сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, День подснежника, пятница, 19.04.2024

На сайте 802 читателя
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 




 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Апрель, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
На первое - баланда, на второе - затируха
Как жилось в Миассе эвакуированным из Москвы рабочим завода имени Сталина
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=54233
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 04.05.19 15:26
Обсуждение: 3 сообщения
фото

Виктор Шепель
Виктор Шепель
16 декабря 1941 года в Миасс прибыла первая группа рабочих эвакуированного на Урал Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Горком компартии помог расселить людей в домах старого города, в посёлках Станционный, Мелентьевка, Тургояк, Сыростан.

Живых свидетелей того времени осталось немного. Тем ценнее сохранившиеся дневниковые записи одного из москвичей - инженера Виктора Дмитриевича Шепеля (помните, его имя уже звучало в нашей публикации про развитие циркового искусства в Миассе).

"Это была тяжёлая и памятная поездка. В товарном вагоне - нары из досок в два этажа и посередине железная печка-буржуйка. Здесь ехали семьи литейщиков со своими скромными пожитками. Выданных в Москве продуктов, и так-то расходуемых с большой экономией, хватило на полдороги. На станциях покупали продукты у местного населения, платя за них бешеные деньги: масло сливочное 1000 руб./кг, булка хлеба - 100 руб., ведро картошки - 200 руб.

Конец ноября - начало декабря 1941 года были отмечены сильнейшими холодами, свыше 40 градусов. В товарняке стены были одинарными и даже со щелями.

Печь топили непрерывно, пиля и рубя тут же в вагоне раздобытые на станциях дрова. Она раскалялась добела, стоять около нее было невозможно, но стоило только перестать топить, как она быстро остывала, и в вагоне воцарялся холод.

Пришлось мне заняться рационализацией. На одной из станций я отыскал планки, кирпич и проволоку, обложил буржуйку кирпичом, накрепко скрепив проволокой. Площадь печи стала в три раза больше, а тепло держалось в несколько раз дольше. Около печи можно было стоять и греть на ней чайники, чугунки и др. За такое "удобство" пассажиры вагона отблагодарили меня сковородкой жареной картошки, и мне показалось, что ничего вкуснее я в жизни не ел

…12 декабря прибыли на станцию Миасс, фактически пробыв в дороге 20 дней. На жительство меня распределили в село Сыростан, которое находилось от места строительства будущего автозавода на расстоянии 24 км. Разместили нас с плавильщиком Семенковым в избу, где в одной комнате пришлось жить четверым хозяевам и нам, поселенцам. Места не было, поэтому мы с Семенковым спали вместе на узкой одноместной кровати. Тревожный это был отдых и сон…

Я поступил во временное распоряжение главного механика будущего завода, мне поручили вести учёт прибывшего и прибывающего оборудования. При морозах, доходивших до 50 градусов и более, мне приходилось часами в худой одежонке в течение суток снимать наледь с инвентарных номеров прибывающего оборудования и заносить в специальный журнал. Немного отогревшись в маленькой котельной, снова шёл на мороз. Работали сутки, двое отдыхали, но отдых был условным.

(…) Для доставки приехавших москвичей к месту размещения были выделены пять маломощных ЗиС-3. Попасть в них было сложно: каждому хотелось оказаться в тепле пораньше. Но даже счастливчики в машине в большинстве случаев до Сыростана не доезжали.

Зима была морозной и снежной. Проехав с полкилометра, перегруженная машина начинала буксовать. Мы вылезали из коробки и начинали "спасательные работы". Вытащив застрявшую машину, снова загружались в неё, но через 200-300 метров всё начиналось сначала.

Выехав в шесть часов вечера, появлялись в Сыростане в шесть часов утра, промёрзшие и измученные до потери сознания. Немного перекусив, я замертво валился в кровать, но выспаться не удавалось. Через 5-6 часов хозяин звал колоть дрова. Брали топор, пилу, сани, шли в лес, пилили, рубили, складывали, чистили двор. А на следующий день к 16 часам уже надо было снова отправляться на завод на сутки.

(…) Сложно было с питанием. Норма продуктов, выдаваемых по карточкам, была явно недостаточной. Единственная открывшаяся столовая, в которой кормили по талонам, в своём меню имела: первое блюдо - баланда (вода, заправленная мукой, с 2-3 небольшими картофелинами и чайной ложкой жира), второе блюдо - затируха (растёртая жидкая мука с чайной ложкой жира), на третье иногда давали стакан подслащённого чая.

Мы не роптали, зная, что на фронте еще тяжелее. Среди эвакуированных москвичей были такие, кто пытался сбежать со строительства завода на фронт: "Если убьют, так убьют, зато от голода там не умрёшь". Однако военкомат возвращал их обратно, ибо фронт остро нуждался в технике.

Первый барак, построенный в посёлке Октябрьском в 1942 году
Первый барак, построенный в посёлке Октябрьском в 1942 году
(…) В апреле 1942 года нас решили переселить из Сыростана в Тургояк (12 км от завода). Стояла весенняя распутица, машина без конца буксовала. Выехав в 10 часов утра, мы в семь вечера находились в четырёх километрах от цели. Больше шлёпали по лужам, чем сидели в машине, ежечасно вытаскивая её из заполненной водой колеи.

Мы были насквозь мокрыми и голодными. Под конец она так засела, что вытащить её могла только другая машина. Оставив транспорт посреди дороги вместе с пожитками, пошли в Тургояк пешком, в сельсовете узнали адреса жительства.

Меня отправили на улицу Октябрьскую, дом 24, к Лузиным. Это был небольшой дом на две половины. В одной жила невестка Лузиных с тремя детьми, в другой - И. Д. Лузин с женой и сын его с женою. В полуподвале была кухня, куда втиснули кровать и сказали, чтобы я на ней располагался.

Такое "прибавление" в семействе на мизерной площади мало обрадовало хозяев. Но всё же в первый вечер они, видимо, учитывая мое измождённое состояние, усадили меня за стол на этой же кухне, угостили варёной картошкой "в кожухах", налили стакан молока и стакан сладкого чая. Посоветовали лечь спать, а чемоданчик забрать в сельсовете утром. Через полчаса я спал мертвецким сном.

Утром нашёл свой чемодан и через 10 минут завтракал в кухне Лузиных. Завтрак мой состоял из 150 г хлеба, 20 г жидкого масла, луковицы, стакана тёплого чая и ложки сахара.

(…) Обувь и одежда, в которой мы приехали из Москвы, расползались, а заменить их было нечем. На будущем заводе (пока - стройке) начали делать обувь из текстиля на деревянной подошве. А что особенного?.. Ведь на Востоке ходят в "деревяшках" - можно и нам попробовать. Ходить было с непривычки сложно и неприятно, но это был временный выход из положения. К осени 1942 года стали появляться ватные брюки и телогрейки. Кто мог их достать, считал себя счастливым…".

    Прочитать другие интересные материалы об исторических событиях нашего города вы можете в разделе "История Миасса" на нашем сайте.

[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
Виктор Шепель Первый барак, построенный в посёлке Октябрьском в 1942 году


 в рубрике: История Миасса 

"Слепенков гоняет нас по газетам..."

"Надо уходить от беспамятства"

Памятник и мемориальная доска

"По скверу бродят козы, коровы и куры"
"Пассажиры на пеньках ищут себе убежище"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?
"Официантки щеголяли в белоснежных блузках"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?
Столкнулись поезда
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?
"Состав оторвался от паровоза и начал движение назад"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?
"Труп мой ищите в Днепре"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?
"Речонки превратились в могучие "ниагары"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?


 последние новости 

Жителям Миасса представили концепцию Парка автозаводцев

Жаркие выходные ожидают Миасс

В Миассе завершится отопительный сезон

Проект "Снежный урок" близится к завершению
Предприятия Миасса разыграли кубок по русскому бильярду
За переходящий кубок боролись три команды - ГРЦ, НПОЭ и "Папилон"
В Миассе стартовал ямочный ремонт
Помимо ремонта дорожного полотна, городские службы очищают бордюры и приводят в надлежащее состояние обочины
Пенсионерка из Миасса перевела аферистам 100 тысяч рублей
Под предлогом продления договора на услуги связи и помощи в поимке "банковских" мошенников женщину уговорили расстаться со своими накоплениями
АЗ "Урал" продвигает передовые практики промышленного туризма
Автозавод представил передовую программу разновозрастного подхода к организации экскурсий на предприятии
"Миасс в ногу ходить не умеет": теперь в традиционном формате
Воспоминания Игоря Войнова, опубликованные ранее нашим новостным агентством, сложились в книгу
Вор вынес духовку, плиту и самокат из дома в Миассе
Вернувшись из больницы, миасец обнаружил, что его дом обнесли

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: LdtCK62fw

Как разместить здесь рекламу

Что вы думаете насчёт отопительного сезона?

Жители Миасса мечтают о завершении отопительного сезона
В администрации Миасса прояснили, когда будет отключено отопление

В Миассе завершится отопительный сезон
Отопление в домах жителей Миасса отключат с 22 апреля

"Миасс в ногу ходить не умеет": теперь в традиционном формате
Воспоминания Игоря Войнова, опубликованные ранее нашим новостным агентством, сложились в книгу

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: LdtCK7EcD







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.