сделать стартовой | обновить | Сегодня в Миассе, День российских студенческих отрядов, понедельник, 17.02.2025![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() |
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сайте 772 читателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
О камнях - колдовских и целебных Миасский камнерез и ювелир Владимир Максимов делится своими знаниями о секретах камней Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=7703
Перед началом нового учебного года на конференции преподавателей школ искусств Челябинской области в числе преподавателей, отмеченных наградами, был и Владимир Максимов. Он обучает детей резьбе по камню и основам ювелирного дела в миасской ДШИ № 4. Это едва ли не единственный такой опыт в нашей области. Владимир - обладатель диплома третьей степени III конкурса ювелиров имени А. К. Денисова-Уральского в номинации "Огранка самоцветов и ювелирные вставки". Сувенир из камня его работы был в прошлом году подарен президенту России Владимиру Путину. Сегодня В. Максимов рассказывает о себе и своей работе. - Владимир Антонович, вы учите ребят непростому искусству резьбы по камню, а где вы сами этому научились? - Впервые заинтересовался камнем еще в школе. Ходил в клуб юных техников, в гравировально-художественный кружок к своему однофамильцу Сергею Павловичу Максимову, там же был и камнерезный кружок, я увлекся этим делом, ходили с ребятами по горам, карьерам, постоянно ездили в музей заповедника. А при нем работала небольшая мастерская, возле нее - отвалы камней. Мы по ним лазили, набирали полные карманы, привозили домой. Тогда и "зацепила" меня красота камня. Обрабатывать, конечно, не мог еще тогда. Уже позже, когда учился в Магнитогорске в институте (теперь университет) на художественно-графическом отделении, я напросился писать диплом к Юрию Аркадьевичу Карпову - прекрасный был преподаватель, я у него был шестым дипломником, хотя полагалось иметь троих. Делал из мельхиора ажурную шкатулку с полным гарнитуром женских украшений. А в них - вставки из нефрита. Тогда и попробовал впервые работать с камнем. Тогда на худграфе только создавали камнерезную мастерскую, мы в ней еще не работали. После института вернулся на машзавод, где и раньше работал гравировщиком и художником. Директором тогда был Владимир Михайлович Попсуй, он уважал и поддерживал творческих людей. При нем главным механиком Валентином Зайцевым была создана хорошая камнерезная мастерская. Работал в ней Алексей Алексеевич Лапухин, он научился всему сам, видимо, обладал чутьем к камню и творческими способностями. Что называется, мастер от Бога. Меня к камнерезам стали подключать на этапе создания эскизов, мы быстро нашли общий язык, я начал работать в свободное время в мастерской, Алексей Алексеевич стал моим учителем в работе по камню, а я делился тем, что знал по ювелирному делу. Потом в стране началось "кооперативное движение", решили и мы создать кооператив - камерезную мастерскую при машзаводе, на той же базе. Но работали в основном уже на себя. Думали, руки и головы есть - сможем работать как хотим и заработать. Но это оказалось мифом, прожить честным трудом не получалось: налоги, аренда, стоимость материалов… Три года боролись, потом закрыли кооператив и еще шесть лет работали как предприниматели. Делали ювелирные украшения для работников машзавода и КБ, заказчиков бывало по сто человек. Цены устанавливали невысокие, камень был хороший. Но все равно оказалось тяжело. Хот в тот период наши работы побывали за границей, в Европе, некоторые осели в частных коллекциях и в музеях. Тут Василий Николаевич Матвеев позвал меня поработать в школе искусств. И сам я уже пришел к такому состоянию, что только производить изделия стало неинтересно, захотелось немного расширить сферу деятельности, пришла пора делиться с другими тем, чему научился. - Но обработка камня ведь была новым направлением в работе школы, тоже нужно было приложить немало усилий, чтобы его открыть? - Да, это удалось сделать благодаря помощи отдела культуры, Ильменского заповедника и Института минералогии. При минимальном финансировании сумели приобрести кое-какие станки. Много нам помогают знакомые мастера по обработке камня - делятся материалом, инструментами, даже станки отдают. Это Сергей Сергеевич Потапов, Юрий Лаврентьевич Баскаев, Алексей Алексеевич Лапухин. В последнее время тесно сотрудничаем с Валерием Гришиным, он спелеолог, закончил Горную академию, производит изделия очень высокого класса. Александр Шафиков нам очень хорошо помог - он, кстати, участвовал вместе со златоустовскими мастерами в создании дарохранительницы для храма Христа Спасителя. Уникальные мастера у нас работают. Друг у друга учимся. - А детей чему обучаете? Неужели современных мальчишек и девчонок привлекает тяжелое ремесло камнереза? - Учим резьбе по камню, делаем мелкую пластику - глиптику так называемую. И ювелирные украшения. Василий Николаевич удивляется: говорит, как тебе удается заставить их этим заниматься? Девочки пришли, будут камень напильниками обрабатывать. Видимо, у детей есть тяга к прикладному творчеству. - Не вредно им этим заниматься? Почитаешь Бажова - у него все мастерастрадали от легочных заболеваний. - Бажов писал о мастерах, которые работали по малахиту. Это действительно вредный материал. Мы с детьми имеем дело с тальком - со стеатитом, с хлоритом, а тальком ведь даже конфеты пересыпают, чтобы не слипались. Я если и полирую какие-то камни, то в обеденный перерыв, когда детей в мастерской нет. - Есть у вас любимый камень? - Да, яшма и агат. - Что первично при создании ювелирного изделия - камень или замысел, к которому вы подбираете материал? - Первичен, конечно, камень. Берешь его - и он подсказывает рисунком, цветом, формой, что с ним делать. У меня есть кабошоны (овальные обработанные камни), которые лежат по десять лет, ждут своего срока. Потом взгляд упадет на него - вот, теперь я знаю, как его сделать. Есть "металлисты", которые делают оправу, а потом ищут в нее камень, замысел идет от эскиза. Иногда поступает заказ, например, на колье, браслет, и когда прорисовываю эскизы, заранее мысленно вкладываю туда камень. Если это строгие камни - обсидиан, например, то и формы изделия должны быть лаконичными, строгими, если яркие камни - малахит, агат, - им можно металла "накрутить", они способны много его принять на себя. - С драгоценными камнями работаете? - С полудрагоценными работаю иногда, а с камнями первой группы - изумрудами, бриллиантами - не приходилось. Там и заказчики особого сорта, и большие вложения нужны, этот камень надо же еще купить. И вообще на такие работы требуется лицензия, все не так просто. И рынок этот довольно криминализированный. Это не мое. - Расскажите, пожалуйста, про подарок Президенту. - В прошлом году перед приездом Владимира Владимировича Путина на Южный Урал к нам обратились из министерства культуры Челябинской области с просьбой сделать сувениры - копии фигурки "Человек, смотрящий в небо", это символ Аркаима, изготовленный древними его жителями. Когда Президент собирался посетить Аркаим, копии "смотрящего в небо" изготовили из керамики и нам заказали из камня три штуки - для Президента и его спутников. И сроку дали - дней пять. А надо было еще и камень найти. Работали по десять - двенадцать часов с Василием Николаевичем и Виктором Григорьевичем Шишловым, я делал фигурку из хлорита, они - из стеатита. Потом нам позвонили и сказали, что мою фигурку подарили Президенту. И вручили благодарность, прямо так и написано - "за высокохудожественное исполнение сувенирной продукции в очень сжатые сроки". - Еще, говорят, вы участвуете в изучении декоративных свойств новых минералов. - Было такое. В 80-е годы на Каспийском море долго горела нефтяная скважина и наплавилось целое озерко стекловидной массы, образовавшийся минерал назвали тенгизит ("тенгиз" - море по-казахски). Пожар американцы потушили, а образцы этого минерала попали к старшему научному сотруднику лаборатории техногенеза Института минералогии Сергею Сергеевичу Потапову, который изучает минералы, появившиеся в результате деятельности человека. Поехал он туда, привез образцы, начал изучать их свойства - как химические, так и декоративные. И подключил меня к этому. По результатам исследований в 1997 году была опубликована статья в журнале "Ювелирный мир", там помещены и фотографии ювелирных изделий, выполненных мной из тенгизита. В нашем регионе, наверное, я один с ним работаю. Он очень напоминает по составу и по технике обработки обсидиан - вулканическое стекло. Но если обсидиан имеет теплые оттенки, то тенгизит - холодные: черные, синие. Камень непрозрачный, но на тонком сколе опалесцирует - имеет своеобразное свечение, как у опала. Сергей Потапов ездил с докладами об этом камне в Чехословакию, Венгрию, возил на конференции изделия из него. И в каком-то музее (кажется, в Венгрии) комплект моей работы ночью выкрали. Сотрудники музея говорили, что это редчайший случай. Мы не расстроились, утешившись тем, что такой факт поднимает ценность изделий из этого минерала. Я с ним время от времени работаю, хотя это тяжелый для обработки материал, хрупкий, трудно полируется. Даже есть такой тест для мастеров-камнерезов - обработка обсидиана, который очень на него похож. Обсидиан покажет, какой ты мастер. - Есть ли в камнях какая-либо энергетика: положительная или отрицательная? Действительно ли можно ими лечить болезни? - Мотод литотерапии - лечения камнем - известен давно. Если смотришь на камень и он тебе нравится - это уже дает положительный эффект. Одно из направлений литотерапии - сердоликотерапия. Сердолик - желтый, оранжевый, красноватый агат. Окраска обусловлена присутствием ионов железа. В процессе нагревания валентность железа меняется, камень отдает какие-то частицы, которые благотворно влияют на иммунную систему человека. Такое малое излучение получается. С древних времен люди заметили это его свойство, в Великую Отечественную войну, я слышал, с его помощью залечивали раны. В 80-х годах об этом много писали. И наши инженеры с КБ приходили, спрашивали: если ли сердолик, хотим купить. Мы придумали вставлять этот камень в баночки из-под детского питания, которые по размеру как раз хорошо подходили в качестве насадки для фенов. Камень нагревался горячим воздухом. Продавали мы их недорого, заказов было много. Одна женщина купила, месяца через два приходит, еще пять штук заказывает - хочет всем родным послать. И рассказывает, что ей камень очень хорошо помогает. Однако она думала, что это может быть результатом самовнушения, испробовала его на коте, который весной приходит с улицы весь ободранный. Обычно заживали раны две-три недели, а после использования сердоликотерапии - два-три дня. Кот-то внушить себе не может! Вот и поверила в эффект камня. - Выходит, в сказке про малахитовую шкатулку есть доля правды: там же мать не могла носить украшений, подаренных Хозяйкой медной горы, а дочери они очень нравились. - У меня одна заказчица купила себе бусы из тигрового глаза - прочитала, что по гороскопу это ее камень - и заказала еще серьги и кольцо. Смотрю - не носит, поинтересовался - говорит, надену, до обеда сижу, и становится плохо, лихорадит. Снимет - через час-два все проходит. Сначала внимания не обращала, а потом поняла, что камень ей не подходит. Есть такие "сложные" минералы - например, опал, лабрадорит - этот вообще считается колдовским камнем, который используют разные прорицатели в своей магии, у него есть такой эффект "бычьего глаза" - сам черный, а повернешь - сверкнет глубоким ультрамариновым цветом. - Среди ваших учеников есть по-настоящему способные дети? - Есть. Но у нас, как правило, они только начинают раскрываться. Окончательно показывают себя уже в высшей школе. А пространственное воображение, умение отличить натуральный камень от дешевой подделки получат все наши ребята. К тому же тонкая работа руками способствует и развитию мышления. Многим детям именно прикладное творчество помогает закрепиться в школе, у нас ведь не просто бывает учиться, это не кружок, не всем нравится академические занятия. Беседовала Оксана Овсянникова
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
|
В Миассе почтили память воинов-афганцев В городе прошёл митинг, посвящённый 36-й годовщине вывода советских войск из Афганистана Морозная погода ждёт миасцев на неделе Наступившая неделя будет холодной, но без значительных погодных аномалий. "Моя задача - помочь жителям разобраться в их правах и возможностях" Уполномоченный по правам ребёнка Челябинской области Евгения Майорова посетила Миасс |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | главная | карта сайта | поиск | архив | наверх | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2025. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А. Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы. Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+. |