сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, Всемирный день неторопливости, среда, 26.02.2020

На сайте 528 читателей
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 
ВКонтактеFacebook


 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Февраль, 2020
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 





1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
На правах рекламы
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
Уроки добра и любви
Интервью с заслуженным учителем России, лауреатом конкурса "Учитель года", обладателем Президентского гранта Евгенией Станиславовной Дюковой
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=23826
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: Интервью
Опубликовано: 27.12.10 11:45
Обсуждение: 3 сообщения
фото

Уроки добра и любви

Так говорят об уроках учительницы начальных классов школы № 7 Евгении Станиславовны Дюковой повзрослевшие и не забывающие её выпускники и родители сегодняшних малышей. Она работает в этой школе со дня её основания, с 1970-го года. И теперь уже бывшие ученики доверяют ей своих детей, убеждённые, что именно здесь, у этого замечательного педагога, их дети получат всё что надо, чтобы в будущем стать личностями.

Отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы России, учитель-методист, лауреат конкурса "Учитель года" (1996 г.), Е. Дюкова в числе первых в городе была удостоена президентского гранта.

Сегодня Евгения Станиславовна даёт интервью корреспонденту агентства "NewsMiass.ru"

- Евгения Станиславовна, думаю, что в течение прошедших двенадцати месяцев все российские граждане без исключения не раз и не два слышали, что в стране проходит Год учителя. Вы лично, учитель с более чем сорокалетним стажем, заметили, что это был особенный год, не похожий на другие? Помните, что обещал президент? "Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе", - говорил он.

- Было бы неправильно ожидать, что за год произойдут большие изменения в такой громадной сфере, как образование, и в стране, в которой в ходе реформирования скопилось слишком много проблем. Поэтому мы больших надежд и не питали. И всё же был один день в этом году, когда я особенно пронзительно почувствовала значимость учительской профессии и народную любовь к ней. Это было на празднике в Челябинском педагогическом университете, где нам вручали энциклопедии "Заслуженные учителя России" (по Челябинской области). Эта удивительная, хорошо изданная книга - замечательный подарок южноуральскому учительскому сообществу, знак признательности и благодарности нашей профессии. Презентация энциклопедии была настолько тёплой и волнующей, что порой навёртывались слёзы - от воспоминаний, от песни "Школьная тропинка", от встречи с давними друзьями. Вы бы видели, какие счастливые, просветлённые лица были у учителей!

- А после праздника, пусть даже такого великолепного, начинаются будни. И тогда?

- И тогда становится уж очень грустно. Грустно от того, что за потоком красивых и в общем-то правильных слов и призывов, практически мало что изменилось. Я надеюсь, что пока не изменилось. Мы ведь все оптимисты и верим в лучшее, несмотря на реалии. А пока остаётся все как было. О зарплате и говорить неловко. Меняется система подсчёта, а результат - тот же. Мыслимое ли дело - в некоторых школах учителя начальной школы ведут по два класса, потому что педагогов не хватает. А молоденькие девушки, поступающие в вузы или училища с благородной целью - быть похожими на их замечательную учительницу и нести добро миру, получив диплом, устраиваются не по специальности - где угодно, даже продавцами. Ведь тот мизер, что получают молодые специалисты в школе, нельзя называть зарплатой. И как оценивать такую политику государства?

А ещё у меня создалось впечатление, что в этом году стало больше требований к учителям. Бесконечные отчёты, какие-то справки, писанина - здесь, по-моему, бюрократическая машина (впрочем, везде так!) доходит до ручки. Завучам вообще продыху нет. Да и нам достаётся. А ведь время, затраченное на составление бумаг, мы могли бы провести значительно с большей пользой, занимаясь своей непосредственной работой с детьми.

- Расскажите, пожалуйста, о себе. Какими судьбами Вы попали на Урал, ведь Вы родились в Якутии? И что повлияло на выбор профессии?

- В Якутии мы жили недолго: когда я была маленькой, родители перебрались в Красноярск, к родственникам. Учителем мне хотелось быть всегда, поэтому не раздумывая поступила и окончила Красноярское педагогическое училище. А в школе начала работать с 17 лет - воспитателем группы продлённого дня, уступив уговорам директора местной школы № 4 Юрия Прокопьевича Сальникова. Неподалеку от нашей школы стояло общежитие, где жили молодые парни, отслужившие в армии и приехавшие по комсомольской путёвке на строительство Красноярской ГЭС в Дивногорске. Судьбе было угодно, чтобы я "на этом перекрестке" встретилась со своим будущим мужем. Через два года он вернулся на родину - в Миасс и увез меня с собой. Это было в мае 1968 года.

- Тогда школы № 7, в которой Вы работаете со дня её основания, ещё не было, она ведь открылась в 1970-м…

- Верно. В Миассе я поначалу недолго поработала пионервожатой в школах № 16 и 6. В школе № 7 тоже была один год пионервожатой, а потом мне дали начальные классы.

- В Вашей биографии помимо Красноярского педагогического училища было ещё два педагогических вуза (черпаю данные из энциклопедического словаря "Миасс"). В среде учителей начальных классов такое встречается нечасто. В этом была потребность?

- Первый вуз - Шадринский педагогический институт, в который я поступила в 1975 году, был действительно необходим для получения высшего образования. Почему именно Шадринский? В те годы у него была хорошая репутация, он был очень значим в подготовке кадров. Институт славился своим замечательным педагогическим составом, в числе преподавателей были коренные москвичи и ленинградцы, чьи семьи попали в Зауралье в годы Великой Отечественной войны. Мне действительно по жизни везло с учителями. Нашим любимчиком был Константин Лобжанидзе. До чего же он был душевным человеком! Идёшь к нему на экзамен, а он обязательно поинтересуется - как дела, как дома, как семья? Помню, на втором курсе под его руководством я готовила научную работу, тему которой подсказал мне он - "История образования в г. Миассе". Пришлось тогда изрядно порыться в городских архивах, познакомиться с наследием Петра Михайловича Шалагинова. Кстати, в шалагинских папках мне попались очень любопытные материалы. Оказывается, учительница из школы благотворительниц Романовских могла позволить себе летом съездить во Францию. У нас учителя тоже могут отдохнуть за границей, но только если у мужа есть на это средства. Моей, например, зарплаты на это не хватит.

- Как была оценена Ваша студенческая научная работа?

- Меня наградили дипломом, чем я очень гордилась. Но главное, конечно, не в этом. Главное - я стала увлекаться краеведением.

- А потом и психологией?

- Интерес к психологии появился ещё раньше - когда я училась в Красноярском училище. Там мне посчастливилось встретиться с удивительным человеком преподавателем психологии Иваном Павловичем Жизневским. Он нас всех просто влюбил в себя, в свой предмет! Познать другого, заглянуть в глаза, в душу - какой это огромный, удивительный мир, как много в нём тайн. Но уже была семья, работа, родился сын. В общем, только в девяностых годах я решилась поступить в Ярославский государственный педагогический университет, на факультет практической психологии в системе народного образования. Система обучения была очно-заочной. Было неимоверно трудно совмещать и работу, и учёбу, да и от дома приходилось отрываться. Но мы выдержали, всё пережили. А уж о том, как помогают мне в работе полученные знания, и говорить не приходится.

- За годы работы Вы, наверное, не раз испытали на практике различные реформы и нововведения. Ваше мнение о тех изменениях, которые произошли в начальном образовании?

- В годы Советской власти, надо признать, - и нам от этого никуда не уйти - в целом образование в стране было на высоком уровне, школа давала глубокие знания. Что происходит сейчас, куда, каким курсом идёт общество, пока понять трудно, узнаем позже, как говорится, по плодам нашим.

Но я не склонна брюзжать по поводу "утраченных завоеваний", как это любят делать чаще всего несведущие в современной педагогике люди. Напротив, я считаю, что введение альтернативных систем образования было очень правильным шагом. Теперь педагогу предоставлено право самому выбрать ту модель обучения, которая соответствует его возможностям, а также его представлениям о том, каким должно быть содержание уроков и что больше подходит для его класса. Всё это даёт простор для творчества, работать стало не скажу что легче, а значительно интереснее. Вы посмотрите, какие замечательные учебно-методические комплекты разработаны российскими педагогами-учёными. Причём, разумеется, в каждой из предлагаемых программ заложен государственный стандарт образования. То есть всему, чему мы обязаны научить ребёнка, мы научим, но учитель выбирает свой путь.

Не могу не сказать и об учебниках. Вот, например, учебник по русскому языку для третьего класса из нашего учебно-методического комплекта "Перспективная начальная школа". В одной книжке - пять словарей - толковый, обратный, фразеологический… Всё под рукой, перед глазами, доступно, понятно. Отличный учебник! Есть у нас для детей и уроки "Музей в твоём классе" - по названию наглядного пособия. Этот крупноформатный альбом с репродукциями великих художников я сама готова рассматривать подолгу. Здесь и биографии художников, и выделяемые для рассматривания детали картин. Мы учимся видеть прекрасное, разгадывать тайны живописи, расширяем кругозор. "Кто из художников вам больше нравится?" - спрашиваю я как-то раз своих третьеклассников. Разные имена наперебой называют, а один мальчик руку тянет: "Ван Гог! Ботинки!"

- У вас на доске написана цитата из послания святого апостола Павла к коринфянам: "Любовь долготерпит…" (наша беседа проходила в классе 3-го "А"). Вы уже и такой материал даёте детям?

- А почему нет? Послушайте, как прекрасно звучит: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не бесчинствует…". Мы с ними много говорим о любви к ближнему, о доброте человеческой. Это необходимо, они уже всё понимают. Вообще по нашей программе дети знакомятся с лучшими произведениями мировой художественной культуры. Например, сейчас мы изучаем Лафонтена. Семнадцатый век. Рановато? Ничуть, слушают басни с удовольствием.

- Профессия ставит много задач перед учителем, а в начальной школе особенно. Могли бы Вы коротко сформулировать главные цели своей педагогической деятельности? Не считая, конечно, государственного образовательного стандарта…

- Самое главное, пожалуй, для меня - обучение тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

- Перед тем, как с Вами встретиться, мы попросили несколько человек заочно задать Вам, как учителю начальных классов, вопросы о том, что их больше волнует в детях.

Лариса, многодетная мама:

- Может ли школа дать ребёнку хорошие знания, если он в принципе не имеет способностей к учению, отстаёт в развитии с рождения?

- Это, конечно, очень трудно, но возможно. Знаю, есть случаи, когда школьники даже с синдромом Дауна побеждали в предметных олимпиадах. Но здесь непременно нужно триединство составляющих: 1) нужен педагог-энтузиаст, работающий с такими детьми; 2) он должен обладать специальными знаниями, методикой их обучения; и 3) нужно иметь особые условия для работы.

В качестве примера можно привести систему педагогического воспитания итальянского педагога и учёного Марии Монтессори. Эта система основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку, на том, что доступ к его интеллекту идёт не через абстракцию, а через органы чувств, и весь учебный материал ориентирован исключительно на чувственные восприятия ребенка. В нашем городе, в одном из детских садов волей энтузиастов была организована группа, работающая по этой системе.

Вообще, любой ребёнок - это подарок. И приходит он в этот мир с беспредельными возможностями. Распознать их, помочь реализовать - вот труд и счастье для нас, взрослых. Как это сделать? Как только ребёнок рождается, его родители мечтают - он будет тем-то и тем-то, успешным, воспитанным, умным, образованным. Ну это потом, через годы, а пока пусть ходит в садик, в школу, там научат. В школу сдают - как чемодан в камеру хранения…

А человек, самый-самый маленький уже сам познаёт мир - слухом, зрением, обонянием. И даже пытается всё, что в руки попадёт, попробовать на вкус. Здесь важно, чтобы вся обстановка в доме помогала малышу. Положите на видном месте цветные карандаши и альбом, и он непременно захочет попробовать рисовать. Пусть в доме чаще звучат музыкальные инструменты, и ребёнок тоже потянется к музыке. И кто будет спорить с древней мудростью о том, что человек, обучающийся музыке, зла не сделает?

Учёные доказали, что заложенная в человеке функция интенсивного развития личности "действует" до девяти лет, иногда плюс ещё два года. А потом - мы имеем, что получилось. И привычки, и характер, и интерес к познанию окружающего мира…

Инна Матвеевна, бабушка:

- Внук всё держит левой рукой, ему трудно будет учиться в школе?

- В этом нет никакой трагедии. Причём, есть авторитетные мнения, что у таких детей - особое развитие творческих способностей. Далеко за примерами ходить не надо. В моём классе каждый год от трёх до пяти человек леворукие. А посмотрите, как они красиво пишут, не хуже других, а кое-кого даже лучше. Чтобы помочь таким детям, рекомендую обратиться к книге Марины Безрученко "Обучение письму леворуких детей". А вообще, когда ребенок садится писать или рисовать, надо прежде всего посадить его так, чтобы ему было удобно, чтобы с левой стороны ничего не мешало.

- Проблема современных детей - отсутствие любви к чтению. Каковы Ваши рекомендации?

- Здесь рекомендация одна на все времена. В семье нужно создать атмосферу чтения, а значит, родители сами должны иметь пристрастие к книгам. Как бы ни были заняты, как бы ни устали, надо находить пусть по 15-20 минут в день для чтения с ребёнком, а потом в спокойной обстановке обсудить прочитанное. Всегда радуюсь, когда вижу семьи, где к книге относятся с большим трепетом. Однажды мне довелось побывать в таком доме. Обстановка в квартире скромная, и понятно, что главным богатством здесь являются книги. Так вот, в этой семье для ребёнка не было большей радости, чем мамино разрешение взять с полки книгу и почитать.

Если же родители всерьез озабочены тем, как воспитать в детях любовь к чтению, я бы советовала прочесть посвящённые этой теме труды великих педагогов Сухомлинского, Амонашвили. Или вот есть такая книга под названием "Как роман". Автор этого эссе Даниель Пеннак, современный французский писатель, школьный педагог, откровенно и задушевно ведёт разговор о первопричинах нелюбви к чтению, причём очень тонко, тактично. Вот например, он пишет: "Если, как постоянно говорится, мой сын, моя дочь, молодёжь не любит читать - и глагол выбран верно, именно любовь тут и ранена, - не надо винить телевизор, наше время, школу. Или всё вместе, если угодно, но прежде зададим себе вот какой вопрос: что мы сделали с идеальным читателем, каким был наш ребёнок в те времена, когда сами мы были сразу и сказителем, и книгой? Мы же предали его…" Считаю, что такая книга должна стать если не настольной, то хотя бы вдумчиво и не раз быть прочитанной.

Лидия Петровна, воспитатель детского сада:

- Чему должны научить ребёнка в детском саду перед школой? Какие требования предъявляются к первокласснику?

- С программой дошкольного учреждения я хорошо знакома. К выпуску ребёнок должен знать счёт от 5 до 10, уметь назвать времена года, составлять несложные предложения, прочитать наизусть стихотворение и т.д. А мне бы очень хотелось, чтобы у детей к семи годам был развитый фонематический слух, то есть чтобы они были способны различать речевые звуки, слова. И второе - чтобы они имели чистую речь.

Эти требования имеют большое значение. Важно, чтобы и родители обращали на это внимание. Чаще всего как бывает - дошкольника они усердно учат читать, считать до ста и более, даже писать. Порой очень гордятся своими достижениями. Но вот над тем, есть ли у ребенка слуховое внимание, умеет ли он правильно говорить, не задумываются. Чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный человеческий дар - дар слова, чем раньше сделаем всё, чтобы по выражению языковеда В. И. Чернышова "открыть уста" детей, тем скорее добьёмся желаемых результатов. Ведь малыши обладают особыми способностями "к впитыванию речи". А прислушайтесь - какие они мастера по составлению новых "своих" слов! Я вообще считаю, что хорошая грамотная речь - показатель уровня общей культуры человека, и этому надо учить с раннего детства.

Юлия, мама дошкольника:

- У меня ребёнок из тех, про кого говорят - шило внутри: ни минуты не посидит спокойно. Если что-то ему скажешь - не слышит, надо не один раз повторить. Прямо, наказание…

- Думаю, что это уже следствие неправильного воспитания, когда ребёнка, любя, с первого года жизни балуют, когда ему всё позволяется. К шести-семи годам дети уже должны понимать, что можно, что нельзя. С такими детьми работать сложно, но надо быть более терпеливыми и настойчивыми, приучая их к общепринятым нормам поведения. И требовательными, конечно. Любовь - это не только всегда гладить по головке.

Алексей, отец семиклассника:

- Почему в школах учителя стремятся прежде всего повысить в классе успеваемость, то есть, чтобы было больше тех, кто учится на "4" и "5"?

- Это же естественно. Требование качества знаний - это наша работа, можно сказать, производственное задание или государственный заказ. Мы обязаны вложить в ученика определённый набор знаний, выпуская его из школы. И если ученик по каким-то предметам не успевает, в этом есть и вина учителя - не смог увлечь, разъяснить, потребовать. Хотя, конечно, бывают разные дети, разные семьи. Вот почему говорю об этом везде и всюду - с малых лет надо приучать ребёнка трудиться, а главное - надо помогать ему, жить его жизнью, сознавая, что все навыки, привычки, заложенные в ребёнке, - всё отразится в будущем. И от нас зависит, будет ли это возмездием или подарком.

Беседу вела Зоя Соколова
[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
Уроки добра и любви Уроки добра и любви


 в рубрике: Интервью 

Взаимодействие власти и бизнеса "Грузовые автомобили"

"Сделано много, но впереди ещё много идей и проектов"

"Серьёзная психологическая нагрузка"

"Все нормальные люди работают на свой определённый круг"
"Я не профессионал, а любитель. Потому что люблю это дело"
Интервью с фотокорреспондентом агентства новостей "NewsMiass.ru" Александром Мизуровым в рамках проекта "Профессионалы"
"Своя атмосфера, свой подход и свой путь"
Интервью с тренером по кроссфиту и воркауту Тимуром Титовичем в рамках проекта NewsMiass.ru "Профессионалы"
"Работа становится образом жизни"
Интервью со старшим следователем СК Андреем Матаковым в рамках проекта NewsMiass.ru "Профессионалы"
Прошёл весь путь: от простого строителя до руководителя компании
Интервью с генеральным директором строительной компании "ФинПромСтрой" Александром Бирюковым в рамках проекта "Профессионалы"
"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."
Интервью с миасским фольклористом Натальей Ролиной в рамках проекта агентства новостей NewsMiass.ru "Профессионалы"
"Самое дорогое в жизни - это время"
Интервью с миасским депутатом Андреем Берсенёвым в рамках нового проекта агентства новостей NewsMiass.ru "Профессионалы"


 последние новости 

Инспекторы Миасса проведут рейд возле школ и детсадов

В Миассе ожидаются сильный гололёд и мокрый снег с дождём

Двое гостей Миасса заблудились в ночном лесу

В Миассе поймали вора-рецидивиста
В Миассе прошёл этап Кубка мира по фристайлу
Более сотни спортсменов из разных стран мира боролись за победу на склонах "Солнечной долины". Посетили мероприятие порядка 13 тысяч зрителей
Два жителя Миасса с гриппом госпитализированы
Заболеваемость острыми респираторными инфекциями в Миассе снижается, но горожане оказываются в больнице
Бережное управление - один из принципов работы "ЖилКома"
В Миассе управляющая компания "ЖилКом" и жители одного из домов подводят итоги работы
В Миассе прошёл фольклорный конкурс "Истоки"
Участники со всей области выступали на традиционном фольклорном конкурсе. Гран-при отправился в Рощино
Взаимодействие власти и бизнеса "Грузовые автомобили"
О планах работы и перспективах развития автомобильного завода "Урал" рассказал его генеральный директор Павел Яковлев
Поборолись за корону "Царя горы"
Более 150 юных поклонников горнолыжного спорта соревновались за медали в Миассе









Наши партнеры beautyhack.ru

главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2020.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.