| сделать стартовой | обновить | Сегодня в Миассе, День фейерверков, понедельник, 08.12.2025 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| На сайте 872 читателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В Миассе открыли "Биостанцию" Уральская биеннале представила в Миассе инсталляцию о забытой биостанции и генетике Тимофееве-Ресовском Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=81990
Проект обращается к почти забытой странице истории Южного Урала - заброшенной биостанции на озере Большое Миассово в Ильменском заповеднике. Она функционировала как важный научный центр, а последние 30 лет пребывает в запустении. Кураторы и художник сосредоточили внимание на периоде 1950-60-х годов, когда здесь работал выдающийся учёный-генетик, радиобиолог Николай Тимофеев-Ресовский. "Для Миасса, в котором расположен ракетный центр имени Макеева, тема НИИ и закрытых исследований ключевая. Но фигура Тимофеева-Ресовского, одного из отцов радиационной генетики, известна меньше, хотя его вклад фундаментален", - отметила координатор арт-резиденции Алиса Жихарева во время экскурсии. Учёный, герой известной книги Даниила Гранина "Зубр", с командой исследовал накопление радионуклидов в организмах и водоёмах. Эти работы легли в основу стратегий ликвидации последствий радиационных аварий. По иронии судьбы, его личность, в отличие от коллег-"атомщиков" Курчатова или Сахарова, не стала иконой, оставаясь в тени из-за сложной биографии и отсутствия интереса к административным регалиям. Инсталляция /деникина/ - это "эфемерный временный мемориал". В центр зала перенесены подлинные предметы с биостанции: советские столы, стулья, лабораторная мебель, кровати. Они стоят в хаотичном порядке, покрытые слоем из 15 тысяч маленьких цветных шариков на тонких металлических стержнях. При обычном свете это похоже на абстрактное зарастание, но в ультрафиолете пространство преображается: шарики начинают флуоресцировать, создавая эффект то ли радиоактивного свечения, то ли призрачного биологического роста. "Художник исследует способность материальных объектов хранить нематериальную память, - поясняет куратор. - Это свечение - метафора и радиации, с которой работали учёные, и той невидимой энергии - интеллектуального напряжения, идей, споров, - которая витала здесь полвека назад. Вещи помнят людей". Создание объекта оказалось аскетичным и трудоёмким процессом. Как выяснилось, все 15 тысяч элементов художник изготавливал вручную на протяжении двух месяцев, а на саму инсталляцию в зале вместе с помощниками потратил около десяти дней непрерывной работы. "Это очень медитативный и физически требовательный труд", - отмечают организаторы. Инсталляция существует в режиме тишины, нарушаемой лишь гулом вентиляторов и светильников. Зрителям предлагают не просто пройти, а остаться и замедлиться. "Важно дать себе время подумать о памяти, о том, как мы соприкасаемся с историей через молчащие артефакты", - говорит представитель биеннале. Открытие инсталляции сопровождалось насыщенной публичной программой, которая углубила контекст проекта. В научно-популярном лектории с докладом "Мифы о радиации" выступила Евгения Блинова, кандидат биологических наук, директор - главный научный сотрудник НИИ радиационной биологии и радиационной медицины ФГБУН. Её лекция развеяла мифы о радиации. Экологическую повестку продолжил эколог и социальный предприниматель Дмитрий Закарлюкин с лекцией "Углеродная цивилизация", а медиахудожник Евгений Проводенко познакомил аудиторию с основами генеративного искусства, показав, как технологии создают новую эстетику. Кульминацией дня стал аудиовизуальный перформанс "Порог" в исполнении Евгения Проводенко, Александра Маслюка и Евгения Писарченко (г. Тюмень), который через звук и изображение создал атмосферное переживание, перекликающееся с темой инсталляции. Завершила программу выступление группы "Маяк" из Миасса. На примере проекта "Биостанция" мы можем наблюдать, как современное искусство может выступать инструментом мягкой музеефикации и актуализации сложного наследия. Само место исследования - биостанция в заповеднике - физически недоступно для публики. Искусство становится мостом, позволяющим увидеть не только артефакты, но и контекст: масштаб личности Тимофеева-Ресовского, значимость его работ для экологической безопасности и драматическую судьбу науки в ХХ веке. "Это попытка вернуть в поле общественного внимания фигуру, достойную памяти наравне с титанами советского атомного проекта, и напомнить, что рядом с уральской индустриальной мощью всегда существовала столь же мощная научная мысль", - резюмируют в команде биеннале. Инсталляция "Биостанция" будет доступна для посещения в Миассе в течение всего выставочного периода Уральской индустриальной биеннале. (12+)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
|
Водосвятный молебен провели на месте строительства храма в Миассе Событие собрало множество верующих людей для общей молитвы в день памяти святого благоверного князя Александра Невского В Миассе открыли "Биостанцию" Уральская биеннале представила в Миассе инсталляцию о забытой биостанции и генетике Тимофееве-Ресовском Новая неделя в Миассе начинается с похолодания В Миассе на этой неделе сохранится морозная и почти бесснежная погода |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| главная | карта сайта | поиск | архив | наверх | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2025. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А. Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы. Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||