сделать стартовой | обновить | Сегодня в Миассе, Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма, суббота, 09.11.2024 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сайте 421 читатель |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..." Интервью с миасским фольклористом Натальей Ролиной в рамках проекта агентства новостей NewsMiass.ru "Профессионалы" Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=55286
Недавно в агентстве новостей и информации "NewsMiass.ru" стартовал новый проект - "Что значит быть профессионалом?", в рамках которого специалисты из самых разных видов деятельности рассказывают о своём деле. Читатели уже узнали, каково быть спасателем, блогером и депутатом городского Собрания. Одной из читательниц захотелось выяснить, как живётся специалистам творческих профессий. Поскольку автор не уточнил, какого рода творчество имеется в виду, мы начали с музыки и обратились с вопросами к фольклористу, педагогу Миасского колледжа искусства и культуры и руководителю фольклорного ансамбля "Оберег" Наталье Ролиной. - Наталья Мавлетжановна, как правильно звучит название вашей профессии? - Я фольклорист. Была такая наука - музыкальная фольклористика: она изучала народную песню с точки зрения места её бытования, анализа музыкального, ладовых особенностей, манеры исполнения - таких специфичных моментов. Хотя сейчас науку эту называют "этномузыкология": это то же самое, просто название более точное. Это как в фильме про Шурика: он собирал тосты, и Нина его обозвала "фольклорист несчастный". А этномузыкология изучает исключительно музыкальную сторону фольклора. - В чём заключается ваша работа, что наполняет ваш день как фольклориста? - Как преподавателя - занятия со студентами, уроки. Причём уроки очень разные: от народного творчества, которое включает в себя изучение народных праздников, этнографии - быта людей, традиции, народного костюма, до, например, такой специфичной дисциплины, как расшифровка народной песни. Мы со студентами включаем аудиозаписи песен в исполнении носителей традиций - бабушек, которых записывали в экспедиции - и их расшифровываем, перекладываем песни на ноты. Как специалист обязательно участвую в фольклорных экспедициях: чтобы оставаться специалистом, нужно понимать сохранность традиционной музыкальной культуры на сегодняшний день. Когда есть возможность - собираю чемоданы, еду в экспедицию. - Почему вы выбрали именно эту специальность? - Особо не выбирала, так получилось. В детстве училась в музыкальной школе, и почему-то педагог, у которой я занималась, решила, что мне надо пойти в музыкальное училище. Хотя я всю жизнь мечтала быть учителем начальных классов. Наверное, класса с пятого уже читала книги специальные, готовилась, очень любила с детьми заниматься, работала пионервожатой. Наталья Геннадьевна Зайцева, мой педагог по сольфеджио, сказала: "Почему бы не в музучилище?". Хотя Михаил Павлович (педагог по специальности - фортепиано) очень пессимистично смотрел на этот вопрос: он не видел меня музыкантом - видимо, из-за того, что что-то мне тяжело давалось. Конкурс на фортепианном отделении был большой, и я успешно завалила экзамен. Места были на "академическом хоре" - и я переложила заявление туда. Там ответили: "У нас всё занято, но сейчас "народный хор" открывается - давайте туда". Так я попала на специальность "Народное хоровое пение". Хотя перечень дисциплин что на фортепиано, что на "народном хоре" был примерно одинаковый: и фортепиано, и дирижирование по два раза в неделю, и программа такая же сложная, и сольфеджио, и гармония, и теория музыки - всё на достаточно высоком уровне. - Вы не похожи на человека, который попал в профессию случайно. Когда же проявилась страсть к своему делу? - В училище педагоги сумели привить интерес, заразить желанием заниматься народным творчеством. Дальше была учёба в институте культуры, где тоже были замечательные педагоги. - Как получить такую специальность? Куда поступить? Чтобы стать музыкантом - нужно сперва получить свидетельство об окончании музыкальной школы? - Сейчас по закону требования учебных заведений не должны никоим образом нарушать права человека. Причём, это не только на нашей специальности - такие положения во всех документах прописаны. Например, в нашем колледже получить образование бесплатно может любой человек, который не имеет среднего специального образования. То есть, если он окончил 11 классов, даже вуз - когда-то давно, - можно прийти и получить среднее специальное образование. Даже в 50, 60 лет - не имеет значения. - А были и такие возрастные студенты? - Да. Например, у нас училась Маргарита - в то время она была регентом хора Богоявления. Вместе с ней училась и матушка из этого храма - тоже человек зрелого возраста. На отделении инструментального исполнительства учился мужчина-военный - ему было под 50. - Когда студенты оканчивают учёбу, куда потом идут работать, чем на хлеб зарабатывают? - Возрастные ученики обычно идут обучаться целенаправленно. Например, Маргарита была регентом, и ей пригодился диплом преподавателя, руководителя академического хора - знания помогали ей в работе. - А молодёжь на что может рассчитывать? - Очень востребованы руководители детских фольклорных ансамблей. Не в каждой общеобразовательной школе у нас есть такие специалисты. В музыкальных школах их тоже не хватает. Фольклорное отделение существует у нас только в третьей школе искусств и во второй. И то в них работает всего по одному преподавателю. Во всех остальных школах народного отделения просто нет - а у нас в городе школ искусств целых пять. - А доходы этих педагогов устраивают, или они выбирали профессию исключительно по зову души? - Надо сказать, что студенты сейчас пошли очень разборчивые: прежде чем пойти устраиваться на работу, они спрашивают, сколько будут получать. И не везде их это устраивает. Я спрашивала у ребят. "Нет, там мало платят, мы не пойдём, лучше пойдём в общеобразовательную школу," - видимо, где стабильно, где побольше нагрузка и где есть возможность заработать. На сегодняшний день в общеобразовательной школе зарплата выше, чем в музыкальной. - Как они могут подработать, если всё же выбрали работу не "по расчёту, а по любви"? - Во-первых, в нашей профессии можно работать не в одном месте. Если, например, на основной работе тебя не могут нагрузить полностью, где-то можно найти подработку. Сейчас очень много детских центров, очень востребовано музыкальное развитие детей. Мероприятия можно проводить. Если владеть какими-то традиционными ремёслами, то можно и с мастер-классами выступать, и что-то делать своими руками. - Когда вы начали работать, что для вас стало неожиданностью? Что в своей профессии вы себе представляли иначе? - Надо сказать, что неожиданностей не было. Очень часто я сама принимала решения, ставила цели, делала так, как мне надо. И в этом меня администрация всегда поддерживала - так было в любом учреждении, где я работала. Любые мои какие-то предложения, идеи - всегда поддерживались. Может быть где-то не финансово, но, по крайней мере, делом. И всегда со мной были рядом коллеги, которые очень помогали. Например, в дополнительном образовании всегда очень трудно набрать детей. Приходилось взаимодействовать с классными руководителями, которые целыми классами приводили ребятишек, и мы делали сувениры из глины. Работали целыми днями, группами. Потом очень хорошо лепили детки: со старшеклассниками мы даже начали ездить на конкурсы по глиняной игрушке, и достаточно успешно. По проведению мероприятий интересных было очень много идей. В старом городе, например, на торговую площадь мы договорились, чтобы привезли лошадь с повозкой. И мы всех детей-кружковцев катали на этой лошади, пели масленичные песни. Я даже не знаю, на какие деньги мы шили костюмы традиционные, сарафаны, но у нас весь коллектив был всегда одет. Поддержка была всегда - и со стороны руководителей, и со стороны родителей. - Что в вашей работе самое приятное и самое неприятное? - Приятное - что есть неиссякаемые идеи в народном творчестве. Можно себя проявить совершенно в любом виде творчества. И постоянно какие-то рождаются идеи. Вот, наверное, рождение творческих идей очень всегда вдохновляет. Самое неприятное - даже не знаю. Чтобы денег когда-то не хватало на какие-то идеи - никогда такого не было. Наоборот, как только появляются идеи - всё приходит. Я каждый раз думаю: если на месте сидеть и ничего не делать, точно ничего не получится. Но только вот немножко пошевелился - чуть-чуть буквально - как всё сразу на место встаёт. А так - особо неприятного нет. Благодарности ждать от детей, от учеников - это тоже дело неправильное. Дай бог, чтобы у них всё сложилось. Вот, наверное, что бывает не очень приятно - это когда твои дети идут не по специальности. Ты вроде их растишь, воспитываешь, думаешь, какие они талантливые, умные, крутые; мы столько уже сделали вместе - а потом раз! - и этот ребёнок идёт в другую сферу, "пропадает", не звонит, не пишет, не спрашивает, как дела. Но это их выбор - они молодые, у них всё впереди. По крайней мере, они благодарят меня за своё детство, счастливое и весёлое, с фестивалями, конкурсами и экспедициями. Эти моменты они с теплом вспоминают. - Бывают ли какие-то интересные и необычные случаи? Или у вас наоборот - никакой рутины, редкость, когда происходит что-то неинтересное? - Редкость, когда что-то неинтересное. (улыбается) Вот недавно в поездку собрались, и я девочкам рассказывала давнюю историю: поехали мы как-то в Омск, на "Егорий Хоробрый" - есть такой очень хороший фестиваль, где побывать - большое счастье. Всё как обычно: купили билеты, сели, поехали. Едем, никого не трогаем, - заходят таможенники в Казахстане. Говорят: "Это ваши дети?" Отвечаю: "Мои". Очень лёгкие мы тогда были на подъём, могли собраться - и поехать, что-то упустить - сейчас, конечно, без сопроводительных бумаг детей даже по городу нельзя провозить. А вообще - у нас всё всегда очень интересно. - Если у вас каждый день как праздник - как вы не устаёте, как удаётся сохранить силы, энергию, желание? Как ухитряетесь не выгореть? - Да, это точно. Уметь вовремя отключиться от работы - надо уметь как-то это делать. - Получается? - Нет! (смеётся) Мозг всё время работает. Он может отдыхать, наверное, дней пять: спать, например. Потом опять начинается творческий мыслительный процесс. Встреча с друзьями немножечко помогает переключиться и понять, что кроме студентов и учеников у меня есть ещё и свои дети, друзья, семья. - К чему нужно быть готовым, если выбрал такую специальность? - Быть готовым всё время быть на плаву, в творческом поиске, быть лёгким на подъём, потому что вариться в собственном соку - неправильно, нужно всё время что-то изучать, читать, исследовать. Почему-то у нас ребята молодые находят себя в этой профессии, но не всегда в ней складываются, специалистами не хотят оставаться, оставляют её этаким хобби. Особенно такое часто бывает у парней. - Почему так происходит? - Может быть, из-за низких зарплат: нужно гореть так, чтобы ещё и заработать столько, чтоб содержать себя, семью, ни в чём себе не отказывать. Парням тяжело - часто они параллельно ведут хозяйство, строят бизнес, подрабатывают, организуют свадьбы и юбилеи, играют Деда Мороза... Мальчикам приходится покрутиться. А жаль: очень бы хотелось, чтобы в профессии парней было побольше. Наука - это, мне кажется, всё-таки больше мужская сфера деятельности. И педагогов мужчин побольше бы хотелось, чтобы воспитание и образование не было однобоким. - И всё же, несмотря на трудности, вы бы посоветовали сегодняшним школьникам пойти в фольклористы? - Конечно, посоветовала бы. Во-первых, это современная, модная профессия. Потому что понять себя, свои корни, каким-то образом определить свою самоидентичность в своей стране - это очень важно для каждого современного человека, который будет заводить детей, будет их воспитывать. Это даёт уверенность. Помимо того, что профессия очень интересная, красивая, - не только ты ходишь нарядный в традиционной одежде, но ты и внутренне себя ассоциируешь с культурой своей страны. Можешь делать что-то руками, можешь петь. Такой разносторонний специалист и человек, который будет способен не только воспитывать чужих детей, но и, в первую очередь, вырастить достойными людьми своих.
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
главная | карта сайта | поиск | архив | наверх | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А. Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы. Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+. |