Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=64362



"С волками в степи было не так одиноко"
95-летняя Галина Стахеева поделилась воспоминаниями о военном детстве

Рубрика: История Миасса/Миасс в лицах
Опубликовано: 16.08.2021 08:54

"С волками в степи было не так одиноко"

Дети войны… На их долю выпало едва ли меньше испытаний, чем на их воюющих отцов. Прошлым летом жительница Миасса Галина Валентиновна Стахеева, отметившая 95-летие, поделилась с нами воспоминаниями о том, как война, будто лакмусовая бумажка, показала, кто из людей чего стоит и почему волки на поверку оказались добрее некоторых людей. В год 80-летия со дня начала Великой Отечественной войны хотим познакомить миасцев с нелёгкой судьбой Галины Стахеевой.

Галя Зуботыкина (Стахеева) росла в большой, дружной семье (мама-домохозяйка, папа-художник и пятеро сестёр-братьев). Боевая, жизнерадостная, она любила быть в гуще событий: пела, читала стихи и мечтала стать артисткой. Но планам помешала война.

В 1941 году Зуботыкины жили в Беломорске. Город находился рядом с Беломор-каналом, открывавшем дорогу к Ленинграду, и фашисты нанесли сокрушительный удар по нему в первые часы своего вероломного нападения на СССР.

"Утром 22 июня нас разбудил голос Левитана, - вспоминала Галина Валентиновна. - Помню папины слова: "Ну, вот и всё…". А потом плач, слёзы, крики - и страшный гул вражеских самолётов, чёрной тучей закрывших небо. Люди выскакивали на улицу, попадали под бомбёжку, падали, пытались спрятаться, но спрятаться было некуда. На станции, рядом с которой мы жили, стояли уже готовые к отправке эшелоны с открытыми дверями. Папа и старший брат с остальными мужчинами залезли в вагоны, и состав сразу тронулся. Запомнился папин голос: "Не горюйте, мы скоро вернёмся!". А бомбы всё летели и летели. Я побежала помогать раненым: перевязывала, таскала в ближайшее укрытие, успокаивала… Школа превратилась в госпиталь. Открылись курсы для медсестёр, где нас, молоденьких девчонок, по ускоренной программе обучали оказанию медицинской помощи".

Как-то, возвращаясь с ночного дежурства, Галина попала под бомбёжку. Заскочила домой, а мама уже стоит на пороге в окружении младших детей, готовая бежать. Но куда, куда бежать?.. Дорога опять привела на станцию. Не раздумывая, в толпе таких же испуганных людей, они залезли в теплушки, состав дёрнулся и поехал. Пылающий, разгромленный город остался позади… "Куда нас везли, мы не знали, - продолжала Галина Валентиновна. - Да и не до того было. Радовались, что не бомбят. Часто останавливались, пропуская эшелоны с боеприпасами, ранеными и солдатами. Когда солдаты проезжали мимо, женщины кричали: "Не видели такого-то?.." - и каждая называла имя мужа, сына, брата. А военные кричали в ответ: "Нет, не видали!" - и кидали нам хлеб и котелки. Хлеб и кипяток, который мы набирали на крупных станциях, делились поровну, потому что беда у нас была общая, одна на всех".

Путь в тыл оказался неблизким. И когда состав добрался до пункта назначения (Оренбургская область), на Урал уже пришли холода. Лёгкие платьица не спасали ни от холода, ни от ветра. Беженцам подали сани. Зарывшись в солому в безуспешных попытках согреться, они 25 километров добирались до села Белошапка, где, казалось, придёт конец их мучениям. Но они ошиблись. Зажиточные сельчане даже и не подумали открыть двери продрогшим детям. Шатаясь от голода и холода, брели Зуботыкины по дороге, стучались в каждую избу. И только одна бедная солдатка на краю села сжалилась над горемыками. Тёплая хибара и горячая похлёбка из картофельных очисток, предназначенная на корм свиньям, дали пришельцам надежду на лучшее. Однако до "лучшего" было далеко…

Колхоз выделили беженцам жалкое подобие избы без окон и дверей, но с печкой. Только что может дать печка, если нет дров и взять их неоткуда?.. Нашёлся, правда, в селе добрый человек - молодой парнишка из богатой семьи, который помог заделать соломой окна, соорудил подобие дверей и иногда приносил тайком из дома то полешко, то кусок хлеба, а то и картофелину.

А потом мать попросила у соседей топорик и сани, впряглась в них вместе с 15-летней Галиной и отправилась на дровяной промысел. Оренбургские степи - это вам не уральский лес, большие деревья здесь не растут. Пришлось ломать кустарники и грузить в сани. А когда донельзя усталые женщина и девочка тронулись в обратный путь, то обнаружили: они в степи не одни… Следом за санями шла стая волков. "Мне не было страшно, - признаётся Галина Валентиновна. - Волки выли, задирая к небу морды, но нас не трогали - просто шли рядом. И мне казалось, что они чувствуют наше горе и сопереживают нам. С ними было как-то даже веселее и не так одиноко. Однажды, в очередной наш поход за дровами, встретились нам богатые сани с двумя казаками - сытыми, краснолицыми, наглыми. Я закричала: "Дяденьки, помогите нам!", но они захохотали, хлестнули посильнее лошадь и умчались вдаль…".

В это время под Медногорск эвакуировался Тульский оружейный завод № 314. Рабочих, прибывших вместе с предприятием, не хватало, поэтому в Оренбургской области объявили мобилизацию трудоспособного населения. В число мобилизованных попала и Галина Зуботыкина.

"Привезли нас в школу ФЗО, поселили в общежитии, выдали форму, определили в столовую. Выучилась я на распреда, попала в кузнечный цех. Сверившись с чертежом, определяла, какую марку стали надо подать к тому или иному молоту, и давала соответствующие указания своим помощникам. У нас не было рукавиц, тёплой одежды и обуви, поэтому руководство завода организовало мастерскую, где из подручных материалов шили брезентовые сапоги на деревянной подошве. 700 граммов хлеба, полученные по продуктовой карточке, я никогда не съедала сама. Зажав под мышкой буханку, после ночной смены бежала к семье, которая снимала комнатку в 12 километрах от завода".

Условия работы на военном заводе были тяжёлыми, но деятельный характер Галины не давал ей унывать. Она была активной комсомолкой, часто выступала перед многотысячным коллективом предприятия с пламенными речами, укрепляя бойцовский дух простых людей. Вступила в партию.

После войны семья Зуботыкиных вернулась в Беломорск, а три года спустя Галина приехала на Южный Урал. Здесь нашла свою любовь, вырастила двух дочерей. Окончила университет марксизма-ленинизма, школу руководящих партийных работников при горкоме КПСС. Выполняла обязанности председателя городского комитета Фонда мира - и именно на этом поприще получила известность в стране и в мире. Благодаря работе Галины Валентиновны Стахеевой, город смог пожертвовать в Фонд Мира большую сумму - и это прославило Миасс. Приезжал из Москвы корреспондент, позже опубликовавший в журнале "Советская женщина" статью на испанском языке о Галине…


"С волками в степи было не так одиноко"

"С волками в степи было не так одиноко"

"С волками в степи было не так одиноко"

"С волками в степи было не так одиноко"



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика