Опубликовано: 06.04.2019 11:11 |
19 (31) мая 1891 года в России официально началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали - самой длинной железной дороги в мире (более 9 тысяч километров). Однако фактически оно стартовало раньше - в начале марта 1891 года, когда началась разработка участка Миасс - Челябинск.
Первый поезд (рабочий, со стройматериалами) миасцы встречали 5 июля 1892 года. Построенный в том же году вокзал был деревянным рабочим помещением. А в начале XX века (1904 год) появилось уже каменное здание, выполненное в модном тогда стиле "модерн".
Новый принцип построения объёма "изнутри-наружу" сказался в композиции вокзала. К центральному объёму с несимметричным фасадом присоединяются дополнительные, в виде тамбуров-входов, и служебного помещения, переход в которое осуществляется через тамбур-коридор.
Знаменательно обращение к традиционному строительному материалу (камню) и использование контраста различно обработанных его поверхностей - гладкой, слегка отшлифованной, и грубой обработки, имитирующей "дикий" камень. Центр несимметричного фасада, где располагается выход на перрон, выделен треугольным фронтоном. Такую же форму имеет фронтон рабочего помещения и боковых фасадов здания.
В сознании простых миасцев (не специалистов в области минералогии) прочно укрепилась следующая информация:
Эти сведения знакомы всем нам с детства, и вряд ли кому-то хоть раз пришло в голову усомниться в их правдивости.
На самом же деле при строительстве вокзала использовался вовсе не миаскит...
О том, откуда взялась легенда о миаските, когда-то со знанием дела рассказала кандидат исторических наук, автор многих научных и научно-популярных работ об Ильменском заповеднике, природе и людях нашего края Людмила Аркадьевна Буторина - ныне, к сожалению, ушедшая от нас.
Вот эта история, выстроенная в хронологическом порядке.
1829 год.
Крупнейший минералог первой половины XIX века Густав Розе, сопровождавший академика Гумбольдта в его путешествии по России, совершил двухдневную экскурсию по Ильменским горам. 13 лет спустя он опубликовал её результаты, включив туда описание 20 ильменских минералов, в том числе совершенно до этого неизвестных. Породу, из которого сложены Ильменские горы, Розе назвал "миаскит".
1897 год.
Участники VII сессии Международного геологического конгресса отправляются на экскурсию по Уралу и посещают Ильменские горы. Профессор Горного института, директор Геологического комитета России Александр Карпинский показывает иностранным гостям серый в крапинку камень: "Господа, посмотрите на эту породу из семейства нефелиновых сиенитов. Впервые открыта в Миассе и называется миаскитом".
1912 год.
На миасский вокзал приезжает академик Александр Ферсман, восторгается видом станционного здания, а позже, вспоминая свой приезд, в книге "Самоцветы России" пишет: "В Миассе нас встретил вокзал из миаскита".
Конец 70-х-начало 80-х годов.
Сотрудники Ильменского заповедника затевают разговор о вокзале и задаются вопросом: из какого карьера были взяты блоки миаскита для строительства такого большого здания? Чтобы найти ответ, доктор геолого-минералогических наук Борис Чесноков откалывает кусочек камня от здания станции, кладет под микроскоп и… Видит кварц, который является составной частью серого гранита, и понимает, что великий Ферсман ошибся: миаскит (геологи называют его "нефелиновый сиенит") и серый гранит легко спутать, с виду они абсолютные близнецы.
Так была разоблачена легенда о вокзале из миаскита. А якобы имевший место факт о том, что американцы собирались выкупить наш вокзал,- это, по словам Людмилы Буториной, тоже неправда. Подобные разговоры возникли, видимо, в связи с имеющимся в Ильменах огромным разнообразием радиоактивных минералов.
В конце 80-х годов юные геологи из ЦДЮТиК вместе с руководителем Ириной Егоровой заинтересовались, какой всё-таки гранит использован для строительства станционного здания. С помощью научного сотрудника института минералогии УРО РАН Альфреда Баженова ребята исследовали и сравнили составы местного гранита и вокзального. Они оказались разными. И снова встал вопрос: так откуда же в таком случае был привезен камень?..
Попытки Людмилы Буториной отыскать архивные документы, в которых говорится о строительстве миасского вокзала (возможно, там как раз указана и родина серого гранита, и фамилия архитектора), успехом не увенчались.
1. 12345 | Голосов: +0 / -0 |
Так этот камень на авито за 2 млн.рублей года два как продают.
| |
2. Баба Дуня | Голосов: +0 / -0 |
Ой, неспроста все это! 115 лет- старый... Гумбольт ошипся… не миасскит-фигня дешовая…
Петровна сказала- наверное китайцам продать замучают! | |
3. неудивился | Голосов: +4 / -0 |
и здесь все как "по стандарту"-не удивили-оригинальные окна заменены пластпакетами, оригинальные двери из нат.древесины поменяли на совр жестяной "пакет", кровля из железа-тоже новодел штампованый.
| |
4. хорошо | Голосов: +2 / -0 |
неудивился, хоть сайдингом не обшили
| |
5. noname | Голосов: +0 / -0 |
Говорят, что он раньше переливался в темноте когда луч света от фонаря поезда на него попадал. А потом сделали кап.ремонт и оштукатурили его, эффект пропал. Попытка вернуть всё назад не увенчалась успехом, штукатурку сбили, но не стало этого явления.
| |
6. 123 | Голосов: +2 / -2 |
Ну вооот... Разрушили такую легенду. Я всегда, с детства, всем своим иногородним родственникам и знакомым рассказывал, что наш Старый Вокзал построен из очень редкого, имеющегося ТОЛЬКО в Миассе, камня. Нам завидовали. А теперь... Эээххх...
| |
7. мда | Голосов: +2 / -0 |
123, ну и бред. завидовать тому что у нас вокзал из особого камня?
мдааа... электорат. понимаю бы радовались личному владению организации... короче деревенщины) |