сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, День добровольца (волонтера) в России, пятница, 05.12.2025

На сайте 1000 читателей
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 




 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Декабрь, 2025
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
"Меня отблагодарили сковородкой жареной картошки"
Инженер-конструктор Виктор Шепель - о первых днях войны
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=80028
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 14.05.25 11:38
фото

"Меня отблагодарили сковородкой жареной картошки"

Миасс богат талантливыми, неординарными людьми. И один из них - Виктор Дмитриевич Шепель: инженер-конструктор Уральского автозавода, талантливый рационализатор и изобретатель, автор свыше 500 внедренных рационализаторских предложений и 41 изобретения, давших миллионы рублей экономии средств заводу, единственный в Миассе человек, имеющий одновременно почётные звания "Заслуженный рационализатор РСФСР" и "Заслуженный изобретатель РФ".

Мы считаем Виктора Дмитриевича своим земляком, и он за годы жизни в Миассе действительно стал уральцем, хотя на самом деле его родина - город Нежин, а на Урал он попал в конце декабря 1941 года, с эвакуированным московским заводом.

В своих дневниках Виктор Дмитриевич рассказал о начале Великой Отечественной войны. В тот момент ему, конструктору ЗиЛа, было чуть больше 30 лет…

"С началом войны наш рабочий день в техчасти удлинился, работали с 9 утра и до 8 вечера. Первый налет фашистской авиации в Москву, в июле 1941 года, застал меня возвращающимся с работы домой на площади "Застава Ильича". Нас сопроводили в убежище. Бомбежка длилась до пяти утра, ехать в Люблино,  где я жил, было бессмысленно. Поэтому я вернулся на завод.

Начались ежедневные налеты врага, которые  длились с 9 вечера и до раннего утра. Трудно было работать без сна. Фашисты добивались психологической деморализации москвичей, но просчитались, мы работали с еще большим энтузиазмом и научились использовать кратковременные перерывы между бомбежками, а потом и вообще перестали обращать на них внимание.

Конструкторов перевели на казарменное положение. 3-4 часа сна рядом с чертежными столами - и снова за работу. Первые дни было трудно, клонило в сон, а потом мало спать вошло в привычку, и все уладилось. Отрывались от чертежной доски только тогда, когда наступала очередь дежурить на крыше цеха для сбрасывания с нее зажигательных бомб. На автозавод была сброшена всего одна фугасная бомба, застрявшая в вагранке литейного цеха серого чугуна и не разорвавшаяся. Когда саперы ее разобрали, то обнаружили вместо детонатора кусок бумаги, где на немецком языке было написано: "Мы, немецкие рабочие, с вами, советские товарищи!"

В ночь с 5 на 6 августа фашисты подвергли обстрелу Люблино. Дом, в котором я жил, барачного типа, многосемейный, сгорел полностью. К счастью, бумажник, пропуск и паспорт сохранились в карманах брюк.

С первого же дня я был включен в бригаду по демонтажу и эвакуации литейного оборудования и электрооборудования на Восток. Неделями мы не покидали завод, работая по 16-18 часов в сутки. 20 ноября я занял место на нарах товарного вагона и поезд повез меня на восток.

Это была тяжелая и памятная поездка. В товарном вагоне - нары из досок в два этажа и посередине железная печка-буржуйка.  Здесь ехали семьи литейщиков со своими скромными пожитками. Выданных в Москве продуктов, и так-то расходуемых с большой экономией, хватило на полдороги. На станциях покупали продукты у местного населения, платя за них бешеные деньги: масло сливочное 1000 руб./кг, булка хлеба - 100 руб., ведро картошки - 200 руб.

Конец ноября-начало декабря были отмечены сильнейшими холодами свыше 40 градусов. В товарняке стены были одинарными и даже со щелями. Печь топили непрерывно, пилили и рубили тут же в вагоне раздобытые на станциях дрова. Она раскалялась добела, стоять около нее было невозможно, но стоило только перестать топить, как она быстро остывала, и в вагоне воцарялся холод. Пришлось мне заняться рационализацией.

На одной из станций я отыскал планки, кирпич и проволоку, обложил буржуйку кирпичом, накрепко скрепив проволокой. Площадь печи стала в три раза больше, а тепло держалось в несколько раз дольше. Около печи можно было стоять и греть на ней чайники, чугунки и др. За такое "удобство" пассажиры вагона отблагодарили меня сковородкой жареной картошки, и мне показалось, что ничего вкуснее я в жизни не ел…

12 декабря прибыли на станцию Миасс, фактически пробыв в дороге 20 дней".

[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter


 в рубрике: История Миасса 

"Пономарев подарил на память несколько подпилков"

"Покушай вволю, а там, смотри, захвати что-нибудь и нам попробовать"

"Дайте указание пошить акробатам костюмы, чтобы не позорились"

"Рабочие вынимали из карманов затемненные пленки и наблюдали за солнцем"
"Простой народ относился к "пророчеству" астрономов с недоверием"
Миасцы не раз становились свидетелями солнечного затмения
"К каждому забойщику, чтобы не крали золота, был приставлен казак с шашкой"
Сегодня, в день рождения Миасса, конечно же, снова о нём, любимом
Кому под силу "продлить конец мира" или "увеличить небеса"?
Какое чтиво развлекало миасцев в начале XX века
"Десять пар сапог для мокрых работ на руднике"
"Труд-обувь" плюс "Урал-резина" равно… артель "Урал-резина"
"Обыскивать каждого выходящего с территории завода!"
"Труд-обувь" плюс "Урал-резина" равно… артель "Урал-резина"
"Всю зиму хожу в резиновых сапогах, которые уже разодрались в клочья"
"Труд-обувь" плюс "Урал-резина" равно… артель "Урал-резина"


 последние новости 

Вы - гордость нашего города и те, на кого следует равняться

Выпускников колледжа Миасса пригласили на службу в полицию

Миасская галерея "Дирижабль" отметила своё 20-летие

Изолятор Миасса прошёл проверку общественниками
Свет, воду и газ отключат завтра в домах миасцев
Плановые работы в Миасском городском округе на пятницу, 5 декабря
Миасец стал призёром стартового этапа горнолыжного Кубка России
Семён Челмакин вошёл в число сильнейших на соревнованиях в Кировске
Миасец Никита Аксёнов - лауреат международного песенного конкурса
Студент Миасского государственного коллежа искусства и культуры блестяще выступил на конкурсе "Как на речке было на Фонтанке"
Владимир Путин проведёт "Прямую линию" 19 декабря
Мероприятие пройдёт в формате совмещённых "прямой линии" и большой пресс-конференции
Жители Миасса приняли участие в обсуждении проекта бюджета-2026
Предложения, поступившие в ходе публичных слушаний, будут проанализированы, а жителям направят ответы
Школьников Миасса познакомили с работой "Почты России"
Ребята узнали о разных услугах, которые оказывает почта, и смогли увидеть, как там всё работает

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: 2Vfnxw1FvBS

Как разместить здесь рекламу

Миасская галерея "Дирижабль" отметила своё 20-летие
Гости и друзья галереи делились впечатлениями, вспоминали яркие моменты прошлых лет, говорили тёплые слова и, конечно, дарили подарки

Выпускников колледжа Миасса пригласили на службу в полицию
Полицейские Миасса встретились со студентами-выпускниками Миасского геологоразведочного колледжа

Вы - гордость нашего города и те, на кого следует равняться
Поздравление председателя Собрания депутатов МГО Дмитрия Проскурина с Днём волонтёра

Реклама
Рекламодатель:
ООО «Акцент-Авто М»
ИНН: 5024106566
erid: 2VfnxwTjrXb







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2025.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.