Опубликовано: 13.12.2020 11:04 |
Современное фото Консуэло Аргуэльес |
Посвятив нас в тонкости первых дней пребывания маленьких испанцев в Советском Союзе, наш далёкий автор Консуэло Аргуэльес, два военных года прожившая в Миассе, продолжает свой рассказ о школьных и внешкольных занятиях своих друзей, волею судьбы вынужденных покинуть родину на долгие годы.
"Школа находилась слева за углом, в двух шагах от детского дома. Там учились и русские дети, но в отдельных классах. Нам выделили половину длинного коридора на третьем этаже. Вначале почти все учителя были испанцы, за исключением преподавателей русского языка и русской литературы.
Ввиду того, что мы ещё плохо справлялись с русским языком, специально для нас перевели основные учебники советских школ.
По мере того, как мы всё лучше овладевали русским языком, испанских преподавателей становилось всё меньше - вплоть до того, что в военные годы в детском доме, уже в Миассе, не было ни одного испанского учителя, и целых два года (1943 и 1944-й) у нас не проводились уроки испанского языка и испанской литературы. Была только одна испанская воспитательница (как раз наша тётя Тина), но и той приходилось работать кухаркой.
Тувин Маркович Бергсон руководил и дирижировал нашим многочисленным хором. Невысокого роста, подвижный, он всеми силами старался превратить нас в настоящих певцов. Ему нравились наши популярные песни, и он добивался от нас неплохих результатов. Тувин Маркович аккомпанировал на пианино с таким энтузиазмом, что и мы старались петь на том же эмоциональном уровне.
В конце концов, у нас получился довольно приличный хор с солистами в двух или трёх голосах. Как было принято в те годы, мы всегда начинали выступление песней о Сталине, за ней шли патриотические и героические песни, а уже затем народные - как русские, так и испанские, часто с танцами. Обычно концерты (а их было много) имели большой успех, хотя наше русское произношение оставляло желать лучшего. В детдоме существовали кружки по различным видам спорта, изучению музыкальных инструментов, конструктивной механике и т.д.
Девочкам нравился кружок шитья и вышивки, в котором Олимпиада Николаевна, тоже уже в возрасте, с большим терпением учила нас вышивать премудрые рисунки на канве. Я и сейчас следую её технике по вышивке. Сколько лет прошло, а не забываю.
Но самым большим успехом пользовался Дворец пионеров на Невском проспекте, куда стремилось большинство из нас по выходным дням и праздникам. Трудно было выбрать, куда пойти - всё было интересно и увлекательно!
Моя душа металась между фотографией и пианино, но не получилось ни того, ни другого. Для первого надо было иметь хотя бы элементарные знания по физике (а я училась тогда в четвёртом классе и физики не знала), а в кружок пианино списки были уже укомплектованы. Пришлось довольствоваться кружком механической конструкции.
Наравне с учёбой воспитатели старались повысить наш культурный уровень. Экскурсии в музеи чередовались с прогулками по интересным историческим местам - таким, как Петропавловская крепость, крейсер "Аврора", Смольный, Петергоф и многим другим, ибо весь Ленинград можно включить в категорию интересных исторических мест и событий.
Ходили в детский и кукольный театр, смотрели балеты "Снегурочка", "Спящая красавица" , "Жизель", "Лебединое озеро". Посещали и Эрмитаж, но наши глаза терялись среди пока ещё непонятных для нас мировых шедевров".
Продолжение следует…