Мобильные новости Миасса от NewsMiass.ru (16+)
"Быть юристом - это жить проблемой своего клиента"
02.12.22 08:03
Интервью с управляющим партнёром юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергеем Гаврюшкиным в канун Дня юриста

Пока существует общество и взаимоотношения между людьми, в этом мире всегда будут востребованы юристы. Возможно, мы не придаём значения тому, что нас всех всегда и повсюду окружают правоотношения: когда мы делаем покупки в супермаркетах, переходим дорогу или смотрим фильмы онлайн. Буквально на каждом шагу мы можем столкнуться с тем, что наши права будут нарушены, или же ненароком нарушим чужие. Тогда на помощь приходят профессиональные юристы.

В последние годы, или даже пару десятилетий, быть юристом стало модно. Многие вузы страны готовят таких специалистов, а молодёжь идёт по этому направлению часто благодаря престижности, не осознавая до конца суть выбранной профессии, её специфику, все сложности. Ведь быть юристом - это не просто знать все законы, а уметь применять их на практике, выстраивать стратегии, искать порой совершенно новые пути в решении проблемы клиента.

Чтобы побольше узнать об этой профессии и поделиться столь важной информацией с нашими читателями, в преддверии Дня юриста, который отмечается завтра, 3 декабря, мы пообщались с известным в Миассе специалистом, управляющим партнёром юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергеем Гаврюшкиным.

- Сергей, может немного философский вопрос, но что значит быть юристом?

- Быть юристом - это жить проблемой своего клиента. Безусловно, в теории мы можем говорить исключительно о благородной задаче юриста, ведь он защищает права и свободы людей, оказывает помощь в восстановлении справедливости пострадавшим от неправомерных действий и так далее. И всё это действительно так и есть. Только в рабочих буднях ты никогда не задумываешься об этой миссии.

Если рассуждать с точки зрения практики, то, повторюсь: быть юристом - это жить проблемой клиента. Вот, по сути, клиент пришёл и ушёл, а ты начинаешь жить его проблемой. Ты ешь, спишь, идёшь в душ, отводишь ребёнка в школу… И думаешь о проблеме своего клиента, просчитываешь как можно её решить максимально эффективно. То есть вы понимаете, да, сколько времени по факту юрист "проводит" с клиентом. Не те образно полчаса встречи в офисе, а дни, недели, месяца, даже годы, пока его проблема не решится окончательно.

Ещё быть юристом - это постоянно учиться, приобретать новые знания и практический опыт. Специфика профессии заключается в том, что каждое дело, каждая проблема клиента индивидуальны. Не бывает такого, что "ах, месяц назад у нас была история один в один, сейчас мы за полчаса всё решим". Да, безусловно, бывают похожие случаи, но в каждом есть свои нюансы, которые могут в корне всё поменять. Кроме того, постоянные изменения в законодательстве, поправки, постановления пленума Верховного Суда и прочее заставляют не просто держать руку на пульсе, а изучать всё снова и снова.

- Как вы пришли в профессию? Когда и почему у вас возникло такое желание?

- Я вплоть до 11 класса в школе профессионально играл в футбол, а потом встал выбор: или я продлеваю спортивный контракт, и клуб за меня оплачивает обучение в вузе, но это будет, мягко говоря, не самое качественное образование, или я самостоятельно поступаю в хороший, престижный институт и получаю достойное образование. За год до этого мой друг, тоже футболист, Алексей Додин не стал продлевать контракт и поступил в Уральскую Государственную юридическую Академию. Я тоже знал про эту Академию, особенно меня интересовал её элитный факультет - институт прокуратуры. Туда я и поступил. И очень длительное время готовился стать прокурорским работником.

- Сколько лет вы в профессии?

- Юридической деятельностью я занимаюсь уже 19 лет. Изначально лично для себя выбрал направление - защита интеллектуальной собственности. И за этот выбор хочу сказать спасибо своему первому работодателю - Андрею Юрьевичу Берсенёву, гендиректору завода "Уралспецмаш". Я с ним познакомился, ещё будучи студентом третьего курса института прокуратуры - ему нужен был специалист по защите патентных прав, а таких в тот момент было практически не найти во всей стране, не то что в Миассе. И сразу после 3-го курса - все последние курсы института - я целенаправленно налегал на знания по интеллектуальной собственности. Затем я трудился на "Уралспецмаше": вырос там от юрисконсульта до начальника юридического отдела. Позже ушёл с завода и в 2011 году создал свою юридическую компанию - "Гаврюшкин и партнёры". Сейчас в ней работает 9 человек, которые специализируются на самых разных направлениях.

- Получаете ли вы удовлетворение, удовольствие от работы? И что вам кажется самым трудным, неприятным, непонятным?

- В большинстве случаев я получаю удовлетворение от своей работы. Особенно, когда приходится сталкиваться с нестандартными проблемами, когда от тебя требуется тщательно продуманная на несколько шагов вперёд стратегия. Словно в шахматах, стараешься просчитать всё. Тогда и удовольствия от финального результата больше.

Кроме того, наша компания несёт и социальную нагрузку. В рамках работы общественной организации по защите прав потребителей "Статский советник" мы принимаем людей и консультируем абсолютно бесплатно. И понимание, что ты помогаешь людям и люди благодарны за это, - тоже очень радует.

Но и без, как вы сказали, трудных, неприятных и непонятных моментов в нашей работе, конечно, не обходится. Ведь одно дело, когда мы говорим о юридической профессии и совсем другое - это юридический бизнес в России. Это очень сложная и весьма специфическая деятельность, потому что за всё несёшь ответственность ты лично, как руководитель, но при этом очень многое зависит не от тебя.

Такие сложности, по большому счёту, можно разделить на несколько категорий.

Первое - это не всегда серьёзное отношение окружающих к специфике работы юриста. Как-то у меня состоялся разговор с одним человеком, который открыто заявил: "да что там юридическую компанию организовать - ерунда. Это же не какое-то производство". А потом, когда мы начали заниматься его делом, он буквально был в шоке от уровня квалификации судей, уровня квалификации приставов. Вот в этом и заключается вся суть проблемы: клиент платит деньги и ждёт от тебя 100%-го результата, а результата в первой инстанции может и не быть. Ведь нередко по весьма специфическим и узким темам иски рассматриваются судами общей юрисдикции. То есть судья, который занимается, к примеру, разводами и взысканием алиментов тут же должен разбираться в вопросе защиты авторских прав, скажем. И по этой причине мы, к сожалению, имеем немало случаев, когда судом выносится неправомерное решение. К примеру, вы помните, наверно, мои суды с ВКонтакте по защите авторских прав. Так вот, сам ВКонтакте, несмотря на то, что является информационным посредником, признан нарушителем и выплатил внушительную сумму компенсации, то есть контент, размещённый в сети, признан Судом по интеллектуальным правам контрафактным. И доказывая это, мы прошагали через все суды, вплоть до Суда по интеллектуальным правам в Москве, который и подтвердил нашу правоту. Но при этом, по решению судов общей юрисдикции на местах, люди, которые распространили изначально посты, нарушающие авторские права, не признаны виновными. Абсурдно, правда? И ничего с этим не сделаешь!

- Да, но ведь решение можно обжаловать выше.

- Вот это и есть второй момент - непонимание клиентом, что суд может ошибаться и надо идти дальше, оспаривая такое незаконное решение. Нередко бывает так, что к тебе приходит клиент и ты делаешь работу качественно, но судья выносит неправомерное решение. В этом случае надо бы идти в вышестоящий суд и обжаловать. Ведь ни для кого не секрет, что мы очень много дел выиграли именно в Верховном суде РФ, а что это значит? Это значит, что в первой инстанции судья вынесла неправильное решение, потом в апелляции её поддержали сразу трое судей, затем с ними согласились и трое судей в кассационной инстанции. И что про тебя начинает думать твой клиент? Хорошо, что если потом в Верховном суде РФ ты доказываешь, что все семеро судей были неправы, а если нет, как тогда быть? То есть твоя репутация и репутация твоей юридической компании может зависеть от решения одного судьи первой инстанции, который просто не до конца разобрался в вопросе или же не захотел разбираться.

А бывает и так, что уже после первой инстанции клиент убегает от тебя сломя голову. Ты, конечно, объясняешь ему, в чём был неправ суд первой инстанции, но клиент уже не верит тебе и идёт к другим юристам. И другие юристы на этих же самых доводах, которые ты изначально заявлял, идёт в апелляцию и отменяет первое решение. Получается, что он - молодец, а ты как бы не очень. Хотя проблема именно в судебной системе.

Ну, и третий момент - это сроки. Это просто крик души и боль, наверно, всех юристов.

- О каких сроках речь?

- О сроках на подачу исковых заявлений, жалоб и прочего. Например, на подачу кассационной жалобы даётся срок два месяца, апелляционной жалобы - месяц, а, скажем, на признание договора недействительным - три года. Со стороны может показаться, что времени просто "вагон". Но здесь надо понимать, что далеко не всегда клиент обращается за помощью вовремя.

Был у нас такой случай, когда в компанию пришёл мужчина, у которого незаконно отобрали квартиру и три года он был без квартиры. И срок на подачу документов у него истекал в аккурат на следующий день после его визита к нам. И получается, чтобы реально помочь человеку, ты должен отложить все свои дела и моментально начать заниматься только его вопросом. Потому что времени у тебя меньше суток на это. Потому что уже послезавтра твою жалобу, какой бы качественной и профессионально подготовленной она не была, уже не примет ни один суд. Будет формальный отказ - в связи с истечением срока.

Вот эти самые сроки - это настоящая катастрофа для каждого юриста. Из-за подобных вещей ты не можешь планировать что-то даже на два дня вперёд: вот решишь, к примеру, отправиться с семьёй на Тургояк, а за час до вашего выезда на пороге компании появляется клиент, у которого проблема и эти самые сроки. И ты не можешь отказать человеку, ведь у него от этого может зависеть вся дальнейшая жизнь. Кстати, по тому клиенту с квартирой мы работали всю ночь, чтобы успеть подать иск.

- А как обстоят дела с кадровым вопросом? Быть юристом - это модно, многие вузы готовят специалистов.

- В том-то и проблема, что модно и что много выпускается юристов. К сожалению, далеко не все идут в профессию по призванию, осознавая не только сложность, но и ответственность выбранной деятельности. Многие, действительно, считают, что это просто модно или престижно. Поэтому даже приняв нового человека на работу, не всегда понимаешь, когда ему уже можно доверить серьёзное дело.

Да и если рассматривать именно юридический бизнес, то вопрос сотрудников становится ещё более острым. Например, если на производстве токарь изготовит бракованную деталь, то максимум накажут токаря, а деталь, естественно, просто спишут. А в нашей работе за каждым обращением в нашу компанию стоят судьбы людей. И если твой сотрудник сделает брак, то ты не сможешь просто "списать эту деталь". Поэтому ты как руководитель должен не только быть уверенным в каждом члене своей команды, но и контролировать абсолютно всё, не дать сотруднику - даже опытному - допустить ошибку. В любом случае за результат ответственен и ты.

Кроме того, среди людей, которые не связаны с юриспруденцией, часто бытует мнение, что ничего сложного в этой работе нет. Нередко от знакомых слышу фразу: "да посади ты на консультации какую-то девочку, и вам проще будет". Но ведь консультации - это самое сложное. То есть на консультации юрист должен сразу давать оценку, квалифицировать те или иные правоотношения и так далее. Понимаете, насколько грамотным и подкованным он должен быть? Но почему-то некоторые считают, что с этим чуть ли не студент справится.

- Сергей, ваша работа - только работа или дело для души?

- Думаю, что со временем любая работа перестаёт быть просто работой. Конечно, если ты вкладываешь в неё не только знания и время, но ещё и душу. В самом начале мы говорили с вами, что юрист живёт проблемой клиента. Поэтому априори это уже не может быть просто "зарабатыванием на кусок хлеба". Работа - это жизнь. Иногда, к сожалению, дела заменяют собой даже общение с близкими, и ты полностью погружаешься в процесс. То есть, с какого-то этапа работа становится образом жизни, который и позволяет воплотить все свои умения и качества.

- Чего бы вы пожелали, посоветовали, о чём бы предупредили, какое напутствие дали тем, кто планирует стать юристом?

- Я бы посоветовал молодёжи быть не тик-токерами, а юристами. Юристы всегда по праву считались цветом интеллигенции, для того, чтобы стать хорошим юристом, в первую очередь, необходимо хорошо учиться, чётко определиться со своей специализацией и стремиться быть лучшим в ней. Я сам преподаю юридические дисциплины в учебных заведениях города и вижу, к сожалению, что всё меньше и меньше студентов, у которых бы горел глаз на юридическую профессию. Соответственно и на практике чувствуется кадровый голод! Поэтому, ребята, дерзайте! Сейчас самое время становиться хорошими специалистами - юристами, профессионалами своего дела.

- Спасибо вам, Сергей, за интересную беседу. От всего коллектива NewsMiass.ru поздравляем вас с профессиональным праздником. Желаем понимающих клиентов и квалифицированных судей.

- Благодарю! Я в свою очередь поздравляю всех коллег с Днём юриста. Коллеги, всегда помните, что наша деятельность связана с большой ответственностью за судьбы людей и направлена на обеспечение справедливости и законности в обществе. Пусть правда и закон всегда будут на стороне ваших начинаний!

Обсуждение темы (3)
Показать все мнения...
[обсудить тему]
полная версия сайта
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2022.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика