Опубликовано: 25.03.2025 10:14 |
![]() |
На улице Пролетарской, бывшей Церковной |
Продолжаем рассказывать, о чём писала в начале XX века местная газета "Казак" - начало в материале "Этот случай подтверждает развитие в миасцах жажды к разумным развлечениям".
Если вы думаете, что программа общегородского праздника, посвящённого 50-летию великой крестьянской реформы, ограничилась в Миассе литургией, крестным ходом и концертами, то сильно ошибаетесь. Празднование на самом деле и началось раньше 19 февраля, и закончилось через неделю после этой даты.
В числе первых отметили праздник в женской прогимназии. 16 и 17 февраля 1911 года воспитанницы показали программу, состоявшую из "обстановочной сцены "Игра цветов", вокально-литературного отдела и живой картины-апофеоза "19 февраля 1861 года". Композиция последней такая: пред декорацией, изображающей деревню, озаренную яркими лучами восходящего солнца, стоит белый бюст царя-освободителя, впереди которого парит светлый ангел, с трубою в руках, а перед ним сидит седой крестьянин, держащий в руке косу, а возле ног его валяются разломанные кандалы. За сценой хор поет "Волю".
Последним праздничным (точнее, уже послепраздничным) событием стал концерт-чтение в память великой реформы государя императора Александра II, устроенный 27-го февраля Миасским отделом Попечительства о народной трезвости. Афиша заранее обещала, что "концертное отделение пройдет под управлением учителя-регента Ф. С. Тельнова. Аккомпанировать хору будет судебный следователь Н. П. Соколов. В чтении примут участие учителя и учительницы. В антрактах будет играть оркестр духовой музыки под управлением Ал. Л. Костик-Егорова. Вход в концертный зал бесплатный. Особых приглашений и билетов разослано не будет".
И афиша не обманула. Подбор материала (литературный и музыкальный) был исключительно патриотическим. Все участники - музыканты и чтецы - исполняли свои номера "воодушевленно, вызывая аплодисменты многочисленной аудитории". Увы, не на высоте оказалась именно эта самая "многочисленная аудитория"…
"Поведение зрителей не всегда соответствовало торжественному моменту, - сообщала газета. - По временам раздавались шепот и разговоры. Кое-кто вставал на ноги, а некоторые поднимались и на скамейки. В нарушении тишины и надлежащего порядка винить только публику не приходится, так как и самый благовоспитанный человек, находясь в подобном положении, невольно нарушил бы тишину так или иначе. Допустим, что ему стали бы наступать на ноги, толкать в бока, прижали бы к стене или сжали со всех сторон как в тисках - ужели бы он не постарался выбраться из такой неприятной переделки и принять более удобное положение и произвел бы, конечно, при этом некоторый шум".
"Казак" не столько слегка пожурил миасскую публику за недостойное поведение, но и нашёл ответ на вопрос, почему так произошло. Проблема Миасского завода состояла в том, что в городе не было просторного помещения для проведения массовых мероприятий, а именно - Народного дома: "Возьмите окружающие уездные города - Челябинск, Троицк, Верхнеуральск, Златоуст - везде есть Народные дома. Пора и Миассу открыть это в высшей степени полезное просветительное учреждение. Народный дом - это универсальная народная школа с наглядным преподаванием…"
(Продолжение следует…)
![]() 1910-1913 гг. Газета "Казак" |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Дом купца Жарова (начало 21 века) |
![]() На улице Пролетарской, бывшей Церковной |
![]() Старый город, конец 20-го века |
1. ольга | Голосов: +1 / -0 |
Респект газете "Казак". Снисходительно и корректно описано явно некультурное поведение зрителей
|