Опубликовано: 13.03.2023 13:10 |
![]() |
Дети Ильина |
Продолжаем рассказ об учителе-новаторе Иване Ильине, который в 1901 году выдержал экзамен в Екатеринбургской мужской гимназии получил звание учителя народных училищ (народного учителя) и с октября 1902 года начал преподавание в школе Юрюзанского завода. Несмотря на молодой возраст, он внимательно относится ко всему, что его окружает, и коротко, но ёмко отмечает и дела заводские, и занятия жителей, и развлечения молодёжи, и неожиданно свалившиеся на его голову хлопоты.
"Получал я жалованья 22 рубля, из них 11 рублей платил за хлеб. В школе у меня была только одна младшая группа, 45 человек.
Здесь я окончательно уклонился в производство, часто посещал завод, особенно столярно-модельную. Потом приобрёл себе токарный станок, начал кое-что работать, времени свободного было много. С течением времени качество работы улучшалось.
Юрюзанский завод в то время жил на широкую ногу. Работали две домны, мартен, прокатные станы, кузница. Строилась железнодорожная ветка от Вязовой до Катав-Ивановского завода.
Молодёжь жила весело: зимой - вечера, летом - пикники. Вокруг завода - живописные скалы, лес и река. Мы не раз устраивали экскурсии в Шуйду (это особенно красивая скалистая местность недалеко от завода).
После 1903-1904 года дела завода расстроились, цеха закрывались, видимо, в связи с японской войной. И жизнь в Юрюзани, раньше столь шумная, притихла. Стали создаваться кустарные артели из рабочих, которым не хотелось уезжать из Юрюзани и искать работы на стороне.
В мае 1904 года я женился. Через год, 13 марта 1905 года, у нас родился первенец, сын Саша.
Меня перевели в Леузы, в первое казённое училище. Инспектор Юркевич, назначая меня в Леузы, сказал, что там школа строится. На самом же деле, когда я приехал, там никто об этом и слыхом не слыхивал. Когда он нагрянул с ревизией, я сказал ему об этом. "Будем, - говорит, - строить, деньги (1000 рублей) отпущены".
Я и не знал, что всё это упадёт на мою голову. Да ещё Юркевич заставил меня открывать второе казённое училище. Крестьяне обещали вывезти лес, 200 деревьев, камень привезти (семь кубов) и канавы выкопать.
Школу я выстроил хорошую, 22 на 9 аршин, с квартирой учителя и нижним этажом. И сам жил в ней. Много было забот и хлопот, а получил одни неприятности".