Опубликовано: 23.11.2020 15:12 |
![]() |
Современное фото Консуэло Аргуэльес |
Продолжаем знакомить своих читателей с воспоминаниями испанки Консуэло Аргуэльес, которая будучи маленькой девочкой, прожила в Миассе два военных года. Напомним, что своими воспоминаниями Консуэло решила поделиться с нашей редакцией после выхода статьи про маленьких испанцев, эвакуированных в Миасс из Ленинграда. Всё потому, что она была в числе этих детей.
Начала рассказ Консуэло с тех самых разыгравшихся в Испании трагических событий, которые коренным образом повлияли на судьбы детей героических республиканцев. Рассказала и о том, как её отец погиб и как их - детей - разлучили с матерью.
Продолжение воспоминаний:
"Наш пароход держал курс на Бордо, но в виду того, что военный крейсер "Альмиранте Сервера", который неоднократно обстреливал город Хихон, обнаружил и систематически преследовал нас, капитан изменил первоначальный план и пришвартовался гораздо севернее, в Сент-Назаре. Здесь осталась группа детей, которые должны были эмигрировать во Франции. Остальные перешли на советский торговый пароход "Кооперация". И хотя спать пришлось тоже в трюме, условия здесь были гораздо удобнее, а днём нам разрешали гулять по палубе.
Команда советского парохода была намного внимательнее, моряки старались как-то утешить нас. Один из них усадил меня рядом и, сопровождая свои слова жестами, пытался завязать разговор: "Я - Николай, а ты кто?". Я поняла и назвала своё имя. "Моя фамилия Иванов, а твоя фамилия?" - "España (Испания)", - ответила я.
Потом оказалось, что и другие дети отвечали то же самое. Дело в том, что слово "фамилия" по-испански означает "семья". Вот и получалось, что у всех одинаковая "фамилия", ведь у всех семья в Испании.
С помощью Николая я выучила первые русские слова: мармелад, молоко, вода, картошка (со своеобразным произношением) - то есть то, что нам обычно давали кушать.
Вдоль Бретонского полуострова и через канал Ла-Манш мы добрались до лондонского порта - это была наша вторая остановка. Тут нас ждал приятный сюрприз. Часть ребят, и в том числе нас с братьями, перевели на новый советский пароход "Феликс Дзержинский", который показался нам плавучим дворцом.
Нас поселили в каюты с койками, туалетом и всем необходимым. В столовой были специально уставлены низкие стулья и столы с белыми скатертями, разные залы были полны всевозможных игрушек, мы не верили своим глазам - это был настоящий рай!..
Матросы и обслуживающий персонал были очень приветливы, участвовали с нами в разных играх и показывали, как надо играть.
У меня на ладони был нарыв, он сильно болел. Во время игры один из моряков заметил это и повел меня в лазарет, где рану бережно и аккуратно прочистили, чем-то помазали и забинтовали. После этого я уже не чувствовала никакой боли. И какое же это было наслаждение, когда я увидела столько всяких коробочек, бинтов, бутылочек - и всё в полном порядке, ослепительно белое, чистое, стерильное. После этого я сама бегала в лазарет при первом же удобном случае.
Пароход шёл уже по северному морю, когда начался сильный шторм. Нас качало во все стороны, у одних начались головные боли, у других - тошнота и рвота. Одного из членов команды захлестнула огромная волна, он упал в бушующие воды, но, к счастью, был спасён своими товарищами. Положение осложнилось тем, что, когда мы приближались к германскому побережью, нас стал преследовать немецкий военный корабль. Капитан предпринял тактику плавания "зигзагом" и удачно вышел из опасной ситуации. Без особых приключений мы добрались до Балтийского моря.
По бодрому выражению лиц командного состава мы догадались, что морское путешествие подходит к концу. Все столпились на борту и жадно вглядывались вдаль. Перед нашими глазами постепенно увеличивался и становился всё более чётким уникальный профиль башен, мостов, невиданных дворцов и великих строек".
Продолжение следует…
1. обыкновенная | Голосов: +4 / -1 |
Жду с нетерпением продолжения.
|