Опубликовано: 26.06.2014 12:49 |
![]() |
В минувший понедельник, 23 июня, на аппаратном совещании в администрации города был представлен новый руководитель управления образования Миасского городского округа. Управление возглавила Наталья Каменкова, ранее работавшая заместителем директора миасского лицея № 6.
Каменкова Наталья Владимировна, возраст 44 года, родилась в Миассе, окончила школу № 6, а после завершения обучения в 1989 году Миасского педагогического колледжа продолжила учёбу в Челябинском государственном педагогическом университете (учитель начальных классов). Неоднократно проходила переподготовку и дополнительное обучение: Томский институт развивающего обучения (1992-1996 год, учитель развивающего обучения), Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (2012-2013, менеджер в образовании), немецкая Академия менеджмента Нижней Саксонии (2013, Менеджмент в образовании, Лучшие педагогические практики Германии). Общий педагогический стаж - 25 лет, в качестве управленца последние восемь лет работала заместителем директора лицея № 6 Миасса. Среди наград и достижений необходимо отметить победу муниципального, областного и всероссийского этапов конкурса "Учитель года - 2008", грант президента РФ в 2008 году, грамоты министерства образования Челябинской области в 2008, 2013 и 2014 годах, в 2012 году награждена знаком отличия "За заслуги перед Челябинской областью". В 2009 году была участником совета при президенте РФ по вопросам науки, инноваций и образования.
Понятно, что у нового руководителя в первые дни очень плотный график работы. Несмотря на это, Наталья Каменкова нашла время ответить на несколько вопросов корреспондента агентства "NewsMiass.ru".
- Какие проблемы требуют первоочередного внимания и решения?
- Предстоит много работать по выполнению программных вопросов "Стратегии развития Челябинской области 2020", озвученной и.о. губернатора Челябинской области Борисом Дубровским: обеспеченность местами в детских садах, повышение интереса школьников уже на ранних этапах обучения к техническому и естественно-научному образованию, оптимизация расходов в образовательных организациях различного уровня (от детсада до аппарата управления), предстоит решить немало вопросов по оценке качества образования.
- Несколько лет назад поднимался вопрос о нехватке кадров и в школах, и в детских садах. Сейчас, когда заработную плату педагогам подняли, проблема в городских учреждениях, кажется, отпала. А как быть с малокомплектными сельскими школами и детскими садиками?
- Сегодня всё чаще приходится говорить о том, что количество не всегда переходит в качество. Поясню - повышение уровня зарплаты не показало настолько высокого качества преподавания, как хотелось бы. К сожалению, в общей массе, повышение уровня оплаты труда педагогов произошло за счёт увеличения их нагрузки. О каком качестве преподавания можно говорить, когда вместо 22-24 часов (практика показывает, что это оптимальная цифра, не влияющая на снижение качества преподавания) учитель ведёт 30-36 часов, чтобы иметь достойную зарплату. Ситуация в садиках не лучше. Поэтому сейчас впервые стали говорить об оптимизации расходов на выполнение образовательных программ. Задача руководителей образовательных организаций найти такие ресурсы, которые позволили бы, не снизив качество преподавания, добиться достойной оплаты труда педагогам. Вот тогда и можно будет еще раз вернуться к вопросу о достаточности педагогических работников в школах и садиках.
- Что касается детских садов, то наряду с муниципальными детскими садами во многих городах появляются частные. По какому пути движется Миасс и какова роль частных детских садов в нашем городе? В чём заключаются основные сложности для их развития? Востребованы ли они? И если нет, то почему? Ведь детей "на очереди" стоит предостаточно.
- Да, такой опыт по области ест и он достаточно успешен. Как это нововведение развивается и будет развиваться в Миассе пока сказать сложно. На проработку этого вопроса ещё нужно время. Думаю, что это хорошая альтернатива муниципальным садикам. Если у нас в городе найдутся сподвижники, готовые всерьез заняться продвижением этого вопроса, думаю, что мы сможем его проработать.
- Ещё один вопрос о питании в школах. Родители детей, обучающихся в крупных школах, сообщают о том, что число детей, нуждающихся в бесплатных обедах, превышает объём дотаций на питание. Так ли это? И будет ли вопрос решаться?
- В управлении образования такой статистики нет. Для того, чтобы поставить сегодня ребенка на льготное питание, нужно обратиться в школе к ответственному за питание, собрать необходимые документы (а их не так много) и предоставить в школу. Процедура эта проводиться в течение всего года. Возможно, эта проблема возникла у тех семей, которые в этом году не оформили своё желание должным образом. Все дети, на которых были предоставлены подтверждающие необходимость льготы документы, получали дотационное питание.
- В летнее время учреждения начинают подготовку к учебному году: проводятся ремонтные работы. Хотелось бы узнать, каков объём финансирования? На что именно школам хватит этих средств? Налажен ли контакт с директорами школ, запланировано ли большое совещание с руководителями?
- Расширенное совещание с директорами школ прошло 25 июня. В числе многих рассматривался и этот вопрос. Вопрос острый. Денег не хватает всегда, тем более, когда бюджет города находится в режиме жёсткой экономии. Суммы, выделяемые на ремонт образовательных организаций, меняются постоянно. Мы стараемся, находим дополнительные средства за счёт экономии по различным статьям, выделяем её в первую очередь в те учреждения, где проблемы стоят особенно остро. Статья эта в полном объёме, к сожалению, не финансируется. Сегодня многие образовательные организации ушли "в свободное плавание", стали автономными и бюджетными учреждениям. Жизнеспособность этих организаций зависит от искусства управления руководителя. Существует такое понятие "план ведения хозяйственной деятельности". Этот план мало составить, его необходимо реализовывать. Плоха та хозяйка, что не рассчитывает семейный бюджет на перспективу. Так и с руководителями - хороший директор, не просто составляет план, он реально его исполняет (привлекая для этого все возможные законные ресурсы). Это не значит, что учредитель (в нашей ситуации Миасский городской округ) снимает с себя ответственность за финансирование этих организаций. Ещё раз подчеркну, экономить сегодня приходится на всём, распределение средств идет по принципу первоочередной помощи особо нуждающимся.
- Продолжается модернизация системы образования в стране. Какие новые цели и задачи ставятся и будут решаться в наступающем учебном году? Возникающие при этом трудности?
- Частично мы уже коснулись этого вопроса. Цели и задачи развития образования Челябинской области прописаны в "Стратегии 2020". Обратила бы внимание читателей на проект "ТЕМП" (Технология + Естествознание + Математика = Приоритеты образования!). Нам необходимо возрождать интерес детей к этим предметам для того, чтобы обеспечить в будущем реальный сектор экономики высококлассными, грамотными специалистами. С этим же связаны и трудности. Первое - база, на которой необходимо учить детей. Её сегодня нужно пополнять, особенно в учреждениях дополнительного образования, в которых практически не осталось кружков технической направленности. Второе - специалисты. В школах, учреждениях дополнительного образования нужны энтузиасты, которые своей любовью к делу могли бы привлечь ребят к занятию техническим творчеством, естественными науками. Сегодня каждая школа, реализуя федеральные государственные стандарты, обязана предоставить учащимся программы внеурочной деятельности. Обеспечить развитие данного направления можно за счёт взаимодействия с профессиональными учреждениями нашего города. На мой взгляд, предприятия, заинтересованные в привлечении будущего потенциала подрастающего поколения, не должны сегодня оставаться в стороне. Находясь на стажировке в Германии, я наблюдала замечательный опыт, когда для молодого человека, осваивающего профессию, три дня обучения проходят на территории предприятия. Я считаю, что мы можем найти способ взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования с предприятиями города. Например, организовать изучение какого-либо раздела физики (его модуля) с выходом на территорию предприятия, с привлечением к обучению его специалистов. Вот вариант решения проблемы: база+кадры! Нам сейчас важно, чтобы учреждения профессионального образования (прежде всего технические колледжи) и предприятия пошли нам навстречу. Тогда выиграет каждый, а главное -выиграет город.