Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=56685



Погибло тогда более 200 человек?..
75 лет назад в районе строящегося автозавода произошла страшная железнодорожная авария

Рубрика: История Миасса/День в истории
Опубликовано: 15.11.2019 13:50

16 ноября 1944 года на подъездном пути Уральского автозавода им. Сталина, примыкающего к станции Миасс ЮУЖД, произошло крушение рабочего поезда в составе пяти пассажирских вагонов и кольцевого угольного маршрута.

Даже сегодня, после того, как в местных СМИ не раз писали об этой трагедии, мало кто из горожан представляет, что же произошло на самом деле.

Несколько десятилетий говорить об аварии вообще запрещалось. В 1991 году работница автозавода Вера Георгиевна Романова рассказала о железнодорожной катастрофе корреспонденту местной газеты Сусанне Любицкой.

Вера Георгиевна Романова:

"Погибло тогда, по моим подсчетам, более 200 человек - в основном молодежь, которая торопилась именно на этот рейс мотовоза, чтобы успеть посмотреть в кинотеатре "Энергия" фильм "Таня" про Зою Космодемьянскую.

Я в тот год работала курьером в железнодорожном цехе. На заводе не было угля, наш начальник ждал звонка от диспетчера с сообщением, что уголь прибыл. Дождавшись, приказал немедленно отправить уголь на завод. Диспетчер возразил, что, мол, сейчас пойдёт пассажирский поезд, на что начальник ответил: "Я его задержу!".

Рабочая смена кончалась в пять часов, но в 16:45 управляющий делами Яков Иванович Кузнецов приказал мне разнести распоряжение о выделении людей для разгрузки угля. Я взмолилась: "На поезд же опоздаю!". Спорить, однако, было бесполезно - пришлось подчиниться.

До сих пор благодарю его, бывшего ленинградского учителя Якова Кузнецова, который меня задержал и таким образом спас мне жизнь. Выйди я с завода в числе первых, успела бы сесть в первый вагон и - прощай, мама!..

А получилось так, что я едва успела добежать до мотовоза, крича на ходу главному кондуктору: "Сидор Максимович, подождите!". Вскочила в тамбур последнего вагона, и мотовоз тронулся.

До Мелентьевского переезда было всё нормально - тихо, спокойно, но потом что-то неладное произошло. Как мы позже узнали, из-за горы (сейчас её уже нет, а была она в районе молокозавода) вывернул состав с углём и на всех парах помчался навстречу мотовозу.

Наш машинист начал тормозить и подавать частые гудки, но было поздно. Два поезда столкнулись там, где сейчас бульвар Мира. Выскочили мы из вагона. Смотрим: второй вагон врезался в первый, крыша первого вагона перелетела на третий…

В это самое время начальник железнодорожного цеха, осознав, что сейчас произойдёт беда, схватил первую попавшуюся машину и помчался догонять мотовоз. Не доезжая до Мелентьевского переезда, понял, что опоздал, и развернул машину обратно к заводу. Белый, как стена, заскочил в заводоуправление: "Где директор?".

"Григорий Сергеевич на партсобрании", - ответили ему. Он - на собрание: "У меня два поезда столкнулись!". Парторганизацию тут же мобилизовали на спасение людей. На месте аварии разожгли костры, пригнали машины "Скорой помощи".

Мы, девчонки, рванули домой. Я, добежав до избы, тут же залезла на печку. Братья вернулись из кино: "Что-то на Мелентьевке костры горят. Случилось чего?".

Мама ответила за меня: "Там сильная авария, Вера вон пешком прибежала!".

Отец моей подружки, дядя Миша Рудов, ещё неделю ходил с другими рабочими собирать останки погибших. Из первого вагона остался в живых только один человек - москвич по фамилии Обжорин, уже побывавший в подобной катастрофе. Заслышав тревожные гудки, он смекнул, что к чему, и на полном ходу выпрыгнул из вагона. Это и спасло ему жизнь.

Через 20 лет около ДОСААФ открыли памятный камень. Один мужчина рассказывал, что его брат тоже погиб в той аварии и их семье тогда выдали буханку хлеба - как компенсацию за смерть…

Хоронили на Свято-Троицком кладбище, в братской могиле. Поставили деревянную стелу со звездочкой наверху, вокруг поставили четыре столбика, на них тяжёлые чугунные цепи. Ни одной фамилии на стеле написано не было...".

Как оказалось, память о катастрофе и её трагических последствиях не изгладились из памяти многих миасцев старшего поколения. Подробности читайте в материале Постой, мотовоз, не стучите, колёса… на сайте Miass.ru.



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика