Опубликовано: 10.09.2021 09:54 |
Новый учебный год в школах делает первые шаги. Учителя приглядываются к повзрослевшим ученикам: "Набрались ли ума за лето?..". Ученики, в свою очередь, исподволь изучают новых учителей: "Вредный?..".
А педагоги-ветераны, привычно беря на себя роль наставников молодёжи, в эти дни невольно вспоминают своих коллег, оставивших заметный след в миасской педагогике. Один из них - отличник народного просвещения Василий Маркович Савенко… В этом году исполнилось 105 лет со дня его рождения и 15 - со дня его ухода.
…Уроженец Черниговской области, Василий Маркович после окончания Магнитогорского учительского института преподавал школьникам физику и математику на станции Карталы. В 1942 году приехал в Миасс, устроился диспетчером на автозавод, а три года спустя вернулся в педагогику: сначала завучем, а затем и директором школы № 17.
Стараниями Савенко в школе появились производственные мастерские и школьный гараж, где проходили уроки автодела; была построена географическая площадка, разбит пришкольный участок. Качество обучения поднялось так высоко, что выпускники школы № 17 легко поступали в вузы.
В 1963 году Василию Савенко доверили руководство школой-интернатом № 1, что в посёлке Строителей. Работа была, мягко говоря, не из лёгких…
Сам Василий Маркович вспоминал о ней так: "Когда я впервые приехал в интернат и прошёл по спальням, то пришёл в ужас: кровати поломаны, дети спят на полу, бельё грязное, унитазы побиты. Детей много, около 600 человек. Воровство и бродяжничество процветало. Очередной ужас ожидал меня на первой линейке. Дети выглядели, как отступающие французы 1812 года - обносившиеся, у кого рукава по локоть, у кого по колено… И вот этому контингенту я должен был стать отцом, кормить, одевать, учить, воспитывать. С чего же начинать?"…
Начал Савенко с того, что собрал самых отпетых хулиганов, посадил их в машину и повёз в Златоуст, в образцовый интернат. На обратном пути мальчишки, не выдержав долгого молчания, спросили: "Зачем вы нас туда возили?".
"Вот тут-то, - рассказывал Савенко, - я и провёл с ними хорошую доверительную беседу. Ребята стали моими первыми помощниками, прекратили ломать мебель, бить стёкла, лампочки, рвать одежду".
Не всё и не всегда складывалось гладко. Были и "сучки", и "задоринки".
Попросил как-то Савенко старших воспитанников интерната почистить свинарник, пообещав за работу по полкило конфет каждому. Дети работать не пришли. Собрал их снова и на этот раз сказал так: "Я тут человек новый, не знал, что вы конфет не любите. Поступим по-другому: сделайте то, о чём я вас просил, и завтра учителя не будут спрашивать вас ни по одному предмету!". Ребята хором: "Сделаем!". И, действительно, вылизали свинарник дочиста.
А умный директор понял, что детям гораздо больше нравится заниматься грязной работой, чем учить уроки, и велел учителям: "Перестраивайтесь!". И педколлектив перестроился, изменив в первую очередь порядок самоподготовки, после чего дело пошло на лад.
Три года Савенко руководил школой-интернатом, еще три года возглавлял Миасский отдел народного образования, а с 1970-го по 1983 год исполнял обязанности директора школы № 30.
Вот как об этом вспоминает работник образования Виктор Бочаров: "Школа № 30 была пионером строительства учебных кабинетов. Василий Маркович воодушевленно убеждал коллектив, родительский комитет, шефов в том, как необходимо иметь в классе много досок. Демонстрировал опытный образец в кабинете физики: доски разъезжались, раздвигались, открывались… До восьми учеников могли одновременно работать, как у В. Ф. Шаталова, об опыте которого уже знала вся страна.
Несколько лет строили досочные кассеты с подиумами. Родители не выходили из школы. Денег в то время с них не собирали. Они несли с производства дерево, ДВП, ДСП, линолеум, пластик, текстурную бумагу, клей ПВА, стальные уголки, ролики.
Строили, строили… Ещё не во всех кабинетах построили - а уже новая "эпопея": строительство шкафчиков, полочек, ящичков, стендов для наглядных пособий. Ещё не везде доделали эту работу, а Савенко заставил систематизировать средства обучения в каталогах, в папках, на карточках…
Не закончили систематизацию, как Василий Маркович организовал кампанию по применению ТСО (технических средств обучения). Будучи замом по воспитательной работе, я как-то высказал мнение, что скоро всё построим и будем, наконец, спокойно работать. Директор тут же отреагировал: "Я всё равно что-нибудь новенькое придумаю!" - и процитировал Макаренко: "Остановка - смерть коллектива!". Я продолжил: "А если выяснится, что этого делать было не надо?". - "Не имеет значения, - ответил Савенко. - Главное, чтобы народ шевелился. Так жить интереснее!".
Савенко поражал окружающих невероятной эрудицией. По воспоминаниям бывшего работника гороно Нели Балабановой, однажды, когда делегация школьных директоров ехала на поезде в Магнитогорск, Иван Артемьевич Олейник и Василий Маркович Савенко всю ночь, сменяя друг друга, читали наизусть стихи Есенина и Маяковского.
"С ним было надёжно, - вспоминала бывший преподаватель школы № 30 Эмма Степанова. - Он ценил всех, кто работал рядом, и уже от одного этого у нас, педагогов, будто крылья за спиной вырастали. Помню, пришёл ко мне в класс: "Надо дать открытый урок!". - "Не хочу, - говорю, - надоело". Он кивает: "Понимаю. Но тогда кто, если не ты?". И всё! Я уже с крыльями!.. А Василий Маркович пройдёт по всем классам, со всеми так поговорит, и вот уже все крылатые, все на подъёме…".