Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=66884



Играет скрипка, и поёт душа
Людмила Юзеева: "Каждый человек в ансамбле "Вдохновение" - драгоценность"

Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 18.03.2022 12:22

Играет скрипка, и поёт душа

У преподавателя ДШИ № 1 и руководителя муниципального ансамбля скрипачей "Вдохновение" Людмилы Юзеевой нынче два юбилея - свой, личный, и "коллективный" (ансамблю исполняется 30 лет). Одно от другого отделить трудно, потому что вся жизнь Людмилы Ростиславовны - это неустанное служение музыке.

На эту пищалку?.. Никогда!

...Скрипачкой она стала случайно. Просто так сложились обстоятельства, что очередь на покупку пианино в семье ещё не подошла, а скрипку в музыкальной школе ученикам выдавали сразу…

- Мама, помню, возмутилась: "Чтобы я отдала ребенка на эту пищалку?.. Да никогда в жизни!", - со смехом рассказывает Людмила Ростиславовна. - А директор школы, Иван Андреевич Рослый, с самым серьёзным видом ответил: "Ну, тогда я её на барабан посажу!". "Нет-нет, - испугалась мама. - Пусть уж лучше скрипка!"… Родители мои работали на автозаводе и были очень музыкальны: немножко играли на гитаре и балалайке, хорошо пели. При этом мама была еще и артистически одарена, любила танцевать. Не могу сказать, что я была очарована скрипкой, но на экзаменах педагоги, делясь впечатлениями, отзывались о моей игре так: "Она масштабно, крупно играет…". Было ли мне трудно или легко учиться - не помню. Всё шло как-то само собой, естественно.

После школы Людмила поступила в только что открывшееся в Миассе музыкальное училище, которое окончила с красным дипломом.

"Возьмите нас!"

- Нас воспитывали так: взялся за дело - доведи его до конца, чего бы тебе это не стоило, - говорит Юзеева. - Мы серьёзно учились, много музицировали, восхищались игрой друг друга. Везде царило ощущение здорового оптимизма. На педагогов смотрели как на Богов! Да, они были требовательные, строгие, не дрожали над нами, но как же мы их любили… После музыкального училища я окончила Уфимский государственный институт искусств, работала. Со временем мои бывшие сокурсницы, которых судьба разбросала по разным городам, слетелись на родину, в Миасс. Мы - первый выпуск скрипачей музучилища: Татьяна Дюсуше, Людмила Калита, Тамара Червинская, Галина Мальцева и я - встретились и поняли, что хотим не только преподавать, но и играть: ведь мы же оркестранты, и ансамблевая игра - это врожденная потребность души. Сыграли раз, другой. Где-то выступили - и решили: надо, чтобы кто-то со стороны нас послушал.

Пришли скрипачки к Борису Григорьевичу Чагину, который в те годы преподавал дирижирование в музыкальном училище. Попросили: "Возьмите нас!". Послушал Чагин - и взял их под своё крыло.

Он лепил из нас чудо

- Десять лет Чагин работал с нами, - продолжает Людмила Ростиславовна. - Говорил: "Вы - моя лебединая песнь". Верил в нас, а мы - в него. Был поразительно работоспособен. В год делал с нами по три-четыре новых тематических программы, а это 10-15 новых произведений!.. Где мы брали время на разучивание такого количества музыки - не знаю. Репетировали два раза в неделю по три часа. Если родные выражали недовольство, Чагин шутил так же, как в своё время Рослый: "Скажите им, что я их на барабан посажу!". Это хобби было для нас так же дорого, как и работа, хотя педагогика и исполнительство никогда не соперничали друг с другом. В год мы давали по 40 концертов!.. Кстати, название коллективу придумали зрители, которые признались, что наша музыка дарит им вдохновение.

- Чагин любил эксперименты - например, соединить народные инструменты и… скрипки. А нас устраивало всё, что он делал! Он лепил из нас чудо - и мы были благодарны этому человеку. В городе мы охотно выступали на всех концертных площадках, повышая культурный уровень горожан. Были в Челябинске, Магнитогорске, Перми, Кисегаче, Еловом, Сатке, Златоусте, Чебаркуле, Катав-Ивановске - многие города и пригороды объехали, бережно держа в руках футляры со скрипками. Они у нас мастеровые, проверенные годами. Мне вообще кажется, что скрипка наиболее человечная из всех музыкальных инструментов. Это, по сути, артист, который может выразить без слов любые эмоции. У рояля (да не обидятся на меня пианисты!) звук короткий: снял руку с клавиши - он и исчез. А я могу так вести по струнам, что звук будет тянуться-тянуться… Проведу смычком - и скрипка заплачет, как ребёнок, будет жаловаться, печалиться, стонать. Поставлю руку по-другому, приложу нужное усилие - и она будет возмущаться или радоваться, убаюкивать или признаваться в любви… Поистине волшебный инструмент!

Живы!

…Когда Чагина не стало, "Вдохновению" предложили сыграть на прощальной церемонии. Но, по словам Людмилы Ростиславовны, они "не то, что скрипку в руки взять, а даже дышать не могли, будто умерли вместе с ним".

Прошло полгода, прежде чем коллектив вновь собрался на репетицию и осознал: "Мы живы!". Руководство ансамблем приняла супруга Чагина, Валентина Михайловна, а после и её безвременного ухода на эту должность назначили Людмилу Юзееву.

- И вот уже прошло двадцать лет после Чагина, а мы все играем и играем, - констатирует Людмила Ростиславовна. - Нам это нравится. Нам это надо!.. Кто-то ушёл, кто-то пришёл (к нам присоединились наши ученицы Ольга Котышева и Елена Гулкина), но основной костяк - всё тот же. Что помогает так долго быть вместе?.. Удачное сочетание темпераментов - и деликатность. Мы - дети тех счастливых лет, когда было принято лучше промолчать, чем обидеть человека замечанием. Играем сейчас несколько по-другому, чем при Чагине, - я бы сказала, более скрипично. Думаю, Борис Григорьевич порадовался бы, услышав нашу игру сегодня. Как руководитель, я всё больше убеждаюсь в том, что каждый человек в ансамбле "Вдохновение" - это драгоценность, каждый из них находится на своём месте. И все мы благодарны за поддержку Людмиле Викторовне Орловой, которая в те годы руководила отделом культуры, и заместителю директора управления культуры Ларисе Федоровне Подоскиной.

В другой мир

За прошедшие три десятилетия с уникальным коллективом "Вдохновение", подобного которому в Челябинской области нет, играли великолепные пианисты, пели замечательные солисты (для Ольги Красноярцевой готовили специальную программу!), сотрудничали лучшие городские искусствоведы Людмила Вебер, Галина Никитина, Светлана Кудянова. Менялись и концертмейстеры: Галина Галлямова, Марина Никольская, Сергей Готовый (он до сих пор в составе ансамбля).

- Замены Сергею Леонидовичу нет, - уверена Людмила Юзеева. - Это человек настолько музыкальный, что ему и объяснять ничего не надо - схватывает все на лету. "Сергей украшает вас!" - говорят зрители. И верно: стоит Сергею сесть за рояль, как он мгновенно преображается. Практически нами дирижирует именно он. А мы… Мы по-прежнему, выходя на сцену, с первыми звуками скрипки забываем обо всём на свете, ведь музыка - она, словно театральная постановка, властно берёт тебя за руку и ведёт за собой в другой мир, другую эпоху.


Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа

Играет скрипка, и поёт душа



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика