сделать стартовой | обновить | Сегодня в Миассе, Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой, вторник, 17.06.2025![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() |
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сайте 257 читателей |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Меня отблагодарили сковородкой жареной картошки" Инженер-конструктор Виктор Шепель - о первых днях войны Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=80028
Миасс богат талантливыми, неординарными людьми. И один из них - Виктор Дмитриевич Шепель: инженер-конструктор Уральского автозавода, талантливый рационализатор и изобретатель, автор свыше 500 внедренных рационализаторских предложений и 41 изобретения, давших миллионы рублей экономии средств заводу, единственный в Миассе человек, имеющий одновременно почётные звания "Заслуженный рационализатор РСФСР" и "Заслуженный изобретатель РФ". Мы считаем Виктора Дмитриевича своим земляком, и он за годы жизни в Миассе действительно стал уральцем, хотя на самом деле его родина - город Нежин, а на Урал он попал в конце декабря 1941 года, с эвакуированным московским заводом. В своих дневниках Виктор Дмитриевич рассказал о начале Великой Отечественной войны. В тот момент ему, конструктору ЗиЛа, было чуть больше 30 лет… "С началом войны наш рабочий день в техчасти удлинился, работали с 9 утра и до 8 вечера. Первый налет фашистской авиации в Москву, в июле 1941 года, застал меня возвращающимся с работы домой на площади "Застава Ильича". Нас сопроводили в убежище. Бомбежка длилась до пяти утра, ехать в Люблино, где я жил, было бессмысленно. Поэтому я вернулся на завод. Начались ежедневные налеты врага, которые длились с 9 вечера и до раннего утра. Трудно было работать без сна. Фашисты добивались психологической деморализации москвичей, но просчитались, мы работали с еще большим энтузиазмом и научились использовать кратковременные перерывы между бомбежками, а потом и вообще перестали обращать на них внимание. Конструкторов перевели на казарменное положение. 3-4 часа сна рядом с чертежными столами - и снова за работу. Первые дни было трудно, клонило в сон, а потом мало спать вошло в привычку, и все уладилось. Отрывались от чертежной доски только тогда, когда наступала очередь дежурить на крыше цеха для сбрасывания с нее зажигательных бомб. На автозавод была сброшена всего одна фугасная бомба, застрявшая в вагранке литейного цеха серого чугуна и не разорвавшаяся. Когда саперы ее разобрали, то обнаружили вместо детонатора кусок бумаги, где на немецком языке было написано: "Мы, немецкие рабочие, с вами, советские товарищи!" В ночь с 5 на 6 августа фашисты подвергли обстрелу Люблино. Дом, в котором я жил, барачного типа, многосемейный, сгорел полностью. К счастью, бумажник, пропуск и паспорт сохранились в карманах брюк. С первого же дня я был включен в бригаду по демонтажу и эвакуации литейного оборудования и электрооборудования на Восток. Неделями мы не покидали завод, работая по 16-18 часов в сутки. 20 ноября я занял место на нарах товарного вагона и поезд повез меня на восток. Это была тяжелая и памятная поездка. В товарном вагоне - нары из досок в два этажа и посередине железная печка-буржуйка. Здесь ехали семьи литейщиков со своими скромными пожитками. Выданных в Москве продуктов, и так-то расходуемых с большой экономией, хватило на полдороги. На станциях покупали продукты у местного населения, платя за них бешеные деньги: масло сливочное 1000 руб./кг, булка хлеба - 100 руб., ведро картошки - 200 руб. Конец ноября-начало декабря были отмечены сильнейшими холодами свыше 40 градусов. В товарняке стены были одинарными и даже со щелями. Печь топили непрерывно, пилили и рубили тут же в вагоне раздобытые на станциях дрова. Она раскалялась добела, стоять около нее было невозможно, но стоило только перестать топить, как она быстро остывала, и в вагоне воцарялся холод. Пришлось мне заняться рационализацией. На одной из станций я отыскал планки, кирпич и проволоку, обложил буржуйку кирпичом, накрепко скрепив проволокой. Площадь печи стала в три раза больше, а тепло держалось в несколько раз дольше. Около печи можно было стоять и греть на ней чайники, чугунки и др. За такое "удобство" пассажиры вагона отблагодарили меня сковородкой жареной картошки, и мне показалось, что ничего вкуснее я в жизни не ел… 12 декабря прибыли на станцию Миасс, фактически пробыв в дороге 20 дней".
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | главная | карта сайта | поиск | архив | наверх | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2025. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А. Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы. Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+. |