Опубликовано: 06.01.2021 13:23 |
![]() |
В обсуждении моего предыдущего рассказа о селе Вознесенка, кроме прочего, наши читатели упомянули деревню Кирябинка. Опять же, благодаря (очень) Ольге и Виктору Суродиным, мы посетили и это красивейшее место в предгорьях Иремеля.
Только прежде рассказа хотелось бы заметить нашим читателям, что пишу я свои заметки достаточно давно минувших дней. Храм в селе Вознесенка (читатели в комментариях ратовали за восстановление) достаточно успешно возрождается и многие дома "оделись" в сайдинг и "сменили" крыши. Так что какие-никакие, а подвижки в сторону прогресса есть. Работы, правда, так и нет в селе. В связи с выше сказанным, сразу хочу обозначить и время рассказа про Кирябинку - 2006 год.
Дорога в деревню оставляла желать лучшего, даже по меркам лесных дорог, и только благодаря водительскому мастерству Виктора мы без особых приключений и задержек добрались. Ольга и Виктор замечательные краеведы, они прознали про одно совершенно неординарное событие, что произошло в Кирябинке.
У одной местной жительницы умер муж. И в память о нём она построила часовню. Своими силами. К ней мы и подались. Посетили часовню, оценив силу любви и количество трудов, перешли в дом попить чаю.
Уральские дома, да ещё в местах, отдаленных от благ и услуг цивилизации, - это отдельный рассказ. Они представляют собой самодостаточное хозяйство с конюшнями, сеновалами, банями, мастерскими. Одно только неудобство (было в то время) - воду нужно было носить из колодца, что в конце улицы. Вот этим мы с Виктором и занялись, полагая хоть малой толикой помочь хозяйке.
Улицы Кирябинки расположились у подножия нескольких холмов, и мы увидели дым, поднимающийся из-за ближайшего холма. Пошли полюбопытствовать, увидели страшную картину: полыхало три дома. Жители очень активно пытались противостоять стихии. Они подвозили бочки с водой на своих приспособленных механизмах, выстраивали живые цепочки с ведрами. Но стена огня, охватившая деревянные дома в жаркий июньский полдень, совершенно не замечала этих водяных "укусов".
Удаленность деревни и достаточное несовершенство (на то время) сотовой связи долго не позволяло дозвониться до пожарных. Наконец, из Учалов прибыла машина, и с её помощью удалось отстоять третий дом. Только надворные постройки повредило. На пожаре ходила одна бабушка, держа в руках икону. Потом нам рассказали, что не так давно также на пожаре погиб её внук.
Мне врезалась в память фамилия этой бабушки - Шереметьева. Возвратившись в Миасс, я непреминул поинтересоваться у Галины Михайловны Наумовой, сотрудника краеведческого музея, большого специалиста по старинным родам про такую звучную фамилию, старинного графского рода в затерянной в лесах Урала, деревне. Скорее всего, - пояснила она, когда в стародавние времена составляли ревизские сказки (перепись населения) прибывших крепостных-переселенцев, их спрашивали: "Вы чьих будете? - Шереметьевы мы" - отвечали прибывшие, имея в виду, чьи они крепостные. Ну, так и записывали. За прошествием лет это стало фамилией.
Александр Мизуров
1. В. Суродин. | Голосов: +9 / -0 |
Царапина и шрам Из нашей книги "Отчий дом"
Еще при императрице Екатерине, с Кирябинских рудников в Миасс на Лугининский медеплавильный руду возили. Кирябинка село необыкновенное. Кажется, даже перестройка с ее разрухой в головах не сломила устоявшийся за сотни лет размеренный уклад жизни села, его староправославные традиции. Именно это село в окрестностях горы Иремель в живописном уголке Башкирии было выбрано уфимскими кинематографистами для съемок мистического триллера "Царапина" с участием Алексея Булдакова. Узнав об этом, мы решили побывать в дни съемок в Кирябинке. Добротные строения села, возраст которых более 200 лет воскрешают чудесный образ русской глубинки. Среди крепких построек притягивает взгляд заброшенный, полуразвалившийся от времени дом, с маленькими проемами окон, с деревянной крышей. Покосившиеся ворота, кованые гвозди. Рядом с ним возникает какое-то жуткое чувство. - Вы тоже из киностудии? - Увидев у меня в руках фотоаппарат, спросила невысокая женщина. - В этом доме жили кандальные. Они вон в той горе медную руду добывали. Мальчишки в руднике даже кандалы находили. После мужики вход засыпали, чтоб пацаны не лазили. - Нашим добровольным сельским гидом оказалась вдова лесничего, бывший фельдшер Надежда Ивановна Саломатова. С ней мы проехали по селу, поднялись на гору, где был заложен фундамент небольшой часовни. С высоты долго разглядывали улицы, постройки, нитки дорог, что ведут к Иремелю. А потом зашли в дом гостеприимной хозяйки. - В моем дворе киношники все обследовали. Даже в подпол лазили. Но снимать отказались. Говорят, паутины мало. Поторопились вы с приездом. Через пару недель только съемки начнутся. Основные события будут происходить в том заброшенном бараке. - А почему выбрали именно этот старый сарай? - По сценарию, говорят, фильм с элементами мистики. Он как раз о том, что люди нарушают законы природы, а после сами за них и расплачиваются. Своими мыслями и поступками они как бы создают Нечто, а потом борются с ним. Съемки фильма еще не начались, а Нечто - сплав добра и зла, света и тьмы уже зародилось в начале села. Пожар. Он уже свирепствовал, когда мы вышли из дома гостеприимной селянки. Из-за горы валили клубы черного дыма. Пожар в селе - горе не одного, беда многих. Огонь сожрал дом, лизал стены другого, пламя объяло дровник, стайки, дощатый гараж с машиной. Дымились жердь и скворечник. Схватка с огнем была врукопашную. Старый пожарный "ГАЗ-66" лесничества загнали во двор нового дома и слабой струей отстаивали добротное жилье. Сельскую улицу заполонили шкафы, комоды, залавки, кровати, матрасы, телевизоры, банки, склянки - нехитрая утварь нелегкой деревенской жизни. А люди все таскали и таскали нажитое за дорогу, отдавая огню свой кров. Пожар полыхал уже больше часа. Воду подвозили на самодельных тарантасах. С речки бегом и шагом таскали ведра с водой старики и дети, беременные молодухи и хромые бабки. Крепкие, отчаянные парни, обливаясь, лезли в самый жар. Огонь бесился, огонь буянил, вырывался и глотал воду, как с глубокого похмела. Ветер рвал пламя, раскидывал искры и головешки. Мужик с красным и опаленным лицом выскочил из горевших сеней и, прижав к себе хлеб, присел у столба. Узловатые пальцы сжали две булки. Хлеб в руках еще дымится. Невероятно! Мужик спасал Хлеб! Тетка тащит из дыма ворох семейных фотографий. В охапке - Память. Не свою спасает, соседскую. Чтоб не ушли в небытие деды и прадеды вон тех босоногих, что стоят рядом с бабкой. Та сидит на покосившемся стуле среди пожиток и уже отрешенно смотрит вокруг. Огонь объял пламенем стену. А домик небольшой, аккуратный. Два окна, голубые простенькие наличники. На подоконнике за стеклом - цветок герани. Два алых бутона. Цветы и огонь. Скоро будет только огонь. Не успел сделать несколько кадров - и вот: - Ну-ка, ты, перестань чужое горе фотографировать. Парень, вижу, не шутит и уже готов плеснуть из ведра. Встречаемся взглядом. - Помог бы. Вместе таскаем вещи, ведра, ломаем забор, передаю из рук в руки оконные рамы, посуду, узлы и украдкой снимаю. Как объяснить тут, на пожаре, да разве поймут: снимаю то, что с болью видит душа. Ведь это тоже борьба с Нечто. Старуха с иконкой Николая Чудотворца бормочет молитву и идет туда, где яростней всего рвется пламя. Жар обдает лицо. Она прикрывает его иконой. В глазах - боль. Толстые стекла очков увеличивают зрачки, и боль эта кажется страшной. -Внук у меня сгорел. Заживо. Полгода... вот снова пожар. - И взгляд в небо к Спасителю... Беззубый рот твердит молитву. Узрит ли ее Всевышний? Занялись огнем сени еще одного дома. - Едет! Едет! - Закричали пацаны и побежали навстречу красной машине. Секунды и мощные струи ударили пламя. Огонь затих, зашипел головешками. Старуха прижала образ Чудотворца Николая к груди. Давнишней стала та беда в селе. Но увиденное и пережитое чужое горе, как шрам от ожога, тянет нерв. Два алых бутона. Цветы и огонь… Старуха с иконой заклинает пожар… Хлеб в обожженных руках... И ноет нерв. |