сделать стартовой | обновить | Сегодня в Миассе, День заказов подарков и написания писем Деду Морозу, среда, 04.12.2024 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сайте 426 читателей |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Медицина - ласковый, но голодный теленок? Два источника финансирования здравоохранения не обеспечивают достаточного объема средств для его нормальной работы Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=10565
- Наталья Леонидовна, большинству рядовых пациентов приходилось краем уха слышать, что средства на медицину поступают из бюджета, из Фонда обязательного медицинского страхования, да еще и по нацпроекту. И все же любой посетитель больниц невооруженным глазом заметит, что финансирование здравоохранения оставляет желать лучшего. Возникает закономерный вопрос: где деньги? Поясните, пожалуйста, каким образом выстроена сегодняшняя система финансирования отрасли, какую роль в ней играет каждый источник. - Кто за что отвечает - определяет Федеральный закон № 131 "об общих принципах организации местного самоуправления", в котором четко разграничены полномочия разных уровней власти. Согласно этому закону, муниципалитет владеет лечебно-профилактическими учреждениями и несет ответственность за их содержание и организацию первичной медико-санитарной помощи. То, есть, ответственность по финансированию медицинских учреждений, принадлежащих муниципалитету (это четыре больницы, "Скорая помощь, стоматологическая поликлиника, центры медицинской профилактики и планирования семьи), несет местный бюджет. И, как сказано в законе, другие источники финансирования. "Другим источникам" на постоянной основе в силу закона об обязательном медицинском страховании является ФОМС. У нас есть еще государственные медицинские учреждения, которые местная власть не финансирует - это МСЧ-92, противотуберкулезный и психоневрологический диспансеры, станция переливания крови. - Представители старшего поколения наверняка вспомнят то время, когда обязательного медицинского страхования не было, а медицина была в гораздо лучшем положении, и больным не приходилось нести с собой лекарства, и даже халаты и пижамы, помнится, давали в стационарах… - Когда создавалась в 90-х годах система ФОМСа, хотели "как лучше". Страхование задумывалось как источник дополнительного финансирования, страховые деньги должны были поступать плюсом к бюджетным. На практике же вышло так, что все что взял на себя ФОМС, автоматически перестал в то трудное время финансировать бюджет. И получилось, что сейчас медицина финансируется из двух источников. Фонд обязательного медицинского страхования берет на себя расходы по пяти статьям: зарплата медицинского персонала и начисления на нее, питание, приобретение медикаментов и мягкий инвентарь. Все остальное - полномочия местного бюджета. Есть ряд структур, которые финансирует только бюджет, в частности, это кожно-венерологическая служба, ВИЧ-лаборатория, патолого-анатомическая служба, отделение ветеранов войны. - Дело, наверное, не столько в том, как много источников финансирования, а в объеме выделяемых ими средств? - Конечно. Фонд обязательного медицинского страхования - это финансово-кредитная структура, которая имеет свой бюджет. А бюджет - это закон, который требует точного исполнения. Он ежегодно планируется и утверждается из того объема налоговых поступлений, который собирает налоговая служба. Средства на обязательное медицинской страхование являются частью единого социального налога. А он, как известно, снизился в последние два года. И получилось, что доля ФОМСа в едином социальном налоге тоже снизилась, а цены на медикаменты, продукты питания, заработная плата растут. Возникают "ножницы". Так что было бы странно видеть рост поступления средств из фонда в больницы. ФОМС оплачивает стационарам лечение каждого больного, поликлиникам - каждое посещение по так называемым тарифам ФОМСа. Формирует тарифы для всей области по закону согласительная комиссия при правительстве Челябинской области, в зависимости от объемов поступления средств. Все понимают и признают, в том числе и руководство ФОМСа Челябинской области, что тариф не отвечает потребностям больниц. По закону для руководителя любого учреждения, предприятия приоритетными расходами является выплата заработной платы и налогов (под угрозой уголовной ответственности), соответственно распределение средств идет по этим приоритетам: на первом месте зарплата и налоги, на втором - конечно, лечение, медикаменты, на третьем - питание больных, на последнем - мягкий инвентарь. - А раз зарплата растет, то на медикаменты и питание денег остается все меньше? - Да, здесь опять возникают "ножницы". Предполагать, что в четырех наших больницах все должно быть и, как требует закон, обладатель полиса обязательного медицинского страхования может в полной мере рассчитывать на бесплатное лечение, при таком раскладе нельзя. Вернее, бесплатно получить лечение человек имеет право, но в каком объеме? Об этом никто не говорит. - В таком случае что вообще входит в понятие "бесплатная медицина"? Кто или что определяет, должен ли пациент оплачивать ту или иную услугу? Почему больным в стационаре и сегодня приходится многое необходимое для лечения покупать за свои деньги, ведь, кажется, был период, когда мы уже отошли от этого? - Получается, что под этим понятием подразумевается сама возможность. А объем не оговаривает четко даже территориальная программа государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи. Там в числе прочего также описаны условия, при которых оказывается бесплатная помощь - например, сроки ожидания госпитализации, обследования. Они предусмотрены государством, как и условия госпитализации - палата на четырех человек. А не на одного-двух. То есть, сию минуту при обращении и в полном объеме - не получится за счет тех средств, которые выделяются на медицину. А пациент, конечно же, хочет прийти в поликлинику и сразу попасть ко всем специалистам и пройти все исследования и анализы, какие только возможно. Надо понимать, что этого государство, к сожалению, не гарантирует. - А если помощь человеку действительно необходима немедленно? - У нас есть понятие "медицинская сортировка", правда, она больше применима к военно-полевой хирургии, но присутствует и в повседневной работе. Врачу все время приходится расставлять приоритеты, определять экстренность оказания помощи тому или иному больному. Это всегда было и будет. И это нужно понимать. К примеру: если есть ограниченное количество талонов на УЗИ, то при распределении их между службами должны быть расставлены приоритеты: в первую очередь - для оказания экстренной помощи - это не обсуждается, а затем - беременные женщины, дети и так далее. Что касается медикаментозной помощи, то в территориальной программе есть перечень медикаментов, которыми должны пользоваться врачи, оказывая больным бесплатную помощь при том или ином заболевании. Но нигде при этом не сказано, что весь этот перечень должен быть обеспечен каждому больному. Он включает те медикаменты, которые больница должна иметь, а вот какое количество - зависит от того, сколько больница заработает. И опять вступает в силу понятие "приоритетность". Из тех денег, которые остались после выплаты заработной платы и налогов на медикаменты, питание и мягкий инвентарь, в первую очередь приобретается то, что необходимо для оказания экстренной помощи. Во вторую очередь необходимо закупить то, чего больной не может сам приобрести в аптеке: наркотики, спирт, шовный материал и тому подобное. Остается то, на что денег не хватает и что реально может принести с собой больной. Это присутствует практически во всех больницах. И покрыть всю потребность в пределах имеющихся сумм - при имеющемся тарифе на медицинские услуги это нереально. Есть и еще один фактор, который влияет на распределение заработанных больницами средств. В медицине идет целенаправленная работа по стандартизации лечения. Это нормально, хотя врачи старшего поколения внутренне сопротивляются этому, нас учили немного по другому: давали схему лечения, общие положения, а дальше врач должен был проявить творчество. - Лечить больного, а не болезнь? - Да. Были московская школа лечения, была ленинградская, были варианты. Теперь это все в прошлом. Сейчас приказом Минздрава Российской Федерации утверждается протокол ведения лечения по каждому заболеванию, где все прописано: как надо обследовать больного и чем его лечить и как долго - неделю, месяц, три дня. Удобно в чем - врачи все разные, есть специалисты очень высокого уровня, а есть и не очень. И для второй категории это хорошо - есть протокол, по которому не ошибешься в лечении. - Если изначально правильно поставил диагноз. - Естественно. Удобно с юридической точки зрения. Если возникает конфликт (больной, скажем, хочет лечиться тем, а не этим препаратом), для врача такой протокол - определенная защита. Протокол - своего рода третейский судья. Но вернемся к финансированию. Пример: больной астмой, в протоколе лечения этого заболевания подробно прописано, как его необходимо обследовать, и страховые компании контролируют каждый законченный случай. Если человека недообследовали, чего-то ему недоназначили - пошли штрафные санкции. Когда в практику работу медицинских учреждений вошли протоколы, резко возрос объем параклинических исследований (анализы, УЗИ, рентгеновское обследование и т. п.). У хронического больного астмой по его состоянию, по клиническому течению болезни, при откорректированном лечении, нет необходимости, к примеру, часто исследовать функцию внешнего дыхания, но по протоколу положено. И рождается вал параклинических исследований. А в тарифе на это отдельно средства не выделяются. Зарабатывает деньги для медицинского учреждения только тот врач, который непосредственно ведет больного, а труд врача и медперсонала, которые проводят параклинические исследования, отдельно не оплачивается. Все заложено в тарифе на посещение. И если приходит больной, которому необходимо по протоколу провести много анализов и аппаратных обследований, денег на все прочее просто не остается. Средств не хватает. Еще один момент, отразившийся на финансировании здравоохранения, - национальный проект. Это замечательный шаг государства, но он чуть-чуть не доведен до конца. Выплаты участковым врачам и медицинским сестрам производятся, они автоматически включаются в среднюю заработную плату, исходя из которой начисляются отпускные, больничные, командировочные на время учебы - в эти периоды средняя заработная плата за человеком сохраняется, но из федерального бюджета эти расходы не финансируются, эти деньги больница должна заработать. Сейчас наступает лето, посещений мало, больница денег зарабатывает недостаточно, а врачи и медицинские сестры идут в отпуск, расходы на выплату заработной платы возрастают - и опять возникают "ножницы". Снова "ножницы", которые "чикают" финансирование всего нашего здравоохранения. - С проблемами ФОМСовского финансирования немного разобрались. А бюджет насколько полно обеспечивает свою часть расходов? - Из бюджета финансирование идет по всем статьям, кроме пяти "фомсовских": содержание и ремонт зданий, обеспечение дезрежима, расходные материалы, медтехника и прочее - очень большой объем. Надо отдать должное, за последние несколько лет наблюдается явный прогресс в бюджетном финансировании медицины. До недавнего времени не было достаточно средств даже на связь, на бензин, лифты и тому подобное. В конце месяца больницам отключали телефоны, останавливались машины "скорой помощи". Теперь эту систему выстроили. Да, установлен лимит, мы контролируем свои расходы. Но с учетом необходимой экономии жить можно. В то же время, остается масса других проблем. Жизнь постоянно рождает новые ситуации, которые требуют средств для своего разрешения. А бюджет же формируется от расходов предыдущего года с учетом инфляции, поэтому каждую новую статью расходов приходится доказывать, обосновывать. Проблем много, но самая глобальная - содержание зданий. Много лет, не менее десяти, по этому направлению работы провал был полный. Не до того было, лишь бы выжить, и проблемы накопились. А эксплуатация зданий идет очень интенсивная, везде агрессивные среды. Износ идет гораздо быстрее, чем в обычных помещениях. И в ежегодном режиме, как это делается в школах, их не поддерживаем. Средства выделяется только на те объекты, которые по предписанию надзорных служб грозят закрыть, или что-то где-то падает, рушится. Деньги на ремонт необходимы очень большие. Еще одна объемная статья расходов - оборудование. Оно у нас настолько изношено! И национальный проект для нас стал огромным подспорьем. В прошлом году мы только из федерального бюджета получили оборудования на 17 миллионов. Никогда к такой сумме мы даже не приближались, в лучшем случае бывало по два, три миллиона. За 14 лет, что я работаю в управлении здравоохранения, было куплено всего два рентгеновских аппарата, а в прошлом году мы получили их пять. И еще получим. Транспорт - что было с нашей "Скорой", и что сейчас. Думаю, в этом году мы полностью сменим парк этой службы. Но та же самая проблема существует и в больницах. У них потребность ничуть не меньше. У нас даже нет нормального автомобиля для доставки тяжело больных в Челябинск, а такая необходимость возникает практически каждый день. Когда удастся ее решить - не знаю. В этом году выделены средства на приобретение пяти машин для больниц, но это капля в море. - Во время последнего визита в Миасс руководитель областного ФОМСа упомянул о скором переходе на одноканальное финансирование медицины. Что он имел в виду? - В этом году в 19-ти регионах проходит эксперимент по одноканальному финансированию. Наверно, в этом есть смысл, когда деньги, откуда бы они не поступали - из ФОМСа, федерального или областного бюджета, аккумулируются в одном "кошельке", а потом уже распределялись по мере необходимости. У нас, к сожалению, каждый читает и понимает закон по-своему. Но по полномочиям муниципалитета, которые определены в 131-м законе, другие виды финансирования - это дополнительные средства, а все-таки основой является местный бюджет, и главная ответственность за систему здравоохранения на нем. И если у другой структуры недостаточно средств, бюджету не возбраняется дополнительно профинансировать ее, такое право закон муниципалитету дает. Он вправе устанавливать доплаты сотрудникам, вкладывать деньги туда, куда считает необходимым. Пока мы до этого не дошли - не потому, что кто-то этого не хочет, просто денег не хватает. - С другой стороны, нередко высказывается мнение, что в советские времена медицина была слишком затратной и малоэффективной с экономической точки зрения, а теперь мы перестраиваемся на другую, более современную и экономичную модель. Насколько это, с вашей точки зрения, справедливо? - Медицина всегда очень затратна, в любые времена, это факт неоспоримый. Как и то, что вложение средств в здравоохранение, а по большому счету в здоровье людей - оно всегда оправданно, и это тоже доказано. Деньги, вложенный в здоровье, возвращаются государству. Уже давно не говорят: есть предприятия, которые зарабатывают средства, и есть социальная сфера, на которую они расходуются. Абсолютно точно просчитано, что здоровье - экономическое понятие. В масштабах страны вложения в здравоохранение вполне окупаются. Логика проста: чем больше вложено в здоровье человека, тем больше этот здоровый человек заработает денег для государства. - Как Вы считаете, не следовало ли реформирование системы финансирования здравоохранения проводить по более щадящему для пациентов варианту, ведь в данном случае речь идет об особой сфере и отражается на людях, и без того оказавшихся в трудной ситуации? - Я бы сказала, что реструктуризацией здравоохранения заниматься надо, и уклон на амбулаторно-поликлинической звено - направление верное, до абсурда только не надо это доводить. И все направления национального проекта, определенные им приоритеты абсолютно верны и актуальны, это видно даже на конкретном примере нашей территории. Но хотелось бы, чтобы реализации всех начинаний в медицине предшествовал более длительный подготовительный период. А то документы издаются 30 декабря, а с 1 января надо приступать к работе. Было бы лучше, если бы оставалось время для ведения организационной, разъяснительной работы. Определенный дефект в этом есть. Думаю, что люди вскоре почувствуют положительный эффект от проводимой работы на себе. Беседовала Оксана Овсянникова
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
|
Миасский центр "Радуга" отметил 25-летний юбилей Центр помощи детям "Радуга" отпраздновал свой юбилей ярким и трогательным концертом, который собрал множество гостей, друзей и партнёров Накрыть новогодний стол за год стало дороже на 13,5 процента Специалисты рассказали о том, какие привычные для новогоднего торжества продукты подорожали в 2024 году больше всего Образовательный интенсив провели для молодых педагогов Миасса Мероприятие собрало около 60 участников, которые стремятся к профессиональному развитию и обмену опытом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
главная | карта сайта | поиск | архив | наверх | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А. Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы. Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+. |