Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=7703



О камнях - колдовских и целебных
Миасский камнерез и ювелир Владимир Максимов делится своими знаниями о секретах камней

Рубрика: Интервью
Опубликовано: 13.09.2006 09:47

Работа учеников Владимира Максимова
Работа учеников Владимира Максимова

Перед началом нового учебного года на конференции преподавателей школ искусств Челябинской области в числе преподавателей, отмеченных наградами, был и Владимир Максимов. Он обучает детей резьбе по камню и основам ювелирного дела в миасской ДШИ № 4. Это едва ли не единственный такой опыт в нашей области. Владимир - обладатель диплома третьей степени III конкурса ювелиров имени А. К. Денисова-Уральского в номинации "Огранка самоцветов и ювелирные вставки". Сувенир из камня его работы был в прошлом году подарен президенту России Владимиру Путину. Сегодня В. Максимов рассказывает о себе и своей работе.

- Владимир Антонович, вы учите ребят непростому искусству резьбы по камню, а где вы сами этому научились?

- Впервые заинтересовался камнем еще в школе. Ходил в клуб юных техников, в гравировально-художественный кружок к своему однофамильцу Сергею Павловичу Максимову, там же был и камнерезный кружок, я увлекся этим делом, ходили с ребятами по горам, карьерам, постоянно ездили в музей заповедника. А при нем работала небольшая мастерская, возле нее - отвалы камней. Мы по ним лазили, набирали полные карманы, привозили домой. Тогда и "зацепила" меня красота камня. Обрабатывать, конечно, не мог еще тогда. Уже позже, когда учился в Магнитогорске в институте (теперь университет) на художественно-графическом отделении, я напросился писать диплом к Юрию Аркадьевичу Карпову - прекрасный был преподаватель, я у него был шестым дипломником, хотя полагалось иметь троих. Делал из мельхиора ажурную шкатулку с полным гарнитуром женских украшений. А в них - вставки из нефрита. Тогда и попробовал впервые работать с камнем. Тогда на худграфе только создавали камнерезную мастерскую, мы в ней еще не работали.

После института вернулся на машзавод, где и раньше работал гравировщиком и художником. Директором тогда был Владимир Михайлович Попсуй, он уважал и поддерживал творческих людей. При нем главным механиком Валентином Зайцевым была создана хорошая камнерезная мастерская. Работал в ней Алексей Алексеевич Лапухин, он научился всему сам, видимо, обладал чутьем к камню и творческими способностями. Что называется, мастер от Бога. Меня к камнерезам стали подключать на этапе создания эскизов, мы быстро нашли общий язык, я начал работать в свободное время в мастерской, Алексей Алексеевич стал моим учителем в работе по камню, а я делился тем, что знал по ювелирному делу.

Потом в стране началось "кооперативное движение", решили и мы создать кооператив - камерезную мастерскую при машзаводе, на той же базе. Но работали в основном уже на себя. Думали, руки и головы есть - сможем работать как хотим и заработать. Но это оказалось мифом, прожить честным трудом не получалось: налоги, аренда, стоимость материалов… Три года боролись, потом закрыли кооператив и еще шесть лет работали как предприниматели. Делали ювелирные украшения для работников машзавода и КБ, заказчиков бывало по сто человек. Цены устанавливали невысокие, камень был хороший. Но все равно оказалось тяжело. Хот в тот период наши работы побывали за границей, в Европе, некоторые осели в частных коллекциях и в музеях.

Тут Василий Николаевич Матвеев позвал меня поработать в школе искусств. И сам я уже пришел к такому состоянию, что только производить изделия стало неинтересно, захотелось немного расширить сферу деятельности, пришла пора делиться с другими тем, чему научился.

- Но обработка камня ведь была новым направлением в работе школы, тоже нужно было приложить немало усилий, чтобы его открыть?

- Да, это удалось сделать благодаря помощи отдела культуры, Ильменского заповедника и Института минералогии. При минимальном финансировании сумели приобрести кое-какие станки. Много нам помогают знакомые мастера по обработке камня - делятся материалом, инструментами, даже станки отдают. Это Сергей Сергеевич Потапов, Юрий Лаврентьевич Баскаев, Алексей Алексеевич Лапухин. В последнее время тесно сотрудничаем с Валерием Гришиным, он спелеолог, закончил Горную академию, производит изделия очень высокого класса. Александр Шафиков нам очень хорошо помог - он, кстати, участвовал вместе со златоустовскими мастерами в создании дарохранительницы для храма Христа Спасителя. Уникальные мастера у нас работают. Друг у друга учимся.

- А детей чему обучаете? Неужели современных мальчишек и девчонок привлекает тяжелое ремесло камнереза?

- Учим резьбе по камню, делаем мелкую пластику - глиптику так называемую. И ювелирные украшения. Василий Николаевич удивляется: говорит, как тебе удается заставить их этим заниматься? Девочки пришли, будут камень напильниками обрабатывать. Видимо, у детей есть тяга к прикладному творчеству.

- Не вредно им этим заниматься? Почитаешь Бажова - у него все мастерастрадали от легочных заболеваний.

- Бажов писал о мастерах, которые работали по малахиту. Это действительно вредный материал. Мы с детьми имеем дело с тальком - со стеатитом, с хлоритом, а тальком ведь даже конфеты пересыпают, чтобы не слипались. Я если и полирую какие-то камни, то в обеденный перерыв, когда детей в мастерской нет.

- Есть у вас любимый камень?

- Да, яшма и агат.

- Что первично при создании ювелирного изделия - камень или замысел, к которому вы подбираете материал?

- Первичен, конечно, камень. Берешь его - и он подсказывает рисунком, цветом, формой, что с ним делать. У меня есть кабошоны (овальные обработанные камни), которые лежат по десять лет, ждут своего срока. Потом взгляд упадет на него - вот, теперь я знаю, как его сделать. Есть "металлисты", которые делают оправу, а потом ищут в нее камень, замысел идет от эскиза. Иногда поступает заказ, например, на колье, браслет, и когда прорисовываю эскизы, заранее мысленно вкладываю туда камень. Если это строгие камни - обсидиан, например, то и формы изделия должны быть лаконичными, строгими, если яркие камни - малахит, агат, - им можно металла "накрутить", они способны много его принять на себя.

- С драгоценными камнями работаете?

- С полудрагоценными работаю иногда, а с камнями первой группы - изумрудами, бриллиантами - не приходилось. Там и заказчики особого сорта, и большие вложения нужны, этот камень надо же еще купить. И вообще на такие работы требуется лицензия, все не так просто. И рынок этот довольно криминализированный. Это не мое.

- Расскажите, пожалуйста, про подарок Президенту.

- В прошлом году перед приездом Владимира Владимировича Путина на Южный Урал к нам обратились из министерства культуры Челябинской области с просьбой сделать сувениры - копии фигурки "Человек, смотрящий в небо", это символ Аркаима, изготовленный древними его жителями. Когда Президент собирался посетить Аркаим, копии "смотрящего в небо" изготовили из керамики и нам заказали из камня три штуки - для Президента и его спутников. И сроку дали - дней пять. А надо было еще и камень найти. Работали по десять - двенадцать часов с Василием Николаевичем и Виктором Григорьевичем Шишловым, я делал фигурку из хлорита, они - из стеатита. Потом нам позвонили и сказали, что мою фигурку подарили Президенту. И вручили благодарность, прямо так и написано - "за высокохудожественное исполнение сувенирной продукции в очень сжатые сроки".

- Еще, говорят, вы участвуете в изучении декоративных свойств новых минералов.

- Было такое. В 80-е годы на Каспийском море долго горела нефтяная скважина и наплавилось целое озерко стекловидной массы, образовавшийся минерал назвали тенгизит ("тенгиз" - море по-казахски). Пожар американцы потушили, а образцы этого минерала попали к старшему научному сотруднику лаборатории техногенеза Института минералогии Сергею Сергеевичу Потапову, который изучает минералы, появившиеся в результате деятельности человека. Поехал он туда, привез образцы, начал изучать их свойства - как химические, так и декоративные. И подключил меня к этому. По результатам исследований в 1997 году была опубликована статья в журнале "Ювелирный мир", там помещены и фотографии ювелирных изделий, выполненных мной из тенгизита. В нашем регионе, наверное, я один с ним работаю. Он очень напоминает по составу и по технике обработки обсидиан - вулканическое стекло. Но если обсидиан имеет теплые оттенки, то тенгизит - холодные: черные, синие. Камень непрозрачный, но на тонком сколе опалесцирует - имеет своеобразное свечение, как у опала. Сергей Потапов ездил с докладами об этом камне в Чехословакию, Венгрию, возил на конференции изделия из него. И в каком-то музее (кажется, в Венгрии) комплект моей работы ночью выкрали. Сотрудники музея говорили, что это редчайший случай. Мы не расстроились, утешившись тем, что такой факт поднимает ценность изделий из этого минерала. Я с ним время от времени работаю, хотя это тяжелый для обработки материал, хрупкий, трудно полируется. Даже есть такой тест для мастеров-камнерезов - обработка обсидиана, который очень на него похож. Обсидиан покажет, какой ты мастер.

- Есть ли в камнях какая-либо энергетика: положительная или отрицательная? Действительно ли можно ими лечить болезни?

- Мотод литотерапии - лечения камнем - известен давно. Если смотришь на камень и он тебе нравится - это уже дает положительный эффект. Одно из направлений литотерапии - сердоликотерапия. Сердолик - желтый, оранжевый, красноватый агат. Окраска обусловлена присутствием ионов железа. В процессе нагревания валентность железа меняется, камень отдает какие-то частицы, которые благотворно влияют на иммунную систему человека. Такое малое излучение получается. С древних времен люди заметили это его свойство, в Великую Отечественную войну, я слышал, с его помощью залечивали раны. В 80-х годах об этом много писали. И наши инженеры с КБ приходили, спрашивали: если ли сердолик, хотим купить. Мы придумали вставлять этот камень в баночки из-под детского питания, которые по размеру как раз хорошо подходили в качестве насадки для фенов. Камень нагревался горячим воздухом. Продавали мы их недорого, заказов было много. Одна женщина купила, месяца через два приходит, еще пять штук заказывает - хочет всем родным послать. И рассказывает, что ей камень очень хорошо помогает. Однако она думала, что это может быть результатом самовнушения, испробовала его на коте, который весной приходит с улицы весь ободранный. Обычно заживали раны две-три недели, а после использования сердоликотерапии - два-три дня. Кот-то внушить себе не может! Вот и поверила в эффект камня.

- Выходит, в сказке про малахитовую шкатулку есть доля правды: там же мать не могла носить украшений, подаренных Хозяйкой медной горы, а дочери они очень нравились.

- У меня одна заказчица купила себе бусы из тигрового глаза - прочитала, что по гороскопу это ее камень - и заказала еще серьги и кольцо. Смотрю - не носит, поинтересовался - говорит, надену, до обеда сижу, и становится плохо, лихорадит. Снимет - через час-два все проходит. Сначала внимания не обращала, а потом поняла, что камень ей не подходит. Есть такие "сложные" минералы - например, опал, лабрадорит - этот вообще считается колдовским камнем, который используют разные прорицатели в своей магии, у него есть такой эффект "бычьего глаза" - сам черный, а повернешь - сверкнет глубоким ультрамариновым цветом.

- Среди ваших учеников есть по-настоящему способные дети?

- Есть. Но у нас, как правило, они только начинают раскрываться. Окончательно показывают себя уже в высшей школе. А пространственное воображение, умение отличить натуральный камень от дешевой подделки получат все наши ребята. К тому же тонкая работа руками способствует и развитию мышления. Многим детям именно прикладное творчество помогает закрепиться в школе, у нас ведь не просто бывает учиться, это не кружок, не всем нравится академические занятия.

Беседовала Оксана Овсянникова


О камнях - колдовских и целебных

"Человек, смотрящий в небо" - подарок Президенту
"Человек, смотрящий в небо" - подарок Президенту

Работа выполнена в соавторстве с Валерием Гришиным
Работа выполнена в соавторстве с Валерием Гришиным

Работа учеников Владимира Максимова
Работа учеников Владимира Максимова

Работа учеников Владимира Максимова
Работа учеников Владимира Максимова

Работа учеников Владимира Максимова
Работа учеников Владимира Максимова

Работа учеников Владимира Максимова
Работа учеников Владимира Максимова

О камнях - колдовских и целебных

О камнях - колдовских и целебных

О камнях - колдовских и целебных

О камнях - колдовских и целебных

Работа учеников Владимира Максимова
Работа учеников Владимира Максимова



1. Павел
13.09.06 в 21:30   IP: 87.69.74.71
E-mail: pashan13@mail.ru
Голосов: +3 / -17
Очень приятно, было узнать что кто то помнит моего отца С.П.Максимова, хотя прошло 35 лет как он преподовал в К Ю Т и странно всё переплитается, спустя 20 лет сам начал преподовать там же художественую обработку камня, и живя в Израиле вдруг узнать что есть однофамилец который когдато учился у моего отца и так же любит красату камня!
2. опа
26.09.06 в 22:27   IP: 85.116.123.114
Голосов: +10 / -3
я тоже что нибуть заказать хочу а как его найти
3. Василий
09.10.06 в 22:31   IP: 85.116.123.58
E-mail: vanatart@rambler.ru
Голосов: +2 / -4
В ДШИ №4 т.24-06-10; Владимир Антонович работает по вторникам, средам


Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2025.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика