сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, Международный День ДНК, четверг, 25.04.2024

На сайте 810 читателей
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 




 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Апрель, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
Как одна улица у другой название отобрала…
Некоторые улицы в центральной части Миасса неразрывно связаны с историей автозавода
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=65723
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 08.12.21 11:39
Обсуждение: 16 сообщений
фото

Начав тему миасских улиц, связанных с историей Уральского автозавода, с улицы имени Лихачёва, мы бы хотели упомянуть и несколько других, также имеющих отношение к предприятию-юбиляру. Переулок Моторный, улица Инструментальщиков, улица Колесова - знакомые названия, объяснять которые нет необходимости.

А сейчас - загадка. Какая улица, прежде чем обрести своё нынешнее название, именовалась Автозаводской?.. Правильно, вы угадали - это улица 8 Июля. С западной стороны её проходила железнодорожная ветка, соединяющая стройплощадку автомоторного завода со станцией Миасс. В 1941 году она была заполнена вагонами с оборудованием и деталями незавершённого производства, эвакуированными с ЗиСа.

Как одна улица у другой название отобрала…
Как одна улица у другой название отобрала…

В 1942 году по ней в "час пик" стал курсировать мотовоз, перевозивший рабочих от завода к станции и обратно. Именно на этой ветке через два года произошла катастрофа, унёсшая многие жизни: столкнулись два состава, один из которых вёз рабочих со смены, а другой торопился доставить в завод уголь…

В 1946 году на будущей улице были выкопаны фундаменты под первые шлакоблочные дома. И одновременно строились несколько двухэтажных домов, по 16 квартир в каждом. Дома снабжались теплом от местных котельных, имели централизованное водоснабжение и канализацию. Улица тянулась поначалу от завода до нынешней улицы Ферсмана. Дорога была выложена камнем, а по другую сторону дороги находились погреба и сараи жильцов района. Ещё дальше начинался пустырь, на котором резвились ребятишки, а взрослые, закончив домашние дела, летними вечерами играли в волейбол.

Как одна улица у другой название отобрала…

В 1961 году, после XXII съезда КПСС, на котором было принято решение о выносе тела Сталина из Мавзолея и переименовании Сталинграда в Волгоград, почти все памятники вождю были демонтированы, а улицы - переименованы. Процесс этот коснулся и Миасса. Проспект Сталина "отобрал" имя у Автозаводской улицы, которую назвали в честь пуска первого уральского автомобиля улицей 8 Июля.

И выходит, что нынешний декабрь для проспекта (как и для улицы 8 Июля) - юбилейный. Хотя, конечно, история его началась гораздо раньше...

Почётный гражданин Миасса, хозяйственный и общественный деятель, краевед Пётр Алексеевич Кузин, прибывший на строительство автозавода в сентябре 1943 года, рассказывал: "Нас никто не встречал, и от вокзала до строящегося автозавода мы со старшим прорабом шагали пешком по рельсам. Дорога шла по перелескам, а в просветах с обеих сторон виднелись горы. Наконец добрались до места. Впереди были корпуса и дымящиеся трубы автозавода. Справа от железной дороги стояло несколько двухэтажных деревянных домов и бараков каркасного типа, в одном из которых находилось управление строительством ОСМУ-4".

Педагог Анна Сергеевна Гладкова вспоминала, как в первой половине 40-х годов шли по улицам множество грузовых автомобилей, самосвалов, лесовозов, тяжело нагруженных камнем, песком, блоками, брёвнами. И вскоре появились, кроме "ульяновских" двухэтажек и директорского коттеджа, два первых трёхэтажных дома, в котором поселились руководители завода и строительства. К слову, эти дома - № 11 и № 12 - в народе в шутку называли не иначе как "дворянское гнездо" и "дом подхалимов".

По будущему проспекту была проложена узкоколейная железная дорога протяжённостью 8,5 км, по которой возили стройматериалы на 12-тонных четырехосных вагонах, ведомых паровозиками-"кукушками", полученными в счет репараций из Германии. Из бутового камня, доставленного по узкоколейке, мостовщики заложили булыжную шоссейную дорогу от завода до станции Миасс.

"Неузнаваемо изменился за последние годы облик Октябрьского посёлка, - писала местная газета в 1951 году. - Его гордостью и украшением стали новые корпуса многоэтажных, архитектурно оформленных домов, 4-этажная школа, кинотеатр. Семь лет назад в посёлке было 24 жилых коммунальных здания, небольшая баня, ясли, одна школа, один клуб, два магазина. За последние три года автозаводцы получили две школы, кинотеатр на 310 мест, поликлинику, больницу, Дом техники, Дом пионеров, 15 магазинов, стадион. За два года посажено свыше десяти тысяч саженцев. Сейчас оформляется центральная аллея…".

Вообще проспекту Сталина корреспонденты городской газеты всегда уделяли особое внимание, детально описывая происходящие на нём изменения.

"Октябрьский посёлок, - писали в 1952 году. - Отсюда прямой линий идет асфальтированное шоссе к воротам завода. В сторону вокзала строители продолжают дальнейшую застройку проспекта. Возводится огромное здание геологоразведочного техникума, закладываются фундаменты домов. Проспект растёт, хорошеет и от рассвета до глубокой ночи живёт полнокровной кипучей жизнью. На проспекте расположена заводская библиотека, школы № 17 и 27. В доме № 20 - детская музыкальная школа".

Как одна улица у другой название отобрала…
Как одна улица у другой название отобрала…

В 1955 году на первом этаже дома № 36 открылся новый гастроном, в котором стены были украшены лепными карнизами, пол устлан метлахской плиткой, а с потолка свисали художественные люстры. Заложили фундаменты под гостиницу и Дом культуры.

1956 год.

В канун октябрьских праздников госкомиссия приняла здание учебного корпуса Миасского геологоразведочного техникума.

1957 год.

В доме № 19 открылся Дом техники (зал для заседания, два выставочных зала, техническая библиотека) с мягкой мебелью, люстрами, картинами.

Сдали общежитие МГРТ. Аллея на проспекте украсилась гипсовыми вазонами с цветами, подросли высаженные там деревья.

1958 год.

Впервые в Миассе прошли две первомайских демонстрации - в старгороде и посёлке Октябрьском. Раньше они проходили только на площади Труда.

1959 год.

Администрация Миасса переехала в центральную часть города. Вступил в строй крупнейший на тот момент гастроном на проспекте Сталина: 11 отделов, множество люстр. Открылась гостиница.

"Центр Миасса неуклонно перемещается в Октябрьский посёлок, - констатировали журналисты, - i<и недалеко то время, когда слово "посёлок" забудется. Город - вот имя, достойное нового Миасса".

1960 год:

Демонстраций (1 мая и 7 ноября) снова прошло две. После долгого перерыва возобновились работы на строительстве ДК. 22 апреля из ворот завода по проспекту Сталина впервые вышла автоколонна "Миасский пионер" - первые десять машин из тех ста, что будут сделаны из металлолома, собранного миасскими школьниками.

В следующем, 1961 году произошло переименование проспекта, которому предшествовало решение исполкома Миасского горсовета (датировано ноябрём 1961 года, число не указано): "Рассмотрев просьбу трудящихся автозавода о переименовании проспекта имени Сталина, исполком решает: удовлетворить просьбу трудящихся автозавода, присвоив проспекту название "Автозаводцев", а улице Автозаводской присвоить название "8 Июля" в честь пуска автозавода".

Демонстрации навсегда покинули старгород и окончательно "переехали" в центр. Сюда же насовсем перебралась и легкоатлетическая эстафета на приз газеты "Миасский рабочий".

…С новым именем проспект продолжал жить такой же полнокровной жизнью.

Кинозалы в кинотеатре "Урал" и ДК автозаводцев стали широкоэкранными. В 1965 году был сдан в эксплуатацию Дворец культуры. Два года спустя открылся мемориал "Скорбящая мать", а вскоре и универмаг "Миасс". По проспекту курсировали многоместные, комфортабельные автобусы "Икарус". На доме № 42 появилась мемориальная доска памяти писателя Владислава Гравишкиса...

В 1970 году издательство "Советская Россия" выпустило комплект цветных открыток с видами Миасса, среди которых были проспект Автозаводцев и ДК автомобилестроителей.

Со временем главная магистраль лишилась любимой горожанами тополиной аллеи, зато миасцы обрели новый, современный вид транспорта - троллейбус.

Аллею, безусловно, жаль, хотя, возможно, уже совсем скоро на том месте, где она когда-то была, зазеленеют деревья и кустарники, высаженные нынешним летом.

И всё равно: наш проспект по-прежнему отличается неповторимой красотой, с которой не идут в сравнение современные здания. Может быть, это потому, что дома неповторяющейся архитектуры несут на себе печать времени?..

[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
Как одна улица у другой название отобрала… Как одна улица у другой название отобрала… Как одна улица у другой название отобрала… Как одна улица у другой название отобрала… Как одна улица у другой название отобрала… Как одна улица у другой название отобрала…


 в рубрике: История Миасса 

"Нас называли "келейниками"

"Слепенков гоняет нас по газетам..."

"Надо уходить от беспамятства"

Памятник и мемориальная доска
"По скверу бродят козы, коровы и куры"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?
"Пассажиры на пеньках ищут себе убежище"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?
"Официантки щеголяли в белоснежных блузках"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?
Столкнулись поезда
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?
"Состав оторвался от паровоза и начал движение назад"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?
"Труп мой ищите в Днепре"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?


 последние новости 

В Линейном пункте полиции на станции Миасс прошла проверка

Конфликт в детском саду Миасса поможет разрешить полиция

Электричество и холодную воду отключат в некоторых домах Миасса

Полицейские Миасса разыскали украденный мопед
Ветеранов войны в Челябинской области ждут повышенные выплаты
Ежегодные выплаты приурочены к празднованию Дня Победы
Миасс почтил память маэстро
В Миассе состоялся концерт "Музыканты Золотой долины посвящают..."
"Нас называли "келейниками"
В истории Миасского педколледжа немало интересного
Появление новых спортивных объектов обсудили в Миассе
Состоялась встреча представителей спортивных организаций с главой округа
"Зов Родины" собрал в ДКиТ "Прометей" волонтёров и неравнодушных миасцев
Во Дворце культуры и техники "Прометей" состоялось масштабное патриотическое мероприятие
Хоккеисты Миасса стали золотыми и серебряными призёрами турнира
С турнира по хоккею в Чебаркуле юноши вернулись с победой и призовым местом

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: LdtCK62fw

Как разместить здесь рекламу

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: LdtCK7EcD







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.