Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=65003



"Шмолю!"
Миасский учитель и его внучки - продолжатели знаменитой династии Зайцевых

Рубрика: История Миасса/Миасс в лицах
Опубликовано: 05.10.2021 15:28

Дед
Дед

Как-то так повелось, что в день учителя в основном вспоминают и рассказывают о школьных учителях. Но ведь есть ещё учителя, которые учат нас рисовать, петь, играть!..

В ДШИ № 2, нынче отмечающей свое 70-летие, учит детей игре на фортепиано Михаил Павлович Зайцев, представитель четвёртого поколения знаменитых миасских музыкантов. Его прадед, Павел Иванович Зайцев, приехавший на Урал в начале 19 века из Вятской губернии, организовал здесь мастерскую по изготовлению гармоней. Имел даже собственную фамильную печать (хранится в краеведческом музее), которой помечал все свои инструменты. После смерти Павла Ивановича дело перешло в руки его сына Александра…

"Жил дед в маленьком домишке в переулке Запрудном, - рассказал Михаил Зайцев. - Ему было около 70-ти, когда я родился. Дед прекрасно пел, играл на гармошке, балалайке, скрипке и гитаре. Руководил церковным хором. Играл на музыкальных вечерах в библиотеках-читальнях. И, конечно же, делал гармошки. С детства мне посчастливилось наблюдать за его работой. Садился я в уголочке и не сводил глаз с деда, а тот посмеивался и шутя пальцем грозил: "Минька, ты мне не мешай!". Я знал, как тщательно он подбирал древесину для своих инструментов: ходил по лесу, постукивал молоточком по деревьям и слушал звук (слух у него был великолепный!). Потом выписывал лес, привозил домой, пилил заготовки-чурбачки и убирал на просушку. Высушенное дерево распиливал на досочки и опять давал им отлежаться. Вырезал детали корпуса по шаблону, соединял…

- После этого брался за пропитку древесины. На мой вопрос "Дед, что делаешь?" отвечал: "Шмолю!". Меха делал из картона, а уголки - из кожи. Часть уголков, как и инструменты (рубаночки, надфили, напильнички), выписывал по почте. Украшение гармошки тоже было завораживающим зрелищем: в специальный станочек дед закладывал деревянную деталь, сверху - накладку с узором, с помощью пресса выдавливал рисунок, приклеивал выпиленные по шаблончику перламутровые пластиночки, и потом все полировал. Гармошка блестела, сверкала, а уж как заливисто пела!.. Зайцевские инструменты славились далеко за пределами Миасса.

- Дед не только делал гармошки, но и ремонтировал их. Как-то он продал инструмент в дальнее село, а через неделю его привезли обратно - порвали меха, рьяно играя на свадьбе. Дед сокрушался: "Столько трудов уходит на каждую гармонь, лелеешь-лелеешь её, а тут - на тебе! - возвращают вместо гармошки груду дощечек в мешке!".

В последние годы жизни (а умер он в 1959 году) Александр Павлович переселился к сыну, на улицу Пушкина, и вечерами был внимательным слушателем домашних концертов.

Домашние концерты в семье Павла Александровича Зайцева устраивались каждый вечер: его сестра Нина (в замужестве Гуреева) брала скрипку, жена Анна (в девичестве Шереметьева и, по семейной легенде, дальняя родственница графу) - гитару, а сам глава семьи одинаково хорошо играл на всех инструментах. Благо, их в доме было не меньше, чем в настоящем оркестре: скрипки, гармошки, баяны, аккордеоны, мандолина, домра, полный набор гитар. И под этот стройный аккомпанемент Зайцевы на несколько голосов пели русские народные песни, романсы Гурилёва, Алябьева, Варламова.

"Расскажу теперь об отце, - продолжил Михаил Павлович. - В 1938 году его призвали в армию. Служил он на Дальнем Востоке, в музвзводе, где быстро освоил и духовые инструменты. Вышло так, что вместе с ним проходил службу будущий композитор Герман Галынин, который буквально заворожил уральца своей виртуозной игрой на фортепиано. (Этим, к слову, и объясняется то, что я, по воле отца, стал пианистом, хотя всю жизнь больше любил и люблю баян). В войну отец был в составе музвзвода Челябинского авиаучилища. Рвался на фронт, но ему неизменно отвечали: "Музыканты нужны здесь!". После демобилизации вернулся домой, играл в симфо-джазе в кинотеатре "Энергия", в клубе МНЗ, городском Доме культуры, а когда открылась музыкальная школа № 1 (1948 год), его пригласили туда преподавать игру на баяне. Так что они с сестрой, Ниной Александровной Гуреевой, - в числе основателей и первых педагогов старейшей миасской школы".

Незадолго до смерти дед смастерил для внука маленькую гармошку. Миньке было всего три года, но гармошка сразу стала любимой игрушкой, которую он не позволял трогать никому, даже друзьям. Примостившись на табуреточке, малыш сосредоточенно тянул меха и нажимал на блестящие крошки-кнопочки, стараясь подобрать знакомые мелодии. Не всегда получалось - не хватало нужных звуков!

"Дед, звуков не хватает!" - жаловался мальчуган. "Ничего, Минька, погоди чуток - сделаю тебе настоящую гармошку!" - обещал Александр Павлович, но не успел…

Ну и скажите теперь: можно ли не стать музыкантом, купаясь с утра до ночи в атмосфере музыки?..

Пришёл срок - отправился Михаил в школу, а ещё через год - в музыкальную. "Папа, возьми меня к себе в класс, научи на баяне играть!" - просил отца, но тот был категоричен: "Нет, только фортепиано!".

Что ж, фортепиано так фортепиано!.. После музыкальной школы окончил Михаил Миасское музыкальное училище, где учился у замечательных педагогов Людмилы Чирковой и Льва Хмельнова, ставшего позже концертмейстером Магнитогорской капеллы.

Отслужив, Михаил Зайцев сам стал учить детей музыке - сначала в ДШИ № 1, затем в ДШИ № 2. Педагогическая деятельность ему нравилась, да и дети всегда тянулись к этому большому, доброму, умному, понимающему человеку.

Среди всех учеников, каждый из которых был по-своему хорош, особенно запомнились Михаилу Павловичу две яркие, талантливые девочки - Наталья и Татьяна. Их имена сегодня на слуху.

Первая - Наталья Ролина - завуч и преподаватель Миасского колледжа искусства и культуры, большой знаток народных традиций, руководитель фольклорного коллектива "Оберег". Вторая - Татьяна Фильшина - директор ДШИ № 2, великолепный пианист, концертмейстер, педагог.

Самое же интересное, что именно у Татьяны Сергеевны Фильшиной сегодня учатся внучки Михаила Павловича (шестое поколение!) - Александра и Юлиана Зайцевы, подающие большие надежды. Вот такой вот "круговорот музыки" получается!..

Наталья РОЛИНА:

- Михаил Павлович был строгим и внимательным педагогом. Он никогда не жалел времени на занятия со мной, многие его советы и наставления помню до сих пор. Мы занимались в приспособленных помещениях старинных зданий. Каждое утро и вечер топилась печь, было тепло и уютно, несмотря на тесноту…

Татьяна ФИЛЬШИНА:

- Для меня Михаил Павлович был волшебником с мягкими, большими руками, производящими чудесные звуки на клавишах! Ни одного урока никогда не пропускала! Всегда хотела играть так же, как он! Вообще Зайцевы - удивительная музыкальная семья, очень интеллигентная и одухотворённая.


Отец
Отец

Отец
Отец

Тётушка Нина
Тётушка Нина

Дед
Дед

Прадедушка
Прадедушка

Прадедушка
Прадедушка



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика