с которой переписывается. В это время вернулась в лагерь бригада, в которой работал всеми ожидаемый музыкант. Мы увидели, как он поспешил в барак приводить себя в порядок. Прежде чем начался концерт, начальник лагеря рассказал нам, как создавался оркестр. Кроме желания Ганса и уверения, что инструменты они СДЕЛАЮТ САМИ, ничего не было. Ганса освободили от работы. Прошли месяцы, прежде чем из столярной мастерской начали доноситься звуки. Трудно в это поверить, но пленные своими руками изготовили орган. Мы обратили внимание на чёрный ящик, который я вначале принял за пианино, но размером он был намного выше. "И что, он действует?" - спросили мы. "А это вы сейчас услышите", - ответили нам. И концерт начался. Ганс сел за орган и исполнил фугу Баха. Я был поражён. Сейчас трудно вспомнить, какие произведения исполнял оркестр, но что это была музыка Баха, Бетховена, Вебера, Моцарта - я запомнил, как, впрочем, и то, что инструменты, на которых играли музыканты, выглядели как новые". Этот эпизод мог бы показаться странным, если бы в интернете не нашлось подтверждение изложенному Кузиным факту музицирования в среде военнопленных. Как выяснилось, советские политинструкторы в лагерях придавали большое значение музыкальному досугу. Плененный в 1944 году берлинец Хайнц Роте в детстве обучался игре на скрипке, поэтому руководство одного из лагерей в Казахстане поручило ему организацию музыкального ансамбля. Вскоре он научился петь "Москва моя - ты самая любимая" и "От Амура до Березины", но ему разрешалось исполнять и немецкую песню "Розамунда". Приходилось и петь по приказу конвоиров. Военнопленный Иоганнес Бергман в мае 1945 года шёл в колонне узников по богемскому городку Иглава. Колонна получила приказ запеть. "Нас демонстративно провели вокруг рыночной площади, и мы должны были петь песню, чтобы показать, что мы побеждённые". Пели из страха, и Бергман уже не помнит, что именно. Некоторых немцев заставляли петь советский гимн во время утреннего построения. На работу ходили строем, и это очень напоминало военный марш. Чтобы все соответствовало военным обычаям, охранники заставляли петь. Такой же приказ нередко получали пленные, когда следовали по какому-либо советскому городу. Выходило небольшое представление. Немцев в такие моменты не ограничивали в выборе репертуара. Всё равно ведь почти никто не понимал слов. Ханс Гюнтер вспоминал, как он по желанию коменданта лагеря однажды пел при входе в Митаву: "Мы пели песни и радостно входили в город... Солдатские песни каким-то образом производили впечатление. Мы не чувствовали враждебности, всё было абсолютно нормально". Для справки В годы войны Советский Союз взял в плен 2 миллиона 389 тысяч немцев. Постепенно, вплоть до 1955 года, их отправляли в Германию. А до отъезда пленные восстанавливали то, что сами разрушили - заводы, дороги, просто дома в городах, работали на лесозаготовках, в шахтах и штольнях. В первые годы после войны плен был особенно тяжким, не хватало одежды, лекарств, еды. Изоляция от дома и неизвестность будущего (хватит ли сил, чтобы дожить до освобождения и, вообще, освободят ли?) - всё это деморализовало пленных. Но, в отличие от советских пленных в Германии, немцев в СССР не истребляли. Советскому Союзу нужны были рабочие руки…
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
|
Жителей Миасса приглашают на Всероссийский субботник Глава Миасса Егор Ковальчук призвал жителей города позаботиться о чистоте своих районов и улиц Лженачальник убедил жительницу Миасса перевести 350 тысяч Злоумышленник написал женщине через мессенджер от имени руководителя её прежнего места работы Депутаты Миасса обсудили исполнение бюджета за 2023 год Исполнение бюджета Миасса за 2023 стало главным вопросом на заседании трёх депутатскихй комиссий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
главная | карта сайта | поиск | архив | наверх | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А. Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы. Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+. |