сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, День подснежника, пятница, 19.04.2024

На сайте 1193 читателя
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 




 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Апрель, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."
Интервью с миасским фольклористом Натальей Ролиной в рамках проекта агентства новостей NewsMiass.ru "Профессионалы"
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=55286
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: Интервью
Опубликовано: 25.07.19 18:37
Обсуждение: 2 сообщения
фото

"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."

Недавно в агентстве новостей и информации "NewsMiass.ru" стартовал новый проект - "Что значит быть профессионалом?", в рамках которого специалисты из самых разных видов деятельности рассказывают о своём деле. Читатели уже узнали, каково быть спасателем, блогером и депутатом городского Собрания. Одной из читательниц захотелось выяснить, как живётся специалистам творческих профессий. Поскольку автор не уточнил, какого рода творчество имеется в виду, мы начали с музыки и обратились с вопросами к фольклористу, педагогу Миасского колледжа искусства и культуры и руководителю фольклорного ансамбля "Оберег" Наталье Ролиной.

- Наталья Мавлетжановна, как правильно звучит название вашей профессии?

- Я фольклорист. Была такая наука - музыкальная фольклористика: она изучала народную песню с точки зрения места её бытования, анализа музыкального, ладовых особенностей, манеры исполнения - таких специфичных моментов. Хотя сейчас науку эту называют "этномузыкология": это то же самое, просто название более точное. Это как в фильме про Шурика: он собирал тосты, и Нина его обозвала "фольклорист несчастный". А этномузыкология изучает исключительно музыкальную сторону фольклора.

- В чём заключается ваша работа, что наполняет ваш день как фольклориста?

- Как преподавателя - занятия со студентами, уроки. Причём уроки очень разные: от народного творчества, которое включает в себя изучение народных праздников, этнографии - быта людей, традиции, народного костюма, до, например, такой специфичной дисциплины, как расшифровка народной песни. Мы со студентами включаем аудиозаписи песен в исполнении носителей традиций - бабушек, которых записывали в экспедиции - и их расшифровываем, перекладываем песни на ноты.

Как специалист обязательно участвую в фольклорных экспедициях: чтобы оставаться специалистом, нужно понимать сохранность традиционной музыкальной культуры на сегодняшний день. Когда есть возможность - собираю чемоданы, еду в экспедицию.

- Почему вы выбрали именно эту специальность?

- Особо не выбирала, так получилось. В детстве училась в музыкальной школе, и почему-то педагог, у которой я занималась, решила, что мне надо пойти в музыкальное училище. Хотя я всю жизнь мечтала быть учителем начальных классов. Наверное, класса с пятого уже читала книги специальные, готовилась, очень любила с детьми заниматься, работала пионервожатой. Наталья Геннадьевна Зайцева, мой педагог по сольфеджио, сказала: "Почему бы не в музучилище?". Хотя Михаил Павлович (педагог по специальности - фортепиано) очень пессимистично смотрел на этот вопрос: он не видел меня музыкантом - видимо, из-за того, что что-то мне тяжело давалось. Конкурс на фортепианном отделении был большой, и я успешно завалила экзамен. Места были на "академическом хоре" - и я переложила заявление туда. Там ответили: "У нас всё занято, но сейчас "народный хор" открывается - давайте туда". Так я попала на специальность "Народное хоровое пение". Хотя перечень дисциплин что на фортепиано, что на "народном хоре" был примерно одинаковый: и фортепиано, и дирижирование по два раза в неделю, и программа такая же сложная, и сольфеджио, и гармония, и теория музыки - всё на достаточно высоком уровне.

- Вы не похожи на человека, который попал в профессию случайно. Когда же проявилась страсть к своему делу?

- В училище педагоги сумели привить интерес, заразить желанием заниматься народным творчеством. Дальше была учёба в институте культуры, где тоже были замечательные педагоги.

- Как получить такую специальность? Куда поступить? Чтобы стать музыкантом - нужно сперва получить свидетельство об окончании музыкальной школы?

- Сейчас по закону требования учебных заведений не должны никоим образом нарушать права человека. Причём, это не только на нашей специальности - такие положения во всех документах прописаны. Например, в нашем колледже получить образование бесплатно может любой человек, который не имеет среднего специального образования. То есть, если он окончил 11 классов, даже вуз - когда-то давно, - можно прийти и получить среднее специальное образование. Даже в 50, 60 лет - не имеет значения.

- А были и такие возрастные студенты?

- Да. Например, у нас училась Маргарита - в то время она была регентом хора Богоявления. Вместе с ней училась и матушка из этого храма - тоже человек зрелого возраста. На отделении инструментального исполнительства учился мужчина-военный - ему было под 50.

- Когда студенты оканчивают учёбу, куда потом идут работать, чем на хлеб зарабатывают?

- Возрастные ученики обычно идут обучаться целенаправленно. Например, Маргарита была регентом, и ей пригодился диплом преподавателя, руководителя академического хора - знания помогали ей в работе.

- А молодёжь на что может рассчитывать?

- Очень востребованы руководители детских фольклорных ансамблей. Не в каждой общеобразовательной школе у нас есть такие специалисты. В музыкальных школах их тоже не хватает. Фольклорное отделение существует у нас только в третьей школе искусств и во второй. И то в них работает всего по одному преподавателю. Во всех остальных школах народного отделения просто нет - а у нас в городе школ искусств целых пять.

- А доходы этих педагогов устраивают, или они выбирали профессию исключительно по зову души?

- Надо сказать, что студенты сейчас пошли очень разборчивые: прежде чем пойти устраиваться на работу, они спрашивают, сколько будут получать. И не везде их это устраивает. Я спрашивала у ребят. "Нет, там мало платят, мы не пойдём, лучше пойдём в общеобразовательную школу," - видимо, где стабильно, где побольше нагрузка и где есть возможность заработать. На сегодняшний день в общеобразовательной школе зарплата выше, чем в музыкальной.

- Как они могут подработать, если всё же выбрали работу не "по расчёту, а по любви"?

- Во-первых, в нашей профессии можно работать не в одном месте. Если, например, на основной работе тебя не могут нагрузить полностью, где-то можно найти подработку. Сейчас очень много детских центров, очень востребовано музыкальное развитие детей. Мероприятия можно проводить. Если владеть какими-то традиционными ремёслами, то можно и с мастер-классами выступать, и что-то делать своими руками.

- Когда вы начали работать, что для вас стало неожиданностью? Что в своей профессии вы себе представляли иначе?

- Надо сказать, что неожиданностей не было. Очень часто я сама принимала решения, ставила цели, делала так, как мне надо. И в этом меня администрация всегда поддерживала - так было в любом учреждении, где я работала. Любые мои какие-то предложения, идеи - всегда поддерживались. Может быть где-то не финансово, но, по крайней мере, делом.

И всегда со мной были рядом коллеги, которые очень помогали. Например, в дополнительном образовании всегда очень трудно набрать детей. Приходилось взаимодействовать с классными руководителями, которые целыми классами приводили ребятишек, и мы делали сувениры из глины. Работали целыми днями, группами. Потом очень хорошо лепили детки: со старшеклассниками мы даже начали ездить на конкурсы по глиняной игрушке, и достаточно успешно.

По проведению мероприятий интересных было очень много идей. В старом городе, например, на торговую площадь мы договорились, чтобы привезли лошадь с повозкой. И мы всех детей-кружковцев катали на этой лошади, пели масленичные песни.

Я даже не знаю, на какие деньги мы шили костюмы традиционные, сарафаны, но у нас весь коллектив был всегда одет.

Поддержка была всегда - и со стороны руководителей, и со стороны родителей.

- Что в вашей работе самое приятное и самое неприятное?

- Приятное - что есть неиссякаемые идеи в народном творчестве. Можно себя проявить совершенно в любом виде творчества. И постоянно какие-то рождаются идеи. Вот, наверное, рождение творческих идей очень всегда вдохновляет.

Самое неприятное - даже не знаю. Чтобы денег когда-то не хватало на какие-то идеи - никогда такого не было. Наоборот, как только появляются идеи - всё приходит. Я каждый раз думаю: если на месте сидеть и ничего не делать, точно ничего не получится. Но только вот немножко пошевелился - чуть-чуть буквально - как всё сразу на место встаёт. А так - особо неприятного нет. Благодарности ждать от детей, от учеников - это тоже дело неправильное. Дай бог, чтобы у них всё сложилось.

Вот, наверное, что бывает не очень приятно - это когда твои дети идут не по специальности. Ты вроде их растишь, воспитываешь, думаешь, какие они талантливые, умные, крутые; мы столько уже сделали вместе - а потом раз! - и этот ребёнок идёт в другую сферу, "пропадает", не звонит, не пишет, не спрашивает, как дела. Но это их выбор - они молодые, у них всё впереди. По крайней мере, они благодарят меня за своё детство, счастливое и весёлое, с фестивалями, конкурсами и экспедициями. Эти моменты они с теплом вспоминают.

- Бывают ли какие-то интересные и необычные случаи? Или у вас наоборот - никакой рутины, редкость, когда происходит что-то неинтересное?

- Редкость, когда что-то неинтересное. (улыбается) Вот недавно в поездку собрались, и я девочкам рассказывала давнюю историю: поехали мы как-то в Омск, на "Егорий Хоробрый" - есть такой очень хороший фестиваль, где побывать - большое счастье. Всё как обычно: купили билеты, сели, поехали. Едем, никого не трогаем, - заходят таможенники в Казахстане. Говорят: "Это ваши дети?" Отвечаю: "Мои".
- Где документы?
- Какие документы?
- На провоз детей через границу.
И они понимают, что у нас нет ни приказа на сопровождение, ни списка детей, ни согласия родителей, не говоря уже про нотариальные документы, которые нужны, если ребёнок несовершеннолетний. Ну, плечами пожал дяденька с собаками и ушёл. Привёл начальника поезда: так и так, мол, у вас тут коллектив едет на фестиваль, вы уж, пожалуйста, присмотрите, чтобы никто их не обидел и дети хорошо доехали в поезде. И с этими словами удалился.

Очень лёгкие мы тогда были на подъём, могли собраться - и поехать, что-то упустить - сейчас, конечно, без сопроводительных бумаг детей даже по городу нельзя провозить.

А вообще - у нас всё всегда очень интересно.

- Если у вас каждый день как праздник - как вы не устаёте, как удаётся сохранить силы, энергию, желание? Как ухитряетесь не выгореть?

- Да, это точно. Уметь вовремя отключиться от работы - надо уметь как-то это делать.

- Получается?

- Нет! (смеётся) Мозг всё время работает. Он может отдыхать, наверное, дней пять: спать, например. Потом опять начинается творческий мыслительный процесс.

Встреча с друзьями немножечко помогает переключиться и понять, что кроме студентов и учеников у меня есть ещё и свои дети, друзья, семья.

- К чему нужно быть готовым, если выбрал такую специальность?

- Быть готовым всё время быть на плаву, в творческом поиске, быть лёгким на подъём, потому что вариться в собственном соку - неправильно, нужно всё время что-то изучать, читать, исследовать. Почему-то у нас ребята молодые находят себя в этой профессии, но не всегда в ней складываются, специалистами не хотят оставаться, оставляют её этаким хобби. Особенно такое часто бывает у парней.

- Почему так происходит?

- Может быть, из-за низких зарплат: нужно гореть так, чтобы ещё и заработать столько, чтоб содержать себя, семью, ни в чём себе не отказывать. Парням тяжело - часто они параллельно ведут хозяйство, строят бизнес, подрабатывают, организуют свадьбы и юбилеи, играют Деда Мороза... Мальчикам приходится покрутиться. А жаль: очень бы хотелось, чтобы в профессии парней было побольше. Наука - это, мне кажется, всё-таки больше мужская сфера деятельности. И педагогов мужчин побольше бы хотелось, чтобы воспитание и образование не было однобоким.

- И всё же, несмотря на трудности, вы бы посоветовали сегодняшним школьникам пойти в фольклористы?

- Конечно, посоветовала бы. Во-первых, это современная, модная профессия. Потому что понять себя, свои корни, каким-то образом определить свою самоидентичность в своей стране - это очень важно для каждого современного человека, который будет заводить детей, будет их воспитывать. Это даёт уверенность. Помимо того, что профессия очень интересная, красивая, - не только ты ходишь нарядный в традиционной одежде, но ты и внутренне себя ассоциируешь с культурой своей страны. Можешь делать что-то руками, можешь петь. Такой разносторонний специалист и человек, который будет способен не только воспитывать чужих детей, но и, в первую очередь, вырастить достойными людьми своих.

[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..." "Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..." "Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..." "Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..." "Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..." "Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."


 в рубрике: Интервью 

"Будущий сквер станет важной точкой притяжения"

Про благоустройство, транспорт, горячую воду, дизайн-код...

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Беда современного школьника - огромное количество информации вокруг него"
"Быть юристом - это жить проблемой своего клиента"
Интервью с управляющим партнёром юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергеем Гаврюшкиным в канун Дня юриста
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
Заведующая фольклорным отделением ДШИ № 2 Любовь Улякина - о любви к народному творчеству и насыщенной жизни юных фольклористов
Не только вкусно, но и с сертификатом!
Миасский сыр "Легенды вкуса" получил сертификат качества в Москве
"Основная цель - сохранить производство"
Конкурсный управляющий АО "ММЗ" рассказал о перспективах предприятия по выходу из кризисной ситуации
"Обсуждать можно много чего, но с законом не поспоришь"
Как проекты благоустройства по инициативному бюджетированию проходили отбор - рассказал начальник управления ЖКХ, энергетики и транспорта администрации МГО Роман Комаров
"От такого подхода наше государство не становится цивилизованнее"
О плюсах и минусах параллельного импорта в России рассказал эксперт в сфере интеллектуальной собственности, юрист Сергей Гаврюшкин


 последние новости 

Отчётные концерты, спектакль-променад и выставка моделей

Большая музыкальная семья

Жителям Миасса представили концепцию Парка автозаводцев

Жаркие выходные ожидают Миасс
В Миассе завершится отопительный сезон
Отопление в домах жителей Миасса отключат с 22 апреля
Проект "Снежный урок" близится к завершению
Проект реализован в Миассе на ГЛЦ "Райдер" при поддержке Фонда Президентских грантов
Предприятия Миасса разыграли кубок по русскому бильярду
За переходящий кубок боролись три команды - ГРЦ, НПОЭ и "Папилон"
В Миассе стартовал ямочный ремонт
Помимо ремонта дорожного полотна, городские службы очищают бордюры и приводят в надлежащее состояние обочины
Пенсионерка из Миасса перевела аферистам 100 тысяч рублей
Под предлогом продления договора на услуги связи и помощи в поимке "банковских" мошенников женщину уговорили расстаться со своими накоплениями
АЗ "Урал" продвигает передовые практики промышленного туризма
Автозавод представил передовую программу разновозрастного подхода к организации экскурсий на предприятии

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: LdtCK62fw

Как разместить здесь рекламу

Что вы думаете насчёт отопительного сезона?

Жители Миасса мечтают о завершении отопительного сезона
В администрации Миасса прояснили, когда будет отключено отопление

В Миассе завершится отопительный сезон
Отопление в домах жителей Миасса отключат с 22 апреля

"Миасс в ногу ходить не умеет": теперь в традиционном формате
Воспоминания Игоря Войнова, опубликованные ранее нашим новостным агентством, сложились в книгу

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: LdtCK7EcD







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.