Опубликовано: 06.01.2015 17:24 |
Близится один из самых долгожданных православных праздников - Рождество Христово. Уже скоро верующие пойдут в церкви на праздничные Богослужения, начнут готовиться к особой трапезе. Вплоть до IV века Рождества как самостоятельного праздника не существовало. Это не означает, что первые христиане не считали рождение Христа на эту землю важным событием. Дело в том, что изначально Рождество отмечали вместе с другим христианским праздником - Богоявлением. С тех самых пор, как Рождество оформилось в отдельный праздник, в церковном календаре его начали отмечать с вечера предыдущего дня, именуемого сочельником. Канун рождества, вечер 6 января, называют также Рождественским сочельником. Это название связано с обычаем православных христиан употреблять этот день в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, попросту говоря - кашу. Сочивом называли не только кашу и всякую постную пищу, а также сок, или, как говорили раньше - "молоко" разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие. Этим "молоком" приправляли каши во время 40-дневного Филиппового поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.
В этот день принято соблюдать строгий пост. До "вечерней звезды", то есть до конца вечерней службы, когда в церкви вспоминают о волхвах, путешествовавших с Вифлеемской звездой, которая явилась в ночь рождения Мессии. Разговляться принято сочивом или кутьёй. Так делается и в воспоминание древнего обычая, когда готовящиеся к крещению, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд - символ сладости духовных даров. В сочельник у православных варили кутью, у католиков - бигилию. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили "бабину кашу", или "бабкину кутью". Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи "бабкину кашу" готовили "богатой". Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многими традициями и обрядами.
С последним днём Рождественского поста связано много добрых традиций. В деревенских избах было принято устилать пол сеном, а стол - соломой, поверху которой клали белоснежную скатерть. Делалось это в напоминание о том, что наш Спаситель родился в овечьем хлеву, а не в царском чертоге. Другая традиция - колядки. Из небольшого ящика - "вертепа" (в переводе со славянского "пещера"), устраивали импровизированный кукольный театр, в котором разыгрывались действия на Рождественскую тему. С вертепом ходили вечером по деревне, поздравляя соседей. Парни "рядились" - переодевались в вывороченные на изнанку шубы, надевали звериные маски на лица, и распевали рождественские гимны.
В Рождество в миасском Храме Богоявления пройдёт утренник для детей, а накануне - 6 января - в 07:30 состоится Божественная Литургия Царские часы. В 17:00 начнётся Всенощное бдение, а в полночь - краткое повторение Божественной Литургии. А в Рождество Христово, 7 января, в 17:00 православные верующие соберутся на Великую Рождественскую Вечерню.