Налоговая служба обращает внимание, что вопросы кассира к покупателю: "Нужен вам кассовый чек или нет?" или "Вам кассовый чек в бумажном или электронном виде?" - являются некорректными.
Для подтверждения расчёта продавцу необходимо организовать предоставление покупателю кассового чека одним из следующих способов:
1) при предоставлении покупателем до момента проведения расчёта абонентского номера или адреса электронной почты выдать покупателю кассовый чек на бумаге и одновременно направить этот кассовый чек в электронной форме;
2) направить кассовый чек в электронной форме на предоставленный покупателем до момента проведения расчёта абонентский номер или адрес электронной почты и не выдавать кассовый чек на бумаге, если покупатель проинформирует об этом продавца в любой форме.
В настоящее время пользователь ККТ имеет возможность бесплатно предоставить покупателю кассовый чек в электронной форме с использованием, в том числе, личного кабинета покупателя в мобильном приложении продавца либо с помощью различных мессенджеров.
Важно, что если покупатель до момента проведения расчёта не предоставит продавцу абонентский номер или адрес электронной почты, на который может быть направлен кассовый чек, продавец обязан выдать покупателю кассовый чек на бумаге. Такой порядок должен быть соблюден и при молчании покупателя во время расчёта, и при его инициативном отказе от кассового чека.
Чек в бумажном виде должен быть сформирован, распечатан и предоставлен продавцом покупателю в зоне передачи товара и наличных денег с обеспечением возможности его свободного получения (например, лоток кассира для приёма-передачи наличных денег).
Утилизировать чек продавец может, только если покупатель добровольно его не примет.
Соответствующие пояснения изложены в письме ФНС России от 23.04.2025 № АБ-4-20/4130@.
Нарушение установленного порядка выдачи и направления кассового чека на бумажном носителе и в электронной форме влечёт административную ответственность, предусмотренную частями 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ.