Агентство новостей и информации "ВЕБ Миасс" "Пегасня": Литературный журнал
"Пегасня": Литературный журнал

разделы

Написано в Миассе
Об авторах
Обзор книжных новинок
Я советую прочитать
Cсылки

информация

Об агентстве новостей
О проекте "Пегасня"
Обзор книжных новинок

Участь чтения

Несмотря на то, что за последние годы процесс пополнения книжного фонда городских библиотек пошел активнее, книг в городские библиотеки поступает все-таки не так много. Особенно тех, что можно отнести к художественной литературе, особенно - интересных и примечательных. Поэтому, знакомясь с ручейком литературного процесса, добегающим до нас, мы будем говорить не только и книжных новинках, но и о том, что издается в периодических изданиях. Повесть Алексея Лукьянова "Спаситель Петрограда" (журнальная публикация - Октябрь. - 2004. - № 5; в 2006 г. выпущен сборник произведений А. Лукьянова с одноименным названием). относится к жанру фантастики. Прежде всего, следует вспомнить "альтернативную историю" - действие повести происходит в России, отличающейся от реальной нашей страны тем, что ни одно из покушений на Столыпина в начале 20 века не удалось. Большевики переворот устроили, да проиграли, царская семья вернулась в столицу. Лишь много лет спустя выясняется, что не все гладко было с тем возвращением. Итак, сюжетная канва понятна. Но велика ли ее роль в повести? Не слишком. "Спаситель Петрограда" - прежде всего проза, проза как таковая. Приключения персонажей отходят на второй план, уступая место художественному слову и переплетению аллюзий. Главный злодей произведения - Крокодил, а светлое начало - Ваня Васильчиков. Учитывая, что в роли "спасителя" выступает невесть откуда взявшийся в России кентавр благородных кровей, с аллюзиями все в порядке. Кентавр, как и положено в "магическом реализме", живет совершенно спокойно, лошадиной частью не тяготясь, а его приятелям и начальникам это скорее нравится. Здоров, к воинской обязанности пригоден, а какая стать! Жаль, автор не описал впечатления подружек коноподобного героя, это могло бы стать интереснейшей линией. Тем не менее атмосфера альтернативного Петрограда вполне удалась. Крокодил по Невскому ходил, сигареты курил, ловко дрался хвостом и затевал глубоко непатриотический, с точки зрения властей, поступок. А кентавр Россию спас. А вместе с ней и ее лицо - Ваню Васильчикова. Повесть читается легко, несложный сюжет помогает автору встраивать в текст забавные сценки... Хорошо. Недаром "Спаситель" заинтересовал известный толстый журнал, а в результате Лукьянов получил Новую Пушкинскую премию в номинации "За новаторское развитие отечественных культурных традиций". Можно спорить и со словом "новаторское", и со словом "развитие", но все вопросы следует адресовать лично Андрею Битову, который сам премию и присуждает. Зато с "отечественными традициями" не поспоришь - ах, Крокодил, ах, мальчик Ваня... Акунин Б. Ф.М.:Роман / Б.Акунин. - М.: Олма-пресс, 2006. Борис Акунин написал загадочную книгу. На презентации нечасто являющийся перед прессой маэстро прояснил ситуацию следующим образом: "Это книжка-игрушка. Мне давно хотелось игру в классики, в которую и играю с читателем, вынести за пределы литературного текста". Получилось. Есть общее мнение: мол, у Достоевского идеи были - ого-го, а вот писал он, замученный кредиторами, плохо, торопливо, игнорируя всякие требования Аполлона о священной жертве. Так вот, акунинская парафраза "Преступления и наказания" в полную меру на это работает, и финальные слова неизвестной повести Достоевского "Теорийка", которую ищут и читают герои Акунина (а с ними вместе и все мы): "Мочи нет! Все чушь! Надо не так, не про то! И начать по-другому!" - как-то не убеждают. Потому что Достоевский Акунина - это тот Достоевский, которого мы все знаем по школьной программе. А спроси нас: про что "Преступление и наказание"? - ляпнем про молодого человека, который старушку убил, чтобы идейку свою проверить, а потом испытал душевные муки и нравственно переродился... Вот только ведь не так все было и не про то, а потому задумка Акунина кажется удачной уже потому, что кто-то непременно прочтет "Преступление и наказание", чтобы только узнать, как все было на самом деле. А потом, глядишь, и сериал снимут, и тогда уж все точно купят книгу Достоевского и она войдет в списки бестселлеров. Блестящий бизнес-план, но видеть в этом некий культуртрегерский проект было бы преувеличением. Новая книга Акунина - отличное чтение для дальних электричек, том - туда, том - обратно, но не более. Да, уютный, очень московский роман. Да, занимательный детектив. Но Достоевского все равно не прочитают. На презентации Акунин сказал одну серьезную вещь: "Я плохо понимаю, куда девается время и куда деваются люди, которые раньше жили, а теперь не живут". Живых людей не вернуть, но с литературными героями такой эксперимент возможен. И вот пишется книга, которая должна ответить на вопрос: а как выглядели бы герои "Преступления и наказания" в нашей реальности? Акунин упростил себе задачу, подменив героев Достоевского героями написанной "под Достоевского" повести, но в принципе читатель получил возможность подумать, кто есть кто. Некоторые "двойники" распознаются сразу, другим персонажам пару надо еще подыскать... Другое дело, что ничего особо шокирующего в современной части повести нет. Особенно печально, что формально книга продолжает историю похождений магистра Николаса Фандорина, открывшуюся феерическим "Алтын-Толобасом": здесь-то никакой феерии нет, все почти предсказуемо. Акунин, конечно, мастер детективного "кроссворда" - угадать, кто злодей, невозможно практически до самого конца. Но кроссворд остается не более чем головоломкой - потому что мотивы преступников притянуты за уши, выдуманы от начала до конца, и прав акунинский Федор Михайлович, в ярости перечеркивающий написанный текст: не так надо, не про то... Честно говоря, во всей книге есть один совершенно живой и интересный не персонаж, пожалуй, а объект - деньги. Очень интересно читать о деньгах - долги ли это Достоевского, суммы ли, которые могут выплатить за вновь найденную рукопись, кредитный ли билет сторублевого достоинства... Жаль, мало о них написано, но, как известно, деньги лучше подсчитывать, чем о них рассказывать. Маркович Н. Anticasual. Уволена, блин / Н. Маркович. - М.: Рипол классик, 2006. Нынешняя проза "продвинутых девушек" обходит на полкорпуса остальные жанры. Героини романов берут от жизни все - и даже чуть-чуть больше. Героиня прозы Наташи Маркович "ANTICASUAL, Уволена, блин" формулирует свою жизненную программу умело : "Срочно нужен кто-то рядом - для симметрии, гармонии и простых человеческих радостей" Ей за тридцать, она опять начинает все сначала. Конечно же, первым делом надо окончательно завершить отношения с парнем, с которым она последние полтора года встречалась. Естественно, он "огромен, высок и потрясающе красив грубой мужской красотой. Но наша новая героиня верна себе, своей неординарности, делающей ее женщиной "не как все": "Дорогой, предлагаю следующие четыре месяца не заниматься сексом ни под каким предлогом. Даже если вдруг окажемся в одной постели. Отныне мы просто друзья". События развиваются до накатанной схеме: "Мою новую, несчастную и сумасшедшую любовь зовут Саша..." Далее следуют Гоша с белым "мерседесом", Дима-гонщик, Юра, Вадис, Серж... Бедные феминистки! Пока они доказывали обществу и себе, что нельзя работать указательным пальцем левой ноги, слабая половина из верных последовательниц превратилась в неуправляемую биологическую массу. Конечно, усвояемость сработала на все сто. Наши представительницы слабого пола уяснили, что за каждой женщиной, достигшей успеха, стоит мужчина, который ее поддерживает, а за ним, в свою очередь, стоят две женщины, которые поддерживают его. Потом появилась реклама, которая окончательно рассорила мужчин и женщин: и те, и другие обоюдно узнали много нового друг о друге, о перхоти в волосах любимых: об избыточном весе; о бессоннице и болях в желудке; о постоянном потении и месячных; о запaxe изо pта; о волосатых ногах; об импотенции и плутовстве с налогами как ее причине; об алкогольной предрасположенности и головной боли, о юношеских прыщах А уж потом появились романистки: как истинные профессионалки, они взяли "Войну и мир" и сделали из нее три сценария: экранизацию "Войны миров", "Звездные войны", а остатки пошли на сюжеты для передачи "В мире животных". Варламов А. Красный шут: Биографическое повествование (Журнальная публикация - Москва. - 2005. - №№ 7, 8, 9. В 2006 г. вышло книжное издание). Алексей Толстой до сих пор по-настоящему, вдумчиво не прочитан. Бренд "Алексей Толстой" оказывается сильнее текстов. Это касается и его биографии - набор скандальных историй затмевает настоящие загадки, анекдоты замещают события, которые могли бы стать важным поводом для размышлений. Этот джентльменский набор таков: сомнительное графство; дуэль Волошина и Гумилева; красный граф возвращается; пощечина Мандельштама; доживание в роскоши. В предисловии Валентин Курбатов пишет: "Варламов бережно распутывает узел за узлом, понимая страшную ответственность за судьбу своего беспокойного героя". Действительно, свидетельств масса - Варламов аккуратно снимает вопрос о незаконнорожденности Толстого, но делает более важную вещь - да, Толстой. Да, граф, но дальше, читатель, дальше - есть вещи поважнее. К этой книге будут предъявлены многие претензии. Но в ней помимо массы прочих достоинств есть важный разговор - о том, что Толстой не был интеллигентом. А русская литература XX века постоянно оперировала понятием интеллигентности - писатель должен был быть из народа (тогда он становился интеллигентом через некоторое время) или сразу зарождался в семье служащего, поблескивал очечками и тоже был за народ, страдал за него, мучился, что-то выдавливал по капле, и если напился, то по-прежнему страдая о русской душе. Но Толстой был не таков - он любил женщин и красивые вещи, много и вкусно жрал, и, нажравшись, если от чего и страдал, то от похмелья. Он нарушал конвенцию об облике писателя: часто писатели делали все то же самое тайком - а Толстой жил открыто. За это нарушение конвенции и свободу поведения его многие и ненавидели - куда больше, чем за верноподданническую книгу "Хлеб" и какие-нибудь подписи. Это была нескромность, но нескромность не по отношению к ВКП(б), членом которой он никогда не был, не по отношению к номенклатуре, а именно по отношению к образу писателя в глазах просвещенного читателя. Варламов пишет: "...Ни на каком этапе жизни Алексею Толстому нельзя было впарить суп с рыбьими глазками и заставить его ходить в раскисших башмаках.. Подсоблять вокруг дела он был согласен лишь при сохранении всех своих привилегий". Между тем Толстой вколотил в здание современной литературы несколько таких гвоздей, которые не заметить невозможно. Кто у нас первый писатель-фантаст? Ну, начнут мяться историки - вон Зайцев. Нет, позвольте, Одоевский... Да что вы? Первый советский фантаст - Алексей Толстой. Не верите, так спросите людей на улице - остальные фантасты того времени еще не взяли билетов в Гамбург. Спросят, кто у нас родоначальник авантюрного романа? Нет, впрочем, спросят лучше, кто родоначальник советского исторического романа, - и окажется опять, что не Тынянов никакой, а Алексей Толстой со своим "Петром Первым" перепахал читателей того времени, да и в кино пролез. Да кто ж написал первую сагу - обратно, Толстой. И как ни сунешь нос в какого-нибудь Аксенова, все там следы "Хождения по мукам". Но самый недоверчивый злопыхатель цепляется штанами за "Золотой ключик". Тут уж извини-подвинься. Никакой Айболит, вытащенный из Лофтинга Чуковским, никакой Волшебник из Изумрудного города имени Баума, поменявший американское гражданство на серпастомолоткастый паспорт, в сравнение не идут. Буратино - ничуть не Пиноккио. Тот все хочет стать мальчиком, желает быть как все, хочет нормального буржуазного счастья. Наш Буратино отчаянно лезет в потайную дверцу, на сцену исторического театра - будто сам Толстой. Буратино - на все времена. Есть, что ли, миномет "Незнайка", танк "Матроскин"? А тяжелая огнеметная система ТОС-1 "Буратино" определенно есть. Вполне ничего себе стреляет. Санаев П. Похороните меня за плинтусом / П.Санаев. - М., 2005. Павел Санаев родился в 1969 году в Москве. В 26 лет он написал эту повесть, летом 1996 года опубликованную журналом "Октябрь", отмеченную ежегодной премией журнала, выдвинутую на Букеровскую премию, замеченную профессионалами и нашедшую горячих молодых почитателей, однако прошедшую мимо внимания широкого читателя. Время было не самое благоприятное для восприятия литературы - Россия в очередной раз балансировала на грани катастрофы. После столь успешного литературного дебюта Санаев резко ушел в сторону, в смежную область, занявшись кинопереводами и сценариями. Сегодня посредством этой книги происходит возвращение блудного сына и внука литературе и широкому читателю. Потому что у вас в руках сейчас одна из самых удивительных повестей о детстве, когда-либо написанных на русском языке. В ней определенно заключена тайна - такие произведения не пишутся, а рождаются. Ее персонажи, мотивы, темы в рассредоточенном виде давно присутствовали в русской культуре. Но такой их концентрации в законченном произведении еще не встречалось. Это гомерически смешная, не менее жуткая и парадоксальным образом светлая книга. Санаев отпел в ней и похоронил вместе с бабушкой своего героя ту невозможную страну, которую мы все примерно тогда же потеряли. Стоит только раскрыть эту книгу - и вам достанется такая порция отборной брани от этой неугомонной старухи, что оторваться вы уже не сможете, не получив от нее по полной программе. Колина Е. Личное дело Кати / Е. Колина - СПб.: Амфора, 2006. Новая книга Елены Колиной представляет собой причудливую смесь занятной семейной повести и сборника полезных советов о том, как вести себя с людьми. Главная героиня - Катя К. - на первый взгляд абсолютно счастливая женщина. У нее есть заботливый муж, сын, интересная работа. Однако в ее семье, как и в любой другой, немало проблем: взрослая дочь мужа от первого брака никак не может привыкнуть к мачехе, сын не успевает в школе, муж изматывается на работе и не разделяет Катиных порывов активно провести выходные или срочно сделать ремонт... В общем, Катя, вместо того чтобы писать очередную книгу о пользе здорового питания, решает задуматься о проблемах взаимопонимания между людьми. В увлекательной форме она рассказывает о различных темпераментах, об интровертах и экстравертах, о некоторых несложных речевых приемах, с помощью которых можно настоять на своем, не обидев собеседника... Интересно, что, анализируя различные пути развития отношений, автор называет идеальной парой... Малыша и Карлсона! Она анализирует поведение героев знаменитой сказки Линдгрен с точки зрения психолога и приходит к неожиданным выводам, которые помогают главной героине поправить ситуацию в семье. Иванов А. Географ глобус пропил: Роман. - СПб.: Азбука- классика, 2005. Внешне сюжет книги несложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход - сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет… Но эту частную историю Алексей Иванов написал так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что "Географ глобус пропил", как это бывает с замечательными книгами, стал историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, как Виктор Служкин. Каждого, кто несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить. Денежкина И. Дай мне!: Сборник рассказов и повестей. - СПб.: ООО "Изд-во "Лимбус Пресс", 2005. Ирина Денежкина - сверхновая звезда русской литературы. Книга, изданная немедленно после того как Ирина стала финалистом премии "Национальный бестселлер", завоевала сердца читателей силой чувств, необузданностью энергии. Сегодня "Дай мне!" - всемирный бестселлер. Книга вышла в Италии, где заняла место в Топ-10 между Паоло Коэльо и Исабель Альенде. Летом книга Денежкиной выходит в Голландии, Германии, Литве, осенью - в Англии, Швеции, Финляндии, Франции. В начале 2004 года - в США. "Дай мне!", как ледокол, взломала лед недоверия к современной русской литературе. Анализируя прозу И. Денежкиной, критики зачастую говорят о "кризисе культуры в переходную эпоху". Все признаки налицо - отсутствие четкой этической системы, отсутствие образцов. То есть всего того, что принято называть культурой. Разрушаясь, культура уступает место своей противоположности - природе. При этом словарь и образный строй молодой прозы ведут нас на экскурсию в царство фауны, но отнюдь не флоры. Когда возмущенная критика ругает антологию И. Денежкиной, чаще всего для характеристики героев двадцатилетней прозы употребляется слово "зверьки". Конечно, с соответствующими эпитетами : "озлобленные", "агрессивные" и т.п. Создается впечатление, что двадцатилетние эти критические голоса услышали и использовали в своих интересах: "витальность" и "бестиальность" стали едва ли не нормой молодежной поэтики, а человеческий мир описывается в терминологии передачи "В мире животных". И все же - вчитайтесь, вслушайтесь - это наш, человеческий мир, увиденный глазами юного поколения, озвученный их голосами. "Сегодня у книги много соперников, - говорил Ярослав Ивашкевич, - и, быть может, поэтому она выходит из моды. Радио, телевидение, компьютерные технологии, … львиную долю очарования похитили они у книги! Но одного они не в состоянии отнять у нее - ее тишины и безмолвия. Безмолвие - это чаша, которую мы можем наполнить собственными эмоциями, собственным воображением". Обзор подготовлен по материалам газеты "Книжное обозрение" библиографом ЦГБ Ольгой Шакировой.
[12.12.2006]

  • Новые поступления в библиотеки г. Миасса

  • А вы читали?

  • О книгах, которые стоит прочесть

  • Семейное чтение: советует библиограф

  • Поговорим о любви

  • Новое поступление книг

  • Новый роман Анатолия Курчаткина

  • "Девятая рота" и "Пружина для мышеловки"

  • А вы читали?

  • Новинки за ноябрь
  • Все права защищены и охраняются законом. © Агентство новостей и информации "ВЕБ Миасс", 2004-2011.
    Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено. Порядок и Условия использования данных "ВЕБ Миасс".
    Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
    Наши координаты: mail@newsmiass.ru, 8 (3513) 555-0-68.