сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, Всемирный день телевидения, четверг, 21.11.2024

На сайте 311 читателей
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 



Реклама
Рекламодатель:
ООО "Миассинвест"
ИНН: 7415082613
erid: 2VfnxxVSaPS


 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Ноябрь, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
"Давайте учиться у детей"
В гостях у редакции "NewsMiass.ru" побывал директор образовательного центра "Индиго" Артур Сиразетдинов
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=19537
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: Интервью
Опубликовано: 13.11.09 13:03
Обсуждение: 4 сообщения
фото

"Давайте учиться у детей"

Седьмой год в Миассе работает образовательный центр "Индиго". Здесь организованы курсы английского языка для всех возрастов, ведется подготовка ребят к школе с четырех лет, начал свою работу и бэйби-клуб для детей помладше - с двух лет. Набирает обороты семейное образование, и в перспективе возможно появление школы.

При активном участии "Индиго" работает Центр семьи и детства, где для детей бесплатно проводятся занятия в детском хоре, художественной студии. Центр оказывает помощь беременным и семьям с новорожденными, особенно женщинам из малоимущих семей. Бесплатно действуют оздоровительные группы и группы психологического (личностного) роста для людей разных возрастов.

О том, какие результаты дают методики образовательного центра, в чем преимущества и слабые стороны различных форм обучения, в том числе семейного, что изменилось в деятельности центра за эти годы и каковы планы у "Индиго", рассказывает директор центра Артур Сиразетдинов, гость редакции "NewsMiass.ru".

- Артур Фаритович, как появилась идея создания образовательного центра "Индиго"? Кто стоял у его истоков, на чей образовательный опыт вы опирались?

- Когда я еще учился в старших классах школы, я уже определился, что хочу стать психологом. Я был склонен к гуманитарным дисциплинам, поэтому мне был интересен человек, его становление и развитие, цели человеческой жизни. И еще я чувствовал, что человек должен иметь больше возможностей для реализации своих способностей, чем тогда имел я. Хотя я учился в хорошей школе, у хороших учителей, которые вдохновляли меня, с ними мы даже после уроков оставались и дополнительно разговаривали на темы, о которых в учебниках не пишут. Эти беседы, возможно, научили меня мыслить. Во время учебы в университете на факультете психологии постепенно формировал свой взгляд на проблемы образования. Я читал много литературы, не связанной с университетским курсом, исписал стопку тетрадей и блокнотов, где старался отточить свои мысли. Курсу к третьему у меня появилась идея о создании школы. Уж если хочешь, чтобы все было правильно, сделай сам. Начал, конечно, с критики нашей традиционной системы, всех ее минусов, и для себя определил, в чем ее проблемы. Но постепенно отошел просто от критики. Понял, что создавая что-то новое, нельзя критиковать старое. Далеко так не уйдешь. Чтобы создать что-то, нужен позитив, огромная вера, в нашем случае - вера в развивающегося, познающего мир человека.

После окончания университета поступил в аспирантуру на философское отделение, но уже через год понял, что теория мало что может изменить. Мне нужна была практика. И я пошел работать в школу учителем психологии, в колледже преподавал философию и логику. Много нового открыл для себя, просто работая торговым представителем оптовой компании, научился работать с деньгами, общаться, организовывать бизнес.

А потом появился шанс открыть в Миассе образовательные курсы. И я с энтузиазмом принялся за это дело. В начале даже капитала не было, не было единомышленников, кроме моей жены. Мы с нею учились в одном университете, она - на факультете филологии. Так что центр "Индиго" возник из нашего голого энтузиазма. Сначала было лишь несколько групп, изучающих английский язык. Когда выросла посещаемость курсов, захотелось дальше продвинуться, ближе к реализации своей мечты о школе. Начали с курсов подготовки к школе. Постепенно набрался коллектив. Я вдохновлял своих педагогов и с каждым прорабатывал каждый урок, поскольку это было что-то новое для нашего города, многим незнакомое. И к тому же мы хотели сделать это действительно развивающим делом, а не голым бизнесом. Деньги не стояли на первом месте.

- Вы указали на то, что для себя выявили минусы традиционной школы. В чем они заключаются?

- Традиционная школа в России - место знакомое каждому, мы всем там выросли. Большие пустые коридоры, голые стены. В ней не видно, что здесь живут дети, они ее только посещают строго по расписанию. Типичный класс - это доска, учительский стол и ряды парт, за которые детей усаживают с 6-7 лет. А ведь ребенок, зажатый между стулом и партой, приспосабливаясь к этим условиям, коверкает свое физическое и психологическое здоровье. Академик Базарный у нас очень много об этом говорит, приводит статистику, что ко второму классу 80% детей уже имеют какие-либо заболевания, вызванные школьным стрессом. И ещё один большой минус - российская школа, следуя во многом советским педагогическим традициям, мало работает на развитие личности ребенка, все рассчитано на среднестатистического ученика, который должен усваивать образовательный стандарт.

А вообще, я бы всё-таки сказал, что в какой бы мы ни работали системе, главное - это личность учителя. Все минусы можно компенсировать, кроме бездарного педагога. Одаренный учитель, который относится к своей работе как к искусству, способен пробудить в детях настоящие человеческие качества. Жаль, что наша система не всегда повернута лицом к таким учителям.

- Что принципиально нового в дошкольном образовании, в методике подготовки к школе было создано в "Индиго"?

- В нашем центре мы пошли от природы человека, природы его развития, и в соответствии с этими принципами строим образовательный процесс. Мы старались почувствовать сердцем, душой, что и как правильно сделать. При этом не стремились отделиться от существующего опыта, уверен, что и в других городах по всей России есть то же самое, что делаем мы. Для меня главное было в том, чтобы наши занятия строились действительно от природы человека. Для этого я буквально забыл обо всем, чтобы с чистого листа начать строить свой центр, чтобы глаза были постоянно открытыми и направленными на ребенка. Только так можно увидеть действительно ценное и реальное в жизни. И самое главное, что мы поняли, - в ребенке уже есть все основные источники познания. Всё, что нужно взрослому, - ловить этот внутренний поток стремления к познанию, который проявляется уже с первых дней и недель после рождения. Ребенок видит мир вокруг и стремится его познавать, и это естественно для него. Взрослый, вмешиваясь в этот поток, пытается регулировать его не исходя из природы познания ребенка, а в соответствии с некими стандартами, якобы научно обоснованными. Поэтому очень часто традиционное образование идет вразрез с естественным потоком познания ребенка. Именно поэтому ребенка там нужно мотивировать, развивать у него интерес, регулировать нагрузки, выстраивать план занятий. Обычные педагоги не понимают, что все это уже есть в ребенке, не нужно пытаться придумать для него что-то новое, чтобы потом убеждать его десять лет, что ему это пригодится в жизни.

Кстати от такого "образования" дети испытывают повышенные нагрузки на организм и психику. Мы же не стараемся ребенка нагрузить знаниями - мы предоставляем детям большое и разнообразное образовательное пространство, где много интересных материалов, видов деятельности. И наша методика основана не на загрузке памяти большим объемом информации. Мы работаем с образами. Работая с ними, ребенок осваивает их, встраивает их в свою картину мира, идет познание мира, а значит, образование. Дети не сидят, они двигаются, передвигаются из одной зоны в другую, переключаются с одного вида деятельности на другой. Урок становится жизнью, где много всего интересного, и наши дети сами просят заниматься. Известен такой термин - "скорость мысли". У детей эта скорость очень большая, в единицу времени они могут охватить огромный информационный поток, который осваивается не ментально, а как будто самой душой ребенка. Что же делает наша система образования, куда входят семья, детский сад, школа и так далее? Они затормаживают эту скорость мысли и пытаются уложить ее в стандартные рамки. Поэтому нормальный взрослый мыслит четко, планомерно, рационально, а поэтому - очень медленно и с маленькой информационной насыщенностью. Вот почему дети учатся быстро и многому? Потому что умеют видеть мир целостно, охватывая много сторон сразу.

Мы выбирали методики, которые соответствуют принципу природосообразности развития ребенка. Для обучения чтению - методики Николая Зайцева. Наши педагоги единственные в городе прошли обучение в Санкт-Петербурге у самого автора методики. Кубики Зайцева - это правильно построенный материал, который дает возможность ребенку самостоятельно и творчески работать. Правда, мы дополнили кубики и таблицу многими другими нашими находками, вообще педагоги "Индиго" любят применять собственные педагогические разработки, чтобы ребенку было интереснее. Для развития познавательных способностей - игры, задания по методике Никитина. Особое внимание уделяем подготовке руки к письму. Мы не учим писать, рука будет готова писать только после семи лет, поэтому мы развиваем пространственную координацию и моторику. Применяем специальные прописи с обводками. И ни в коем случае никакого копирования, когда ребенок мучается, выполняя по образцу. Ручной навык тренируется простой обводкой. Стараемся, чтобы ребенок больше работал с красками, с проволокой, пластилином, бумагой. Всем рекомендуем посетить наш специальный курс творческого рукоделия. Не только ребенку - взрослому будет интересно.

Часто от родителей мы получаем своеобразный заказ - "подготовьте нашего ребенка к школе". Современные родители еще до конца не поняли, что такое развитие ребенка. У них главная цель - чтобы ребенок хорошо успевал в школе, получал "пятерки". Ради этого они часто и о здоровье ребенка забывают, о чем свидетельствуют социологические опросы по всей России. Может, это определенный родительский комплекс, когда родители считают, что их ребенок должен стать лучшим и нужно перестраховаться, подготовив его к будущим трудностям. Я считаю, что дети не должны быть лучше всех, гениями - они должны быть самими собой и быть счастливыми, это самое главное. В центре "Индиго", конечно, мы идем от заказа родителей, но всегда стараемся делать свои занятия не обучающими, как в школе, а развивающими. Это наш основной принцип, который применяется и на занятиях английского языка, в том числе и для взрослых. Стараемся не обучить языку, математике, логике - а развивать способности. Например, на занятиях английского языка дошкольники развивают способность слышать и различать звуки (фонематический слух), правильно произносить эти звуки. У нас есть много примеров, когда дети даже с логопедическими отклонениями в процессе наших развивающих занятий избавлялись от дефектов речи. Мы не ставим целью обучить 5-7 летнего ребенка английскому языку, но развив в этом периоде языковые способности, этот ребенок будет способен позже даже после длительного перерыва легко освоить язык, благодаря языковому чутью, сформированному в раннем детстве.

- Поддерживаете ли вы отношения с вашими выпускниками, каким оказывается их дальнейший путь по дороге знаний?

- Наши выпускники идут в такие школы, как лицей № 6, гимназия № 19 и школа № 26, куда их стараются вести, конечно, родители. Детей, которые посещали наши занятия, в первом классе учителя замечают, и стараются дать им больше знаний. В этом уже искусство учителя: дать им что-то такое, чтобы они не затормозились, а шли дальше. Практически все наши ребята сохраняют огромное желание познавать новое, им интересен мир. Это, по-моему, самое большое, чего не хватает многим детям в школе.

Конечно, ответственность за образование детей ложится и на плечи родителей. Если они встали на путь развития ребенка, - они должны эту интенсивность поддерживать. Водить в музыкальную школу, спортивную секцию - сейчас много возможностей получать новые знания, всесторонне развиваться. Родители должны давать возможность ребенку приложить свои силы. Но, конечно, ни в коем случае не перегружать ребенка, все должно быть естественно, и нагрузку надо подбирать в каждом индивидуальном случае. Кроме самих родителей это никто не сделает лучше.

Много хороших отзывов оставляют те, кто закончил курсы английского языка. Эти старшеклассники поступают в престижные столичные вузы, готовятся работать за границей. Они становятся звездочками там, где учатся, сохраняют активный подход к жизни. Конечно, это не только наша заслуга, просто дети такие. А мы гордимся тем, что можем быть для таких детей полезными.

- Как вы считаете, отличаются ли нынешние дошкольники от детей, которых вы принимали в первые годы?

- Отличаются взрослые. Когда мы начинали, к нам приходили родители-энтузиасты, они действительно заботились о развитии своих детей. Сейчас у нас обучается очень много детей, мы стали достаточно известны в городе, поток увеличился в десятки и сотни раз: только на курсы подготовки к школе ходят около 200 детей. Но появились взрослые, которые просто водят детей. Привели, и оставили - "обучайте". С такими детьми и родителями сложнее. Нам нужны родители-единомышленники, включенные в процесс развития ребенка. Поэтому-то все наши занятия открыты для посещения. Родителям стоит по-новому увидеть своего ребенка, не таким как в школе или где-то в семейной обстановке.

Сами дети - не думаю, что сильно изменились за время нашего существования. Может, потому что мы видим их такими. Мы не стараемся видеть их плюсы или минусы. Наш принцип - принять всех, дать возможность ребенку развиваться с того уровня, на котором он находится, и с той скоростью, на которую он способен.

Вот за последние 20-30 лет кажется, что дети изменились. Это, конечно, лишь мнение, которое трудно проверить. Но возможностей действительно стало больше, увеличилось количество приходящей информации, мир усложнился. Ребенок с детства попадает в такое информационно нагруженное окружение. Ему приходится иметь дело с большим информационным потоком и интеллектуально развиваться. Мой ребенок, например, в 9 лет цитировал мне психологов, как нужно воспитывать детей, устанавливать отношения между мужем и женой. Даже сейчас в 10 лет он реализует это в отношениях с мамой - как ухаживать, какие слова говорить и так далее. Он просто узнал это и сам этому научился. Я считаю, что взрослым сейчас нужно перестроиться, понять, что не мы должны учить детей, а учиться вместе с ними у жизни. И на этом пути взрослый делится опытом с ребенком, а ребенок - со взрослым. Кстати, взрослому стоит поучиться у ребенка простоте. Взрослые перестали чувствовать жизнь, они мыслят определенными усложненными категориями - деньги, имущество, статус. А ребенок, благодаря своей простоте, видит жизнь такой, какая она есть. Мне кажется, что самая главная моя задача в этой жизни, остаться в душе ребенком с детским отношением к жизни, к миру и людям - таким непосредственным, спонтанным, радостным.

- А сейчас вы чему учитесь?

- Как только человек, в недавнем прошлом еще ребенок, оканчивает школу, университет, начинает работать, он не может перестать развиваться, иначе просто станет винтиком в большом механизме, роботом, встроенным в систему, который по заведенной программе дублирует ее до бесконечности. Я, например, учусь искусству жизни. Мне помогает в этом медитация и музыка. Я хочу до самого конца оставаться гармоничным человеком, который испытывает счастье от каждого мгновения своего бытия на Земле. Скажите, многие ли люди на земле могут почувствовать свою душу и быть счастливыми? Если нет - этому стоит поучиться.

- Спустимся с этих горних высот на землю... Вы говорите, что центр стал очень известен в Миассе. Много ли людей посещают "Индиго"?

- По нашей статистике, ежегодно занятия посещают 300-350 человек. В основном, конечно, работает "сарафанное радио": наши ученики приводят своих знакомых. Видимо, потому, что наш центр, его работники настроены на людей и пытаются создать для каждого хорошие условия. Поэтому те, кто у нас учились, хотят идти к нам. Мы существуем уже шесть лет и достигли хороших результатов. И очень хочется идти дальше. Есть очень много идей, например, семейное образование, открытие детского сада, школы.

- Что вы вкладываете в понятие "Индиго", которое легло в основу названия вашего центра?

- Средства массовой информации в России полностью извратили саму идею "детей индиго", превратив их в монстров, бесчувственных, отстраненных от мира людей, обладающих только паранормальными способностями. На самом деле этот термин применяется по отношению к детям, которые имеют более богатый внутренний мир, они чувствуют, осознают себя, а поэтому сознательны к тому миру, который вокруг них. В отечественной психологии их называют просто: одаренные дети. Термин "индиго" пришел из Америки. Нам это слово понравилось, и сам цвет нравится. Мы чувствуем, что все дети одарены - одарены способностью быть человеком. Им просто нужно дать возможность проявить себя. Пусть они не будут гениями в музыке или математике, главное, чтобы они были полноценными для себя, нашли свой путь в жизни, реализовались. Для этого должно быть правильное образовательное пространство, чем мы и занимаемся.

- Что значит "семейное образование", о котором вы упомянули?

- Опыты организации семейного образования уже есть в крупных городах, например, в Москве. Но в нашей стране это пока еще только правовая норма, оно не стало реальностью. Активно продвигается только традиционная общеобразовательная школа, как единственно правильная. В каждой форме есть свои плюсы и минусы. Но в семейном образовании многие минусы - не минусы вовсе, они становятся новыми возможностями. К примеру, в семейном образовании сами родители становятся ответственными за развитие своего ребенка. Они сами составляют учебный план, определяют методы и формы обучения, нагрузку и так далее. А значит, они могут непосредственно прожить вместе со своим ребенком важный этап его жизненного пути. Не сдать его в детский сад, школу, техникум, университет, посвятив себя карьерному росту и зарабатыванию денег. А быть участниками жизни ребенка.

Конечно, я понимаю, что семейное образование подходит не многим родителям и детям. К вопросу нужно подходить гибко. Но в любом случае, те, кто выбирает эту форму образования, не хотят ограничиваться дежурным вопросом вечером "как дела в школе?".

- А как в таком случае пройдет социальная адаптация ребенка?

- Этот вопрос мне всегда задают. Почему-то все считают, если ребенок не ходит в школу, значит, он больше никак не развивается. Наоборот, у ребенка появляется очень много свободного времени, он может посещать школу искусств, спортивные секции, общаться с детьми во дворе. Мой ребенок учится дома, его образованием занимаемся мы с женой. Он до сих пор не ходит в школу (по возрасту он сейчас должен быть в 4-м классе), но и не страдает от этого, у него куча друзей. Он выходит на улицу и заводит знакомства. Мы каждый раз с женой узнаем, какой новый друг у него появился. Родителям не надо бояться - надо верить ребенку. И необязательно он должен быть очень общительным, главное - чтобы ему было достаточно друзей. Ведь и один друг - это уже богатство. А когда много детей собирают в одних стенах - это уже не социальная адаптация ребенка, это его адаптация к толпе.

- Как долго вы планируете заниматься его образованием только в семье?

- Я не строю планов. Пока процесс нас удовлетворяет. Как только почувствую, что мы не справляемся, то в первую очередь прибегну к помощи репетиторов. В самом крайнем случае поведу его в школу. Но я и этого не боюсь. У меня достаточно гибкий подход к вопросу. Уверен, что даже в школе мой сын себя не потеряет.

- Помимо детей, у вас занимаются и взрослые, например, на курсах английского языка. А легко ли дается их обучение?

- Да, взрослых тяжелее обучать, они, как правило, хуже детей, потому что разучились учиться. Слава Богу, у нас достаточно много взрослых, которым мы поражаемся.

Вообще язык невозможно выучить - открою такой секрет. Язык - это жизнь, процесс, его можно учить целую жизнь. Взрослые, которые к нам приходят, это понимают. Язык для них - это новые горизонты. Мы гордимся ими, они ходят к нам уже по три-четыре года, совершили за эти годы прогресс. Потому что у них есть цель: многие ездят за границу, и не только по работе или чтобы отдохнуть. Кстати, я сам много езжу по миру, и считаю, что настоящий отдых тот, когда приехав в страну, ты можешь общаться. Без знания языка можно будет только сидеть в отеле и лежать на пляже. Ну, в крайнем случае, на пару плановых экскурсий вместе с гидом съездить да по магазинам прошвырнуться. Скучно! Знание языка открывает страну совершенно с новых сторон. Я был во многих странах - в Монголии, Индии, Среднюю Азию всю проехал, в Америке, в половине стран Европы. Когда ты приезжаешь и узнаешь страну, ты сам расширяешься за счет нового опыта. Наши взрослые студенты как раз поняли это, поэтому учат язык. Есть и те, у кого дети давно живут за рубежом, и они к ним ездят. Как же они с внуками будут общаться, не жестами же?

Наша методика изучения языка многоуровневая. Можно начинать с нуля и продолжать до бесконечности. Свой уровень ограничивает сам человек. Если ему достаточно, то он говорит "спасибо", и мы, все довольные, прощаемся. Если хочет большего - остается.

- У вас недавно открылся бэби-клуб, куда приходят мамы с двух-, трехлетними малышами. Как проходят занятия?

- Опыты работы с таким возрастом у нас были два года назад, сейчас с сентября набрали группы. Захотели расшириться, охватить более широкий возрастной спектр. У детей 2-4 лет своя специфика, с ними нельзя заниматься, как с 5-6-летними, их нельзя просто привести, сдать педагогу, и он будет чему-то учиться. Основная идея этого клуба - чтобы ребенок воспринимал новую информацию через близкого, родного человека (маму, папу, бабушку, сестру и т. д.). То, что делает родной взрослый, то же пытается повторить ребенок. Деятельность разнообразная - двигательная активность, координация движений, речевое и эмоциональное развитие, умение быть в коллективе, наблюдать за другими, чувствовать себя в команде. Развиваем все познавательные процессы через музыку, танец, театрализованное кукольное представление, рукотворчество, где дети работают с природными, подручными материалами. И здесь очень многое зависит от родителей, они должны понять, что это совместная жизнь с ребенком.

- А какую школу вы мечтаете создать?

- Самая главная идея, чтобы школа не закладывала в детях знание, рассчитанное на их память, и не контролировала, как они усвоили и запомнили - это все прошлый век. Не знания важны сейчас, а способности - работа с информацией. Школа должна видеть в ребенке человека, который двигается своим собственным, индивидуальным путем познания мира, жизни. Это должны осознать не только учителя, директора, но и управление образования, министерство образования, должен измениться подход к образованию во всем обществе. Как только поймут, что школа - это такое большое пространство, в котором каждый ребенок может найти свой образовательный маршрут, двигаясь к цели, тогда школа кардинально изменится.

- Почему же при всех тех минусах, которые вы отмечаете в отечественной системе образования, у наших детей за рубежом признают большую талантливость, интеллектуальность? Неслучайно существует такое понятие, как "отток мозгов".

- Это миф, придуманный СМИ. На самом деле, отток - это естественный процесс. В 90-е годы 20-го века отток был из нашей страны, а в 19 веке - в нашу страну. Процент одаренных детей и умственно отсталых в других странах также примерно одинаковый. Есть объективный фактор, объясняющий высокое интеллектуальное развитие русских. И это - сама русская культура, русский язык. Есть такие исследования: если американский школьник просто научится читать по-русски, то психологи отмечают развитие его интеллекта. Наш язык очень образный, многогранный, с тонкими оттенками смысла. Просто погружаясь в этот язык, уже развиваешь свой мыслительный аппарат.

Но, как жизнь показывает, не коэффициент интеллекта помогает жить. Те же американцы - прекрасные доброжелательные люди, готовые помочь, привыкшие работать, любящие свою страну и живущие в более развитом, чем в России, обществе. Конечно, я понимаю, что звучит для многих не патриотично. Но Америку ругает только тот, кто там не был. А патриотизм заключается не в том, чтобы ругать чужое, а в том, чтобы заботиться о своем. Давайте вместе заботиться о России, чтобы она стала действительно достойным местом для жизни людей. Кстати, и у Америки можно чему-то хорошему поучиться. Америка - вообще та экспериментальная площадка человечества, где реализовано много интересного.

Мы, кстати, недавно вернулись из Америки, были в Вашингтоне, Нью-Йорке и Бостоне в их школах - обычных общеобразовательных и в частной. Конечно, школы у них тоже бывают разные, как и в России. Но там, где мы были, увидели, что детей там уважают. Уважение к правам и свободам человека - это вообще принцип американского общества. С ребенком разговаривают как с человеком, который имеет право выбора. Детей воспитывают как личностей в первую очередь, а потом уже закладывают знания. Дети умеют выражать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них. Дети учатся взаимодействовать, решать задачи в команде, конечно, применяя те знания, которые у них есть. Интересно, как организованно у них пространство класса, он поделен на зоны, посвященные разным направлениям: изучению языка, математики, естественных предметов, везде расставлены шкафчики с необходимым материалом, доступным для детей. Нет привычных нам парт, есть стол большой и несколько столов поменьше. Класс делится на группы, которые рассаживаются по кругу и решают общую задачу. Могут и на большом ковре все вместе расположиться и поиграть.

Когда заходишь в американскую школу, видно, что ребенок там живет. Там развита система проектов, которые создают дети, классы, сами учителя. Все стены в школе - это целая история о жизни школы. Дети приводят своих родителей на День открытых дверей и проводят экскурсии, показывают, чем занимаются, что они сами сделали. Ребенок может гордиться своей школой, это его дом. Пусть наши учителя сами зададут себе такой вопрос: является ли их школа домом для детей? И в чем это проявляется? Если - да, то это здорово, хорошие учителя, хорошая школа.

- Центр "Индиго" участвовал в создании Центра семьи и детства. Насколько было актуальным его появление в Миассе и довольны ли вы его работой?

- Центр был создан при некоммерческом партнерстве "Семья XXI века", которое существует с 2001 года. Неожиданно было, что администрация безвозмездно выделила помещение для создания центра семьи людям-энтузиастам, которые создали это объединение. Это Старостина Алевтина Борисовна, Соломатов Александр Александрович. Помещение было в ужасном состоянии, не было полов, стены рушились.

Я случайно познакомился с Алевтиной Борисовной, оказалось, что и они уже слышали про "Индиго". Началось сотрудничество: мне было это интересно приложить свои силы еще куда-то. Прибыль "Индиго" мы вкладывали в развитие центра, и за эти уже 2,5 года мы его полностью отремонтировали, создали приемлемые условия для работы и учебы. Здесь создано такое пространство, куда могут приходить творческие люди со стороны и реализовывать свои идеи. Сейчас центр наполнен разнообразной деятельностью. Наши старожилы - это центр помощи беременным и женщинам с новорожденными "Надежда", где помогают женщинам с небольшим достатком. Им помогают понять, что они имеют право и надежду на достойную жизнь, в том числе и их ребенок, который еще в утробе. Работа центра направлена на то, чтобы эти женщины не сделали аборт, а выносили ребенка, родили и вырастили его. Будущей матери помогут советом, информацией, детскими вещами и даже мебелью, а главное - душевно поддержат в жизни. Другое направление - оздоровительное. Работает реабилитационный центр "Тамерлан", здесь проводится компьютерная диагностика здоровья, а также существует бесплатная школа здоровья для всех желающих, где проходят беседы о болезнях и путях их преодоления.

Есть несколько групп здоровья для пожилых женщин, они тоже бесплатны. Работают группы личностного развития, например, группа "Жрицы любви" - для представительниц прекрасного пола, которые хотят раскрыть себя как женщину. Есть и другие группы личностного роста.

Второй год бесплатно работает художественная студия и хор. Хор - для дошкольников и младших школьников. А в художественной студии сейчас настоящий бум, огромная популярность студии у детей, но что более удивительно - еще большая у взрослых. Сегодня занятия старшей группы посещают 23-25 человек, занимают почти весь наш большой зал и с интересом рисуют. Занятия проводят педагоги из колледжа искусств, подход у них очень интересный, нестандартный. И многие хвалят студию, удивляясь, как же она может быть бесплатной.

- Многие услуги, которые оказывает центр, - бесплатны. Вам кто-нибудь помогает в финансировании?

- Мы сами зарабатываем, своими образовательными курсами и по возможности вкладываем средства в свое развитие. Финансово нам никто не помогает, помогают в административных вопросах, материалами. Очень благодарны депутату Сергею Понамареву, директору "УралАЗ-Энерго". И вообще, в том, что центр до сих пор существует, есть его большой вклад.

- Где расположены образовательный центр и Центр семьи и детства?

- Центр семьи и детства находится по улице 8 Марта, 153 (остановка "Рассвет"), телефон 55-91-03. Образовательный центр "Индиго" - по улице Попова, 9 (детский сад № 79, в машгородке). Приходите, мы вам будем рады.


Вопросы к гостям редакции:

- Успех дарит фортуна или его нужно упорно добиваться?

- А что такое фортуна? Я считаю, что фортуны нет, как чего-то объективного, не зависящего от человека. Считаю, что сам человек полностью строит свою жизнь. Прежде всего своим сердцем. Поэтому-то к хорошему человеку приходит много хорошего: он видит только хорошее, замечает только это, и для него все люди - друзья, все трудности - возможности, а изгибы на жизненном пути - опыты, которые развивают. Другое дело - человек с негативным мышлением. Он видит в жизни негатив, концентрируется на нем, а значит, у него нет вдохновения, чтобы что-то делать, он не видит возможностей. Поэтому я на 100% уверен, что человек создает свою жизнь сам. Успеха не нужно упорно добиваться, его порождают сердцем.

- Был ли в вашей жизни человек, которого вы могли бы назвать Учителем?

- Да. Среди школьных учителей я бы отметил Александру Александровну Григориади, учителя математики в 18-й школе и нашего классного руководителя, Галину Викторовну Губко - сейчас она заместитель директора Ильменского заповедника, известная личность в городе. Мы с ее сыном вместе учились, с нею я в старших классах очень много общался - на философские, религиозные темы. Тогда стали зарождаться во мне поиски смысла жизни и знания. Она мне помогла. Очень благодарен Василию Анатольевичу Рябухину, который был в моем юношеском возрасте учителем географии в 18-й школе. Благодарен за то, что он открыл мне целый мир туризма, и в 10-м классе передо мной открылся новый мир, у меня появились первые настоящие друзья. И еще вот уже девять лет как я знаком со Шри Чинмоем (индийский духовный лидер, а еще поэт, музыкант, спортсмен, художник, выдающийся общественный деятель, инициатор многих гуманитарных программ по всему миру). Это была выдающаяся душа мирового масштаба. Я стараюсь соответствовать его идеям, учиться у него. Жаль, что я захватил очень маленький кусочек его жизни. Он покинул этот мир в 2007 году.

- О чем бы вы попросили Золотую рыбку?

- Ни о чем. У меня нет желаний, и, наверное, я ее просто отпущу. Все, что нужно мне, - у меня есть. Все, что будет нужно, - придет. Я стараюсь быть счастливым от того, что имею.

- Представьте, пожалуйста, вашу семью.

- Моя жена Ольга Леонидовна Тиунова - самый близкий мой человек, которому я доверяю на 100%. Работает в "Индиго". Она очень много мне дала даже самим фактом своего существования рядом. Думаю, ее хорошо знают в городе, она настоящий педагог и человек. Мой сын Кирилл, 10 лет - ребенок школьного возраста и семейного обучения (улыбается). Он любит учиться по жизни, у него нестандартное мышление, имеет свою позицию, свое мнение. Надеюсь, что он уже в ближайшие годы найдет свой путь и реализует себя. У него есть на это силы.

- Что вы умеете делать руками?

- Пока строился "Индиго" и центр семьи и детства, я стал всем. Я хороший уборщик, дизайнер, строитель, переделал все работы - монтаж пола, штукатурка, покраска, плотницкие работы и так далее. Мне вообще нравится работать руками. И большая моя мечта - самому построить свой дом, такой, каким я его вижу. Когда-нибудь это осуществится.

- Домашних питомцев держите?

- Была собака, которую, к сожалению, украли. Сейчас никого нет. Наши будущие домашние животные ждут, когда у нас будет дом (улыбается).

- Есть ли у вас любимая книга и какая?

- У меня много любимых книг, много любимых авторов. Но очень я рекомендую всем - и детям, и взрослым - читать Владислава Крапивина. И реалистичные произведения, где показана вся правда жизни и то, как проявляется сила человека, как правило, ребенка. Как много у него есть сил, мудрости, чтобы не потеряться в этой серости. И еще рекомендую фантастические повести, в которых появляется философская идея мироустройства. У меня сын очень любит эти книги. Мы купили собрание сочинений в 10-ти томах, и он читает их все подряд.

- Откуда вы узнаете новости и согласны ли с утверждением, что информация дорогого стоит?

- Новости узнаю из Интернета. Для меня информация - инструмент, средство. Сама по себе она не имеет ценности, ценность имеет только человек, который берет эту информацию. Знания появляются тогда, когда он включает их в свою внутреннюю систему, подключает свою душу, сердце. В Интернете нахожу много интересного. Телевизора дома нет - не смотрю, газеты тоже не выписываю, не читаю. Потому что там мало позитива и мало выбора. В Интернете же масса информации и всегда есть выбор. Меня интересуют многие темы. В последние годы - политика: мне интересна Россия, ее положение в мире. Сейчас очень важный период для нее, важно, куда она шагнет. Поэтому мне интересно, как видят Россию в разных странах в связи с последними событиями. По своему опыту, я считаю, что русских уважают во всем мире. И людям не нужно верить тому, что говорится официально, - это все расчет политиков по ту и по эту сторону в любой дипломатии. Надо напрямую видеть и слушать людей в Америке, Европе, Азии, где русских в основном любят.


Вопросы от читателей:

Инна

- Артур Фаритович! Сейчас во многих развитых странах для обучения детей применяется методика Монтессори. На Западе некоторые считают эту методику более щадящей и более оптимальной для развития ребенка. Известно ли Вам об этой методике, как Вы к ней относитесь и собираетесь ли Вы применять ее у себя в центре для обучения детей? Спасибо.

- В последнее время мы очень ею интересуемся, хотя знали о ней всегда и какие-то элементы применяли. Методику можно использовать в том случае, если ребенок развивается в формате детского сада и школы, чего у нас пока нет. Когда появится такая возможность, мы, скорее всего, интенсивнее станем применять идеи Монтессори. На Западе (а методика родом из Европы, Италии), в Европе и Америке, она широко распространена. Она позволяет ребенку не обучаться, а учиться. Основной лозунг методики в устах ребенка: "помоги мне сделать это самому".

Андрей Владимирович

- Старшее поколение, опираясь на собственный опыт (прежде всего основанный на советской системе образования), заявляет, что у ребёнка до 7 лет "должно быть детство", то есть не нужно нагружать ребёнка выполнением задач, решением примеров, запоминанию большого объёма информации и прочими занятиями в этом возрасте, пусть даже это и представлено в игровой форме. Очевидно, хотя я могу это уверенно утверждать, что советская система образования не была лишена научного подхода в собственных методиках и результаты, на мой взгляд, вполне очевидны. Хотел бы узнать Ваше мнение о необходимости, целесообразности и безопасности дошкольного образования как такового. Могли бы Вы рассказать по каким, по Вашему мнению, причинам в советской системе образования по большому счёту отсутствовало то, чем Вы сейчас занимаетесь. Действительно ли утверждение, что необходимость дошкольного образования связана в основном с так называемыми "вступительными экзаменами в школе". От себя: Я считаю, что у ребёнка должно быть Детство. У меня оно было.

- Я, честно скажу, не отношусь к сторонникам советской системы образования. Мне кажется, сейчас общество уже изменилось или мне так хочется, чтобы оно быстрее менялось. Но тормозит его образование и те взрослые, которые в нем работают. Мне бы очень хотелось, чтобы мы уже ушли от этих огромных школ, где обрабатывается огромный поток детей.

Детство должно быть. Если ребенка заставляют учиться, родители нагружают его в угоду своих амбиций - это плохо. А если ребенок делает это с желанием, то нет границ его интереса, способностей, он может делать очень многое.

Почему в советской системе образования отсутствовало то, чем мы сейчас занимаемся… Наша система, которая появилась где-то в 90-е годы - это альтернатива государственному образованию. В советском же обществе это не было возможным, существовала только одна государственная система, и альтернативы быть не могло. При этом детские сады очень хорошо работали на развитие ребенка, в 80-х годах нас учили и читать и считать, чем мы сейчас и занимаемся в "Индиго". Но современные детские сады как-то больше перешли к простому надзору за ребенком, они уже не так учат. Я думаю, что в 90-е годы мы сильно откатились назад, но постепенно мы возвращаемся к тому, что было раньше, но, надеюсь, на новом уровне, более прогрессивным от советской системы. Я уважаю отечественную педагогику, психологию, но практика отечественного образования мне не совсем понятна. Может многое изменится, когда поменяется поколение учителей.

Сергей Александрович

- Вы действительно считаете, что есть "альтернативы дошкольного и школьного образования"?

- Подразумевается, что они возможны. Но они появятся реально тогда, когда сами родители поверят в это. Сейчас альтернативы такой нет, есть школа, детский сад. Это заложено даже на уровне бессознательных стереотипов: ребенок должен обязательно пойти в детсад и школу. Альтернативной системы пока нет в сознании. Наша система образования до сих пор осталась командно-административной. Очень многое зависит от административных органов, управления образования города, области, страны. Должен измениться подход, тогда появится альтернатива, а пока все сверху спускается.

Ольга

- Слышу везде о плюсах семейного образования. И мало кто говорит о его минусах. Расскажите о них. И вообще, мало кто знает про эту форму образования.

- Я уже сказал о плюсах. И о минусах, которые и не минусы вовсе, они являются возможностями. Семейное образование подразумевает больше ответственности у родителей. И для некоторых это минусы, они лучше отведут ребенка к знающему человеку в школе, который его чему-то научит. Но огромный плюс семейного образования, что взрослый может проводить с ребенком больше времени, помогая ему.

Светлана

- Судя по Вашей биографии, у Вас есть опыт работы в общеобразовательной школе. Скажите, есть ли у Вас идеи, которые можно было бы воплотить уже сейчас, чтобы улучшить качество образования в школе? Возможно, что-то Вы уже воплотили за время своей работы? Какова, с Вашей точки зрения, идеальная система образования в школе, то есть эта самая "альтернатива дошкольного и школьного образования"? Как я понимаю, она должна быть более интересной и эффективной.

- Мне кажется, что надо поддержать педагогов. В первую очередь нужна система подготовки педагогов, и о ней говорят уже давно. Человек, который готовится стать учителем, должен не знания набирать, а вырабатывать свой личный подход к ребенку, человеку, его развитию. Должны быть курсы развития педагогического сознания. Потом уже на эту мировоззренческую базу должны накладываться знания. Тогда молодой учитель придет в школу и будет более внимателен к человеку. Должна быть система, при которой учитель и в самой школе может развиваться, менять направления и формы своей деятельности. Но в нашей школе есть "специалисты", которые со времен окончания вуза и до пенсионного возраста занимаются одним и тем же. Это же скучно и ничего не дает, кроме деградации личности. А еще хорошо было бы, если б изменился подход к управлению системой образования. Пока это идет по схеме административного контроля, которая предполагает, что наверху знают лучше. Реальная же задача любого управления - создать условия, при которых работникам будет комфортно развиваться, исполняя свою работу. Я как директор принял для себя такой принцип: для меня главный человек в центре - это педагог. Моя работа многогранна и сложна, но функция весьма проста - создать условия для того, чтобы педагог творчески работал, самореализовывался, чтобы ему было интересно, а значит, и дети у такого учителя будут способны развиваться и хорошо учиться. Нужно создать хорошие возможности, чтобы учителя работали с душой.

Александр

- Мой ребенок - ученик пятого класса, обожает сетевые компьютерные игры. В школу ходит неохотно, ему там скучно. Поскольку, во всех книгах пишут, что игры - это плохо, я стараюсь ограничивать его время игры на компьютере. Однако, приглядевшись повнимательнее, заметил, что в компьютерных играх мой сын проявляет себя гораздо активнее, чем в социуме. Там он быстро учится. У него проявляются качества лидера, смекалка. Он быстро организовал бизнес, сколотил свою "компанию". А в жизни ему не интересно. Он ограничен возрастом, установленными правилами. Как дать ему возможность проявить себя? Как вернуть интерес к реальному миру?

- Компьютер - лучше, чем телевизор. В телевизоре нет ничего развивающего - сел, кнопку нажал, и все остальное делает он сам, поэтому ребенок в основном тупеет. За компьютером ребенок управляет своей активностью. Но, действительно, компьютер замыкает ребенка на себе и на этой чисто рациональной системе. Он, конечно, развивается интеллектуально, но это не гарантия, что он потом сможет ярко проявить себя в жизни. Нельзя позволять школьнику, чтобы он сидел за компьютерными играми все свободное время. Лучше пусть что-то руками поделает: он гораздо лучше научится организовывать себя, управлять своей деятельностью, ставить цель и добиваться ее. Очень хорошо, если он будет делать это в компании сверстников. Тогда качества лидера и другие качества гораздо лучше проявятся. Игра очень просто устроена: что-то делаешь - и выигрываешь. Все игры - это ограниченный набор правил, которые ребенок быстро осваивает, но жизнь-то намного сложнее, и в ней нет правил, каждый момент может все измениться, потому что это поток вероятностей, часто иррациональных факторов, которые невозможно просчитать. А вернуть интерес к реальному миру… Мне кажется, если у взрослого, который находится рядом с ребенком, есть этот интерес, если он сам по утрам бегает, по выходным в футбол играет или они вместе проводят время, ходят на концерты, спектакли, в походы - тогда и ребенка можно увлечь. Если взрослый любит читать интересную литературу, а не журнальчики с яркими картинками или кучей продуктов, которые нужно купить, тогда и ребенок будет читать интересные книги, а в компьютер заходить только по мере необходимости.

Лилия Нагаева
[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
"Давайте учиться у детей" "Давайте учиться у детей" "Давайте учиться у детей" "Давайте учиться у детей" "Давайте учиться у детей"


 в рубрике: Интервью 

Вернуть вкус жизни

Школа для особенных спортсменов в Миассе отмечает юбилей

Нет договора на обслуживание газового оборудования? - Можно остаться без газа

"Будущий сквер станет важной точкой притяжения"
Про благоустройство, транспорт, горячую воду, дизайн-код...
Глава Миасса Егор Ковальчук ответил на вопросы представителей СМИ и жителей города
"Не смотри на жизнь через щелочку!"
Легендарному миасскому педагогу Геннадию Лузину исполнилось 85 лет
"Беда современного школьника - огромное количество информации вокруг него"
Преподаватель миасского лицея - о грамотности и начитанности современного поколения и тенденциях образования
"Быть юристом - это жить проблемой своего клиента"
Интервью с управляющим партнёром юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергеем Гаврюшкиным в канун Дня юриста
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
Заведующая фольклорным отделением ДШИ № 2 Любовь Улякина - о любви к народному творчеству и насыщенной жизни юных фольклористов
Не только вкусно, но и с сертификатом!
Миасский сыр "Легенды вкуса" получил сертификат качества в Москве


 последние новости 

Защитите себя и свои данные от мошенников

Где в Миассе отключат воду и свет?

В библиотеке Миасса прошёл концерт семейного дуэта Буравлёвых

Пенсионные надбавки получат пожилые люди и инвалиды Миасса
Житель Миасса, купивший в интернете наркотики, получил год колонии
Ранее мужчина уже был судим за незаконные приобретение и хранение наркотических средств
Пианисты Миасса стали победителями престижного конкурса
В числе лауреатов межрегионального конкурса пианистов преподаватели фортепиано МГКИиК и воспитанники ДШИ № 3
Ушуисты Миасса успешно сдали ГТО
Юные спортсмены проявили самоотверженность и подготовленность, за что были вознаграждены
Мошенники выдают себя за руководителей компании
Как распознать обман и защитить компанию от финансовых потерь, информирует полиция Миасса
Вопрос ремонта ГРС Сыростан требует срочного решения
Перечень необходимого для бесперебойной подачи газа определён. Сейчас стоит задача поиска источников финансирования
"Эти дети вместе с педагогами и наставниками прославляют Миасс"
Юные дарования, отличившиеся в сфере культуры, награждены премией главы "Миасские звёздочки"

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: 2Vfnxy12HQc

Как разместить здесь рекламу

Вопрос ремонта ГРС Сыростан требует срочного решения
Перечень необходимого для бесперебойной подачи газа определён. Сейчас стоит задача поиска источников финансирования

Огнеборцы Миасса получили медали "За спасение на пожаре"
Заместитель Министра МЧС России вручил награды сотрудникам Миасского пожарно-спасательного гарнизона

Почему привычные препараты теряют свою эффективность?
О том, как правильно принимать антибиотики и избежать негативных последствий рассказала, клинический фармаколог ГБ № 2 Миасса

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: 2Vfnxy29oJY






Заказать смартфоны Samsung Galaxy A03S быстро и удобно можно на https://gooods.me/eUPncM с применением и начислением бонусов "СберСпасибо"!

главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.