Опубликовано: 24.08.2022 12:23 |
Про памятник Владимиру Ильичу Ленину, что стоял вначале перед кинотеатром "Урал" и был перенесён на площадь перед администрацией в связи с постройкой на месте кинотеатра здания Челябинвестбанка, да и про некоторые другие я уже упоминал.
Хочу поведать, что известно мне про памятник на площади Труда. Вернее, про историю, предшествующую его появлению. Начну рассказ не с самого начала истории, с 90-х годов прошлого столетия. Будучи как-то в старом городе, перебегал я через реку Миасс чуть ниже Шадринского моста. По хлипкому деревянному мосточку. И вдруг обратил внимание на камень, вернее, осколок мраморной плиты, что была в воде. Сложно было пройти мимо, так как на мраморе красовалась звезда и по окружности была надпись: "… всех стран соединяйтесь".
Несколько раз я приходил и снимал столь замечательный артефакт (как бы сейчас сказали). Пытался узнать происхождение, но даже в музее ничего вразумительного сказать не могли. Как-то на фотографическом семинаре на озере Кисегач я познакомился с Павлом Большаковым, сотрудником областной газеты "Комсомолец". Он выпросил у меня фотографию этой плиты в реке и опубликовал её в газете, добавив с моих слов текст. После этого плита из воды исчезла, до сих пор не знаю, как и что произошло. Через несколько лет в фотолабораторию "Миасского рабочего" зашёл человек и показал мне занятную фотографию. Я, конечно, переснял её и посоветовал отнести в краеведческий музей (в фондах которого она сейчас и хранится).
На фото было довольно неожиданно видеть Петропавловский храм и бюст Ленина на постаменте, расположенный справа от храма. Но, главное, можно было достаточно чётко разглядеть, что между бюстом и постаментом располагались плиты со звездами и надписью той, про пролетариев. Стало понятно происхождение осколка в реке, хотя как он туда попал и куда исчез, яснее не стало. Опять прошло время. Старинную фотографию Петропавловской (будущей - Труда) площади, снятой с пожарной каланчи, я видел в музее.
Крест, стоящий на этой площади, не заметить трудно, но и его происхождение для меня было также неясным. До той поры, пока замечательный краевед Пётр Сергеевич Правдин не дал мне сканы газеты "Казак", что издавалась в Миассе в самом начале двадцатого века. "Листая" на компьютере подшивку, я натолкнулся на несколько публикаций, посвящённых празднованию 50-летия освобождения крестьян от крепостного права. Приведу, пожалуй, фото нескольких строк из газеты - № 17 от 23 февраля 1911 года.
Так, потихоньку, стала складываться (для меня) картина. Если штрихами, то: в 1911 году, в череде празднований, решили установить на площади бюст царю Александру II. На этом месте отслужили молебен и установили крест. Стали, как это говорится, всем миром, собирать "денюжку". Ко времени революционных перемен удалось установить только постамент. Когда же успокоились революционные перемены и битвы гражданской, решили видимо, царя уже не славить, а на постамент водрузить бюст вождя мировой революции. У меня было предположение, слышанное как-то в музее, что автором этого бюста был Эммануил Иосифович Мали, бывший на тот момент директором краеведческого музея, имевший художественное образование и навыки скульптора. Но бюст работы Мали - это другой бюст. По убедительной (надо сказать) версии Правдина, на площади была установлена типовая отливка. Похожий бюст стоял в Челябинске, на Алом поле, стоит до сих пор в Троицке. Да, собственно, и "наш" бюст никуда не пропал. До сих пор находится на закрытой территории НПОЭлектромеханики. Там мне удалось его снять в конце 90-х годов прошлого столетия.
Но вернёмся на площадь. Может кто, вдохновившись, доберётся и до архивных документов, но по моему разумению дело было приблизительно так: вождь и храм - вещи несовместимые - взорвали (или иным способом уничтожили) храм. Передвинули постамент в центр, на место храма. Долгое время это сооружение служило ещё и трибуной во время демонстраций и прочего. В музее есть снимок, сделанный во время митинга по поводу объявления жителям города о начале войны 23 июня 1941 года.
Про типовую бетонную полноростовую отливку, заменившую бюст на все том же многострадальном постаменте, мне ничего не известно. Говорят, что эта смена произошла в середине пятидесятых годов. Жители города всегда смотрели на памятник с довольно большого расстояния, ведь от земли до лица монумента более десяти метров, пожалуй. Мне же оптика позволяла "быть ближе", рассматривать подробнее. Вот эта фотография сделана в январе 2017 года, ещё за несколько лет до разрушения… Судите сами.
И ещё один штрих к рассказу, по-моему, он тоже имеет некое отношение к площади Труда (бывшей Петропавловской) и к истории с памятниками. Уже в этом веке, уже в эру цифровой фотографии, в 2006 году, проходя по улице Спорта (она идёт от Шадринского моста до площади), я увидел часть надгробия. Видимо, чистили подвалы соседнего здания. Хорошо читалось: "Здесь покоится прах Данилы и Екатерины Романовских".
Это родители знаменитых в Миассе сестёр Лидии и Надежды Романовских, что долгое время на свои средства содержали женскую гимназию. Помогал им и брат Александр. Долгое время надгробие было неприкаянным и только благодаря участию Маменджана Иминджановича Имерова, на старом кладбище около Свято-Троицкой церкви появился кенотаф родителей (могила без содержимого), на плите которого упоминаются и дочери - сестры Романовские. Так, к чему это я… Полагаю, что надгробие "перекочевало" с площади, когда стали делать сквер у памятника. Был и есть такой христианский обычай - хоронить в ограде храма церковнослужителей и почётных граждан города.
Александр Мизуров