Опубликовано: 30.08.2020 11:01 |
Нашим бабушкам и дедушкам посчастливилось прожить интересную жизнь. Они многое повидали, многое пережили, а порой встречались с историческими личностями. Например, с Надеждой Константиновной Крупской, 150-летие со дня рождения которой отмечалось в прошлом году.
Первым по времени из наших земляков Крупскую увидел уроженец Миасского завода, студент А.И. Малышев, исключённый в 1899 году из Петербургского университета за участие в студенческих волнениях. Вместе с женой их выслали в город Мензелинск Уфимской губернии. Один из тамошних революционеров, Эразм Кадомцев, вспоминал: "Сестра Инна позвала меня прогуляться по парку. По дороге мы встретили Надежду Константиновну с Владимиром Ильичём и уральского революционера Малышева. Мы устроились на стоящей в глубине парка скамейке и начали разговор о революционных кружках…".
17 декабря Малышев вернулся из Уфы в Мензелинск, а на следующий день к нему пришли с обыском и нашли несколько номеров газеты "Искра". Газеты были привезены из Уфы, так как уфимским пунктом "Искры" ведала Крупская. Несомненно, что Малышев не раз встречался в Уфе с Надеждой Константиновной и был её помощником в подпольной работе и в распространении газеты на Урале.
…В 1920 году на озере Тургояк в бывших купеческих дачах была организована первая на Урале детская трудовая колония, которую возглавил педагог-коммунист Сергей Петрович Михайлов, посланный сюда Наркомпросом, где в то время работала Крупская. По воспоминаниям жены Михайлова, Ольги Петровны Пономарёвой, Надежда Константиновна оказывала всемерную помощь колонии и даже прислала колонистам в подарок трактор.
…В 1929 году в Москве состоялся первый пионерский слёт. Среди уральских делегатов была и миасская пионерка Валя Хренова, дочка героя гражданской войны. Вместе с другими делегатами она побывала в Кремле, где их встречали видные государственные деятели, и в том числе Крупская. Надежда Константиновна, одетая в скромное коричневое платье и простые ботинки, глуховатым голосом рассказывала юным пионерам о жизни и деятельности Ленина.
…Встречался с Крупской и участник гражданской войны, рабочий напилочного завода Кирилл Ильич Дёмин. Встреча эта произошла в 1933 году в Ессентуках, куда Дёмина отправили укрепить здоровье, подорванное гражданской войной. Срок его пребывания в санатории подходил к концу, а он всё ещё чувствовал себя неважно. К нему подошли двое - высокий мужчина с пышными усами и скромно одетая пожилая женщина. Дёмин догадался, кто это… Слышал, что в одном из санаториев здесь отдыхают Серго Орджоникидзе и Крупская. Поздоровались, присели рядом, завели беседу… Услышав, что Дёмин приехал с Урала, Надежда Константиновна грустно улыбнулась: "Знакомые места…". Узнав, что Дёмину скоро пора возвращаться на родину, покачала головой: "Вид у вас не слишком здоровый, надо бы ещё подлечиться… Давайте-ка я позвоню на ваш завод, похлопочу, чтобы вам продлили путёвку…".
Дёмин сильно удивился, когда через несколько дней ему вручили вторую путёвку!.. Позже, вернувшись в Миасс, узнал в завкоме, что сделано это было по телеграмме Крупской.
…В 1931 году в Советском Союзе по инициативе Крупской проводился смотр школ по политехнизации, на котором была представлена и Миасская фабрично-заводская семилетка № 1 - победительница Всеуральского областного смотра. На слёт отправились недавний выпускник Миасского педтехникума, завуч семилетки Геннадий Цыпин, мастер производственного обучения Л. Зайцев и председатель учкома школы Женя Водовозов.
Надежде Константиновне представили Цыпина. Геннадий Иванович вспоминал: "Крупская поздоровалась со мной с улыбкой, взяла под руку и повела в здание. Я знакомил её с производственными экспонатами, сделанными руками миасских школьников. Она всё внимательно рассматривала, задавала вопросы".
Кстати, Цыпину посчастливилось ещё раз встретиться с Крупской - в Наркомпросе. К его удивлению, Крупская узнала миасца и сказала: "Вам необходимо зайти в редакцию нашего журнала "Просвещение". Проводила молодого человека до нужного кабинета, простилась и ушла.
На слёте рядом с Крупской за столом президиума сидел Женя Водовозов, которого было едва видно из-за маленького роста. Как-то Крупская заметила, что когда Женя шёл к президиуму, на полу за ним оставались мокрые следы. А дело было в том, что пока делегаты с Урала находились в Москве, морозы сменились оттепелью, а у Жени не было другой обуви, кроме валенок…
Незадолго до отъезда на родину в общежитие, где жили посланцы Миасса, пришла незнакомая женщина и, отыскав Женю Водовозова, вручила ему большой свёрток: "Это вам от Надежды Константиновны". В свёртке оказались… сапожки на его ногу.
А миасские экспонаты даже побывали в Лондоне на выставке, устроенной Всесоюзным обществом культурной связи!
Одна из последних встреч Крупской с миасцами состоялась в 1937 году, когда миасские работники детдома Сидоркина и Сесюнина приехали на совещание дошкольных работников. Надежда Константиновна была слаба, её вели под руку, но по-прежнему горячо интересовалась работой с детьми, спрашивала, нужна ли помощь.