сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, День Кащея, четверг, 29.02.2024

На сайте 337 читателей
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 



Реклама
Рекламодатель:
ООО "Миассинвест"
ИНН: 7415082613
erid: LdtCKRSER

 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Февраль, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
Заведующая фольклорным отделением ДШИ № 2 Любовь Улякина - о любви к народному творчеству и насыщенной жизни юных фольклористов
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=69028
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: Интервью
Опубликовано: 12.09.22 16:12
фото

"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
Вот и начался новый учебный год. Ребятишки постепенно втягиваются в школьный режим и выбирают секции и кружки по своему вкусу. В Год народной культуры особенное внимание привлекает народное традиционное искусство. Поэтому мы решили поговорить с заведующей фольклорным отделением Детской школы искусств № 2 Любовью Улякиной и разузнать подробнее, с чего начинается любовь к народному творчеству и чем сегодня живут юные фольклористы.

- Любовь Владимировна, в последние годы интерес к народному творчеству растёт, но так было не всегда. Когда-то в детской школе искусств № 2 не было фольклорного отделения. Когда и как оно появилось?

- Я называю наше фольклорное отделение своим третьим ребёнком. В 2000 году я окончила миасское училище культуры искусства и пришла работать в школу искусств, одновременно поступив в академию культуры на кафедру фольклористики. Работала, училась, присматривалась - и постепенно у меня в голове зрела идея создать в нашей школе фольклорное отделение. Сначала я просто вела хор, занималась с детьми народным пением. Интересный творческий союз у нас сложился с художественным отделением, где преподавала Любовь Александровна Шкерина. Мы открывали свои отделения в один год: я - фольклорное, она - художественное. Я вела у её учеников предмет вариативной части - фольклор, где мы с девочками тоже приобщались к культуре: знакомились с народными песнями, играми, элементами обрядов - закликали весну, праздновали Масленицу. С этого всё началось: я поняла, что этим заниматься нужно.

Фольклорный ансамбль "Беседушка".
Фольклорный ансамбль "Беседушка".
Фольклорный ансамбль "Чудесенка".
Фольклорный ансамбль "Чудесенка".

Мне и самой хотелось изучать своё дело глубже, познавать народную культуру и приобщаться к ней. Вместе с первым концертмейстером отделения Александром Мендецким взялись за дело. Поначалу было сложно и даже страшно: тогда ещё ничего не было - ни материалов, ни репертуарных сборников, ни программ, которые приходилось писать самой. В какой-то момент с коллегами, Еленой Ерёминой и Натальей Ролиной, ехали в Челябинск на семинар. Призналась: устала, тяжело. Они поддержали меня: давай, мол, продолжай, всё будет хорошо! И действительно, всё получилось.

На тот момент опыт работы с ансамблем уже был, но дети ещё смущались, стеснялись выходить на сцену в костюмах. Я боялась, что они просто не придут заниматься. И тут судьба подарила встречу с замечательным педагогом - учителем 16-й школы Верой Петровной Комаровой. Она решила, что её класс должен ходить на занятия и приводила своих ребят. Конечно, за годы занятий часть учеников отсеялась, но несколько из них вошли в ансамбль "Беседушка" и стали первыми выпускниками фольклорного отделения. До сих пор они иногда заходят, пишут. Вот, например, Саша Гужавина - она сейчас в Москве, и пусть она не продолжила творческий путь профессионально, но всегда отзывается с благодарностью - это так приятно!

Преподаватели фольклорного отделения ДШИ № 2.
Преподаватели фольклорного отделения ДШИ № 2.
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"

Продолжали работу с коллегами - преподавателем Ларисой Хлызовой, концертмейстером Алексеем Рыковым, потом - Владимиром Коняевым, который по сей день является бессменным концертмейстером отделения, с недавних пор - и с молодым педагогом Кариной Кузнецовой. В последние годы на отделении сложилось ещё два творческих коллектива: "Чудесенка" и "Добры молодцы".

- Кстати, сколько лет учатся на фольклорном отделении?

- Первые выпускники учились пять лет, осваивая общеразвивающую программу. Сейчас ребята занимаются и по предпрофессиональной программе, и в конце этого учебного года будет первый такой выпуск. По ней учатся восемь лет, и учебных часов у ребят намного больше - есть возможность получить гораздо более глубокие и разносторонние знания! Кстати, в этом году как раз ведётся набор на такое направление. Ребятишки приходят в первом-втором классе и к окончанию школы успевают подготовиться к продолжению обучения в среднем профессиональном учебном заведении - в нашем городе это МГКИиК, где как раз есть отличное отделение сольного и хорового народного пения.

- Чем занимаются ученики на фольклорном отделении детской школы искусств?

- Основной предмет - это фольклорный ансамбль. Там мы поём народные песни, причём со старшими группами стараемся брать больше этнографических записей: расшифровываем аудиозаписи, стараемся воспроизводить диалект. Не весь репертуар, конечно, из них состоит, но хотя бы пару песен в год разучиваем. Берём материал разных регионов, но в основном урало-сибирского - нам он близок по манере звуковоспроизведения. Сами мы, к сожалению, не собираем материал в этнографических экспедициях. Но как-то ради опыта выезжали с девочками-выпускницами в Сыростан и Ленинск, общались с бабушками, а те рассказывали о традициях, напевали нам частушки. Но всё-таки мы занимаемся фольклором, а не этнографией, и наша задача - не сбор материала. Мы стараемся привить детям элементарные знания народной культуры. Беседуем, смотрим видеозаписи, слушаем аудиоматериалы, узнаём про быт, уклад жизни нашего народа, традиции и праздники; реконструируем обряды. Например, занятия в первом классе у нас начинаются с обсуждения народного календаря. Вот месяц сентябрь назывался "хмурень" или "листопадник", а октябрь - "грязник". Одновременно учимся излагать свои мысли: посмотрели - обсудили.

"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"

Народное искусство - синкретично: никакая песня не существовала сама по себе. Поэтому изучаем и фольклорную хореографию: хороводы, кадрили, элементарные плясовые элементы - притопы, дробушки, приплясы. Разные виды народного искусства объединяем в театрализованные праздники, разыгрываем спектакли: "Осенние посиделки. Рубка капусты", "Кузьминки - об осени поминки", "Рождественские посиделки и гадания", "Масленичные гуляния", "Встречаем Весну", "Пасха".

Сольфеджио - основной предмет теории музыки, знакомство с нотной грамотой. Без него в музыкальной школе никак. Помимо коллективных видов творчества у детей есть индивидуальные: такие, как музыкальный инструмент. Особенность нашего отделения в том, что можно за два года освоить один инструмент, например гармонь, потом перейти на балалайку, потом - на что-то ещё: всё по желанию и наличию педагога. Кто планирует поступать в колледж - учится играть и на фортепиано. Одна наша талантливая ученица, Диана, освоила гусли прямо на уроках вокала: приходила пораньше, занималась, и научилась - на конкурсе до диплома лауреата не хватило лишь одного балла. Когда удаётся детей "зарядить", они "горят", - всё получается.

"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"

Отделение развивается, и это здорово. Недавно благодаря национальному проекту "Культура" у нас появились отличный баян, гусли, гармонь, балалайка и даже ткацкий станок. Это наша гордость! В прошлом году к нам приезжала коллега из Перми, Татьяна Рожкова: помогла правильно заправить катки, станок, и провела мастер-класс по работе на нём

- Как связаны музыка - и ткацкий станок?

- Важно понимать, что в народном творчестве всё взаимосвязано: и музыка, и прикладное искусство. На предпрофессиональной программе у нас достаточно учебных часов, чтобы изучать традиционную культуру с разных сторон. Начиная с простейшего: тряпичная кукла, основы глиняной игрушки, ткачество (от простых поясов - на берде, на дощечке - до собственно ткачества). Ткём полотно для сумочек-лакомок - потом, на фестивале или конкурсе, в них можно положить телефон, очки. Пробовали даже заниматься вышивкой, а в прошлом году со старшими девочками ходили на мастер-класс по технике валяния шерсти к нашим художникам, сделали себе бусы и серьги. Мне нравится, что в народном искусстве нет рамок: всё время продолжаешь чему-то учиться и развиваться. Я уже более 20 лет работаю в этой области, а мне всё кажется, что я столького ещё не знаю!

"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"

В последние три года обучения по предпрофессиональной программе появляется ещё один предмет - вокал. Это возможность раскрыть голос и проявить себя индивидуально.

- В последнее время традиционное искусство переживает расцвет, у людей проснулся интерес к народному искусству? Вот и нынешний год посвятили народной культуре.

- Да, ребята стали больше интересоваться, и родители повернулись в эту сторону. Раньше народная культура была не в моде. Бывало, что дети попадали к нам на фольклорное отделение случайно, не пройдя по баллам на фортепиано, а потом обнаруживали, насколько же это интересно и здорово. У меня и самой так сложилась судьба: я поступала на фортепианное отделение, но когда услышала, как поёт народный хор - это был 1996 год - у меня сразу любовь проснулась, я поняла: мне это нравится, и я буду заниматься "своим" делом.

Сейчас эта тема "на волне", интерес к народному творчеству есть даже у мальчиков. У нас на отделении ансамбль "Добры молодцы" (руководитель В.Ситников) - именно мужской.

"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"

Но, надо сказать, что мы получали всестороннюю поддержку не только сейчас, но и всегда - со стороны родителей, которые помогают и поддерживают своих детей во всех начинаниях, и со стороны руководства. Огромная благодарность директору детской школы искусств № 2 Фильшиной Татьяне Сергеевне: она очень активная и жизнерадостная, смотрим на неё и двигаемся только вперед.

- Предпрофессиональная программа означает, что после школы искусств ребята продолжат обучение и пойдут в колледжи и вузы?

- Да, после окончания детской школы искусств выпускники могут продолжить обучение в Миасском государственном колледже искусства и культуры и в высших учебных заведениях. Я горжусь, что в МГКИиК, где обучение длится четыре года, на каждом курсе есть и мои ученики. По сути, мы с ними и не прощаемся: я преподаю и в колледже. Некоторые ребята продолжают учиться вузах: например, Ирина Погонялкина учится в Петрозаводской консерватории, Лиза Осипова поступила в Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского, Карина Шайнурова в этом году зачислена в Казанский институт культуры и искусств.

Профессиональное образование в средних и высших учебных заведениях России продолжили другие наши выпускники: Олеся Рожкова, Алексей Лесин, Алевтина Опарина, Анастасия Андреева, Анастасия Москалюк, Ксения Бузаева, Михаил Москвичёв, Виктория Мишуткина.

"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"

Но даже с теми, кто выбирает в жизни другой профессиональный путь, мы очень дружим и продолжаем общаться. Они приезжают, приходят в гости, пишут. Говорят, что привитые с детства умение работать в коллективе и организовывать своё время в жизни очень помогают. Навык раскрепощаться, выступать перед публикой пригождается: ребята рассказывают, что, защищая диплом, пусть даже не в творческой сфере, не так волнуются. Слышишь добрые слова - и понимаешь, что не зря частичку души вложил, и хочется двигаться дальше.

- И, наверное, на всю жизнь остаются воспоминания о насыщенной жизни творческого коллектива?

- Конечно! Учащиеся фольклорного отделения ежегодно участвуют в городских мероприятиях, концертах, престижных конкурсах народного песенного искусства от областного до международного уровня, и становятся призёрами и победителями. Это международные мероприятия: фестиваль-конкурс "Жар птица России" в Москве, конкурс детского, юношеского и взрослого творчества "Поколение Творчества", конкурс "Галерея Талантов", конкурс детского и юношеского творчества "Роза Ветров", всероссийские конкурсы "Дыхание весны, "Музыкальный спринт", "Звонкие голоса России", "Москва - Челябинск транзит", конкурс исполнителей народной песни имени Л.Л. Христиансена, областные конкурсы "Истоки", "Уральская карусель", "Радужный мир искусств".

"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"

Прямо перед пандемией, в октябре 2019 года, успели со старшим коллективом - 15-ю участниками - съездить в Москву. Бывали в Челябинске, Екатеринбурге, других городах... Потом, увы, коронавирусные ограничения внесли свои коррективы. Очень не хватает этих поездок на фестивали, общения с коллегами-руководителями и детьми. Но, надеемся, теперь снова всё будет хорошо. В нынешнем году Центр досуга "Строитель" здорово объединил фольклорные коллективы Миасса на празднике в честь Дня славянской письменности и культуры. Выступали и наш ансамбль "Беседушка", "Елица" из ДШИ № 3… Дружим и с колледжем культуры. Хотелось бы, конечно, побольше совместных мероприятий, праздников, живого общения. Среди единомышленников складывается очень тёплая атмосфера взаимопонимания, доброты, отзывчивости.

"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"

За свои успехи ребята получают стипендии разного уровня, от главы Миасского городского округа и областного министерства культуры до международных благотворительных фондов. Фольклорный ансамбль "Беседушка" трижды становился стипендиатом главы Миасского городского округа, а в прошлом году заслужил звание "Образцовый детский коллектив Челябинской области". Солистов тоже регулярно отмечает жюри конкурсов. Например, Лиза Осипова стала обладателем гран-при XIX Международного конкурса "Роза ветров" в Москве, гран-при V юбилейной премии "Андрюша" в Челябинске и многих других областных, международных, всероссийских конкурсов в Челябинске, Екатеринбурге, Башкортостане, Москве, Санкт-Петербурге, Франции. Она дважды удостаивалась стипендии министерства культуры Челябинской области, Международного благотворительного фонда Юрия Розума, главы Миасса; участвовала в Концерте Мира в Токио и пела с Государственным русским народным оркестром "Малахит".

"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"

Кристина Губарева также дважды была стипендиатом главы МГО и министерства культуры Челябинской области, лауреатом юбилейного конкурса "Розы ветров" в Москве. Она входит в "Золотой фонд областного детского благотворительного фонда "Андрюша". Ксения Бузаева и Любовь Белоног также получили стипендию главы Миасского городского округа. Люба - солистка школьного оркестра русских народных инструментов. Софье Лобовой в этом году посчастливилось выступать с Государственным русским народным оркестром "Малахит" на концерте "Юные таланты золотой долины" и на Бажовском фестивале.

- Нужно ли иметь дома инструмент, чтобы учиться на фольклорном отделении? И дорого ли обходится обучение?

-Как таковой системы оплаты нет, хотя расходы в формате добровольной помощи необходимы: требуется пошив костюмов, обувь. Дети же растут. Но нельзя сказать, что учиться на нашем отделении дорого. Что касается инструментов, то обычно выбирают тот, который имеется дома. Если его нет, можно приобрести недорогой синтезатор для занятий сольфеджио по сольфеджио, в том числе - с рук. Но и прийти позаниматься в школе тоже возможно. Например, как Диана, которая за год научилась играть на гуслях.

- Как родителям понять, что их ребёнок одарён, и его нужно записать на фольклорное отделение?

- Нужно просто пробовать заниматься. Конечно, если ребёнок открытый, артистичный, тянется к народному творчеству, всё время что-то поёт - тут всё ясно. Но и закрытых детей мы раскрепощаем, проблемы с координацией - решаем. Хорошо в этом помогает фольклорный театр - это такой предмет вариативной части на предпрофессиональной программе. Например, в младших классах происходит знакомство с кукольным театром, а со старшими ребятами в прошлом году мы показывали спектакль "Осенние посиделки. Рубка капусты". У каждого была своя роль: Дед, Баба, Парни, Девки, которые пришли рубить капусту… Здесь мы стараемся не просто петь песни, а объединять разные направления, сплетать их, как в веночек. Так и дети глубже понимают традиции, когда сами в них участвуют, и родителям выступление смотреть интереснее. Вот пришли девушки и парни, порубили капусту - и пошли петь песни и частушки, плясать, хороводы водить. Это был целый праздник! У каждого ребёнка в постановке своя роль, которая позволяет выразить эмоции, развить артистизм, убрать комплексы, научиться красиво перемещаться по сцене. Талант и способности любого ребёнка можно раскрыть и развить!

"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"

В любом случае, свяжут дети свою дальнейшую жизнь с фольклором или нет, - всё пригодится. Мы учим хорошему: добру, отзывчивости, любви к родной культуре.

- Где проходят занятия?

- Родители часто спрашивают, нет ли занятий в корпусе на Динамо. В перспективе мы это планируем, но пока не сложилось. Занятия идут в новом корпусе - на Степана Разина, 2. Сейчас набираем новых деток, наших будущих звёздочек, желающих петь, плясать, выступать, жить яркой творческой жизнью.

Желающие записаться в первый класс ещё успевают присоединиться к нашему дружному коллективу.

[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" Преподаватели фольклорного отделения ДШИ № 2. Фольклорный ансамбль "Беседушка". Фольклорный ансамбль "Чудесенка". "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре" "Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"


 в рубрике: Интервью 

"Будущий сквер станет важной точкой притяжения"

Про благоустройство, транспорт, горячую воду, дизайн-код...

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Беда современного школьника - огромное количество информации вокруг него"
"Быть юристом - это жить проблемой своего клиента"
Интервью с управляющим партнёром юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергеем Гаврюшкиным в канун Дня юриста
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
Заведующая фольклорным отделением ДШИ № 2 Любовь Улякина - о любви к народному творчеству и насыщенной жизни юных фольклористов
Не только вкусно, но и с сертификатом!
Миасский сыр "Легенды вкуса" получил сертификат качества в Москве
"Основная цель - сохранить производство"
Конкурсный управляющий АО "ММЗ" рассказал о перспективах предприятия по выходу из кризисной ситуации
"Обсуждать можно много чего, но с законом не поспоришь"
Как проекты благоустройства по инициативному бюджетированию проходили отбор - рассказал начальник управления ЖКХ, энергетики и транспорта администрации МГО Роман Комаров
"От такого подхода наше государство не становится цивилизованнее"
О плюсах и минусах параллельного импорта в России рассказал эксперт в сфере интеллектуальной собственности, юрист Сергей Гаврюшкин


 последние новости 

Какие законы вступают в силу с марта?

В Миассе прозвучали "Песни сердца"

Школьники Миасса возвращаются с карантина

Коммунальные отключения в Миассе
О гражданской обороне и безопасности рассказали детям Миасса
Открытые уроки для детей специалисты ГОЧС Миасса провели в библиотеке и детском саду
Миасцам сообщили о новой схеме мошенничества
Горожане могут получать электронную рассылку с сообщением об уплате нового налога
Педагоги-библиотекари школ Миасса обменялись опытом
Не обошлось и без обсуждения острых вопросов - обеспеченность учебниками и формирование заказа
Детям Миасса напомнили о безопасности на дорогах
Инспектор ГИБДД рассказала детям об авариях и повторила правила поведения на дорогах
Дело о разборке вокруг ёлки отправилось в суд Миасса
Возмутившегося ночной установкой ёлки парня избили руками и ногами. Обидчика ждёт суд
Общественная палата Миасса приступила к работе в новом составе
На первое заседание палаты были приглашены глава Миасса Егор Ковальчук и председатель Собрания депутатов МГО Дмитрий Проскурин

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: LdtCK62fw

Как разместить здесь рекламу

Миасцам представили проект благоустройства улицы Лихачёва
Эта территория может быть благоустроена по программе "Формирование комфортной городской среды", если победит в рейтинговом голосовании

Дело о разборке вокруг ёлки отправилось в суд Миасса
Возмутившегося ночной установкой ёлки парня избили руками и ногами. Обидчика ждёт суд

Житель Миасса получил штраф за оскорбление школьницы
Мужчина, воспользовавшись отсутствием педагога, высказал претензии в адрес одноклассницы своей дочери

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: LdtCK7EcD







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.