сделать стартовой | обновить | Сегодня в Миассе, День специалиста органов воспитательной работы ВС России, среда, 11.09.2024 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сайте 689 читателей |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Давайте учиться у детей" В гостях у редакции "NewsMiass.ru" побывал директор образовательного центра "Индиго" Артур Сиразетдинов Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=19537
Седьмой год в Миассе работает образовательный центр "Индиго". Здесь организованы курсы английского языка для всех возрастов, ведется подготовка ребят к школе с четырех лет, начал свою работу и бэйби-клуб для детей помладше - с двух лет. Набирает обороты семейное образование, и в перспективе возможно появление школы. При активном участии "Индиго" работает Центр семьи и детства, где для детей бесплатно проводятся занятия в детском хоре, художественной студии. Центр оказывает помощь беременным и семьям с новорожденными, особенно женщинам из малоимущих семей. Бесплатно действуют оздоровительные группы и группы психологического (личностного) роста для людей разных возрастов. О том, какие результаты дают методики образовательного центра, в чем преимущества и слабые стороны различных форм обучения, в том числе семейного, что изменилось в деятельности центра за эти годы и каковы планы у "Индиго", рассказывает директор центра Артур Сиразетдинов, гость редакции "NewsMiass.ru". - Артур Фаритович, как появилась идея создания образовательного центра "Индиго"? Кто стоял у его истоков, на чей образовательный опыт вы опирались? - Когда я еще учился в старших классах школы, я уже определился, что хочу стать психологом. Я был склонен к гуманитарным дисциплинам, поэтому мне был интересен человек, его становление и развитие, цели человеческой жизни. И еще я чувствовал, что человек должен иметь больше возможностей для реализации своих способностей, чем тогда имел я. Хотя я учился в хорошей школе, у хороших учителей, которые вдохновляли меня, с ними мы даже после уроков оставались и дополнительно разговаривали на темы, о которых в учебниках не пишут. Эти беседы, возможно, научили меня мыслить. Во время учебы в университете на факультете психологии постепенно формировал свой взгляд на проблемы образования. Я читал много литературы, не связанной с университетским курсом, исписал стопку тетрадей и блокнотов, где старался отточить свои мысли. Курсу к третьему у меня появилась идея о создании школы. Уж если хочешь, чтобы все было правильно, сделай сам. Начал, конечно, с критики нашей традиционной системы, всех ее минусов, и для себя определил, в чем ее проблемы. Но постепенно отошел просто от критики. Понял, что создавая что-то новое, нельзя критиковать старое. Далеко так не уйдешь. Чтобы создать что-то, нужен позитив, огромная вера, в нашем случае - вера в развивающегося, познающего мир человека. После окончания университета поступил в аспирантуру на философское отделение, но уже через год понял, что теория мало что может изменить. Мне нужна была практика. И я пошел работать в школу учителем психологии, в колледже преподавал философию и логику. Много нового открыл для себя, просто работая торговым представителем оптовой компании, научился работать с деньгами, общаться, организовывать бизнес. А потом появился шанс открыть в Миассе образовательные курсы. И я с энтузиазмом принялся за это дело. В начале даже капитала не было, не было единомышленников, кроме моей жены. Мы с нею учились в одном университете, она - на факультете филологии. Так что центр "Индиго" возник из нашего голого энтузиазма. Сначала было лишь несколько групп, изучающих английский язык. Когда выросла посещаемость курсов, захотелось дальше продвинуться, ближе к реализации своей мечты о школе. Начали с курсов подготовки к школе. Постепенно набрался коллектив. Я вдохновлял своих педагогов и с каждым прорабатывал каждый урок, поскольку это было что-то новое для нашего города, многим незнакомое. И к тому же мы хотели сделать это действительно развивающим делом, а не голым бизнесом. Деньги не стояли на первом месте. - Вы указали на то, что для себя выявили минусы традиционной школы. В чем они заключаются? - Традиционная школа в России - место знакомое каждому, мы всем там выросли. Большие пустые коридоры, голые стены. В ней не видно, что здесь живут дети, они ее только посещают строго по расписанию. Типичный класс - это доска, учительский стол и ряды парт, за которые детей усаживают с 6-7 лет. А ведь ребенок, зажатый между стулом и партой, приспосабливаясь к этим условиям, коверкает свое физическое и психологическое здоровье. Академик Базарный у нас очень много об этом говорит, приводит статистику, что ко второму классу 80% детей уже имеют какие-либо заболевания, вызванные школьным стрессом. И ещё один большой минус - российская школа, следуя во многом советским педагогическим традициям, мало работает на развитие личности ребенка, все рассчитано на среднестатистического ученика, который должен усваивать образовательный стандарт. А вообще, я бы всё-таки сказал, что в какой бы мы ни работали системе, главное - это личность учителя. Все минусы можно компенсировать, кроме бездарного педагога. Одаренный учитель, который относится к своей работе как к искусству, способен пробудить в детях настоящие человеческие качества. Жаль, что наша система не всегда повернута лицом к таким учителям. - Что принципиально нового в дошкольном образовании, в методике подготовки к школе было создано в "Индиго"? - В нашем центре мы пошли от природы человека, природы его развития, и в соответствии с этими принципами строим образовательный процесс. Мы старались почувствовать сердцем, душой, что и как правильно сделать. При этом не стремились отделиться от существующего опыта, уверен, что и в других городах по всей России есть то же самое, что делаем мы. Для меня главное было в том, чтобы наши занятия строились действительно от природы человека. Для этого я буквально забыл обо всем, чтобы с чистого листа начать строить свой центр, чтобы глаза были постоянно открытыми и направленными на ребенка. Только так можно увидеть действительно ценное и реальное в жизни. И самое главное, что мы поняли, - в ребенке уже есть все основные источники познания. Всё, что нужно взрослому, - ловить этот внутренний поток стремления к познанию, который проявляется уже с первых дней и недель после рождения. Ребенок видит мир вокруг и стремится его познавать, и это естественно для него. Взрослый, вмешиваясь в этот поток, пытается регулировать его не исходя из природы познания ребенка, а в соответствии с некими стандартами, якобы научно обоснованными. Поэтому очень часто традиционное образование идет вразрез с естественным потоком познания ребенка. Именно поэтому ребенка там нужно мотивировать, развивать у него интерес, регулировать нагрузки, выстраивать план занятий. Обычные педагоги не понимают, что все это уже есть в ребенке, не нужно пытаться придумать для него что-то новое, чтобы потом убеждать его десять лет, что ему это пригодится в жизни. Кстати от такого "образования" дети испытывают повышенные нагрузки на организм и психику. Мы же не стараемся ребенка нагрузить знаниями - мы предоставляем детям большое и разнообразное образовательное пространство, где много интересных материалов, видов деятельности. И наша методика основана не на загрузке памяти большим объемом информации. Мы работаем с образами. Работая с ними, ребенок осваивает их, встраивает их в свою картину мира, идет познание мира, а значит, образование. Дети не сидят, они двигаются, передвигаются из одной зоны в другую, переключаются с одного вида деятельности на другой. Урок становится жизнью, где много всего интересного, и наши дети сами просят заниматься. Известен такой термин - "скорость мысли". У детей эта скорость очень большая, в единицу времени они могут охватить огромный информационный поток, который осваивается не ментально, а как будто самой душой ребенка. Что же делает наша система образования, куда входят семья, детский сад, школа и так далее? Они затормаживают эту скорость мысли и пытаются уложить ее в стандартные рамки. Поэтому нормальный взрослый мыслит четко, планомерно, рационально, а поэтому - очень медленно и с маленькой информационной насыщенностью. Вот почему дети учатся быстро и многому? Потому что умеют видеть мир целостно, охватывая много сторон сразу. Мы выбирали методики, которые соответствуют принципу природосообразности развития ребенка. Для обучения чтению - методики Николая Зайцева. Наши педагоги единственные в городе прошли обучение в Санкт-Петербурге у самого автора методики. Кубики Зайцева - это правильно построенный материал, который дает возможность ребенку самостоятельно и творчески работать. Правда, мы дополнили кубики и таблицу многими другими нашими находками, вообще педагоги "Индиго" любят применять собственные педагогические разработки, чтобы ребенку было интереснее. Для развития познавательных способностей - игры, задания по методике Никитина. Особое внимание уделяем подготовке руки к письму. Мы не учим писать, рука будет готова писать только после семи лет, поэтому мы развиваем пространственную координацию и моторику. Применяем специальные прописи с обводками. И ни в коем случае никакого копирования, когда ребенок мучается, выполняя по образцу. Ручной навык тренируется простой обводкой. Стараемся, чтобы ребенок больше работал с красками, с проволокой, пластилином, бумагой. Всем рекомендуем посетить наш специальный курс творческого рукоделия. Не только ребенку - взрослому будет интересно. Часто от родителей мы получаем своеобразный заказ - "подготовьте нашего ребенка к школе". Современные родители еще до конца не поняли, что такое развитие ребенка. У них главная цель - чтобы ребенок хорошо успевал в школе, получал "пятерки". Ради этого они часто и о здоровье ребенка забывают, о чем свидетельствуют социологические опросы по всей России. Может, это определенный родительский комплекс, когда родители считают, что их ребенок должен стать лучшим и нужно перестраховаться, подготовив его к будущим трудностям. Я считаю, что дети не должны быть лучше всех, гениями - они должны быть самими собой и быть счастливыми, это самое главное. В центре "Индиго", конечно, мы идем от заказа родителей, но всегда стараемся делать свои занятия не обучающими, как в школе, а развивающими. Это наш основной принцип, который применяется и на занятиях английского языка, в том числе и для взрослых. Стараемся не обучить языку, математике, логике - а развивать способности. Например, на занятиях английского языка дошкольники развивают способность слышать и различать звуки (фонематический слух), правильно произносить эти звуки. У нас есть много примеров, когда дети даже с логопедическими отклонениями в процессе наших развивающих занятий избавлялись от дефектов речи. Мы не ставим целью обучить 5-7 летнего ребенка английскому языку, но развив в этом периоде языковые способности, этот ребенок будет способен позже даже после длительного перерыва легко освоить язык, благодаря языковому чутью, сформированному в раннем детстве. - Поддерживаете ли вы отношения с вашими выпускниками, каким оказывается их дальнейший путь по дороге знаний? - Наши выпускники идут в такие школы, как лицей № 6, гимназия № 19 и школа № 26, куда их стараются вести, конечно, родители. Детей, которые посещали наши занятия, в первом классе учителя замечают, и стараются дать им больше знаний. В этом уже искусство учителя: дать им что-то такое, чтобы они не затормозились, а шли дальше. Практически все наши ребята сохраняют огромное желание познавать новое, им интересен мир. Это, по-моему, самое большое, чего не хватает многим детям в школе. Конечно, ответственность за образование детей ложится и на плечи родителей. Если они встали на путь развития ребенка, - они должны эту интенсивность поддерживать. Водить в музыкальную школу, спортивную секцию - сейчас много возможностей получать новые знания, всесторонне развиваться. Родители должны давать возможность ребенку приложить свои силы. Но, конечно, ни в коем случае не перегружать ребенка, все должно быть естественно, и нагрузку надо подбирать в каждом индивидуальном случае. Кроме самих родителей это никто не сделает лучше. Много хороших отзывов оставляют те, кто закончил курсы английского языка. Эти старшеклассники поступают в престижные столичные вузы, готовятся работать за границей. Они становятся звездочками там, где учатся, сохраняют активный подход к жизни. Конечно, это не только наша заслуга, просто дети такие. А мы гордимся тем, что можем быть для таких детей полезными. - Как вы считаете, отличаются ли нынешние дошкольники от детей, которых вы принимали в первые годы? - Отличаются взрослые. Когда мы начинали, к нам приходили родители-энтузиасты, они действительно заботились о развитии своих детей. Сейчас у нас обучается очень много детей, мы стали достаточно известны в городе, поток увеличился в десятки и сотни раз: только на курсы подготовки к школе ходят около 200 детей. Но появились взрослые, которые просто водят детей. Привели, и оставили - "обучайте". С такими детьми и родителями сложнее. Нам нужны родители-единомышленники, включенные в процесс развития ребенка. Поэтому-то все наши занятия открыты для посещения. Родителям стоит по-новому увидеть своего ребенка, не таким как в школе или где-то в семейной обстановке. Сами дети - не думаю, что сильно изменились за время нашего существования. Может, потому что мы видим их такими. Мы не стараемся видеть их плюсы или минусы. Наш принцип - принять всех, дать возможность ребенку развиваться с того уровня, на котором он находится, и с той скоростью, на которую он способен. Вот за последние 20-30 лет кажется, что дети изменились. Это, конечно, лишь мнение, которое трудно проверить. Но возможностей действительно стало больше, увеличилось количество приходящей информации, мир усложнился. Ребенок с детства попадает в такое информационно нагруженное окружение. Ему приходится иметь дело с большим информационным потоком и интеллектуально развиваться. Мой ребенок, например, в 9 лет цитировал мне психологов, как нужно воспитывать детей, устанавливать отношения между мужем и женой. Даже сейчас в 10 лет он реализует это в отношениях с мамой - как ухаживать, какие слова говорить и так далее. Он просто узнал это и сам этому научился. Я считаю, что взрослым сейчас нужно перестроиться, понять, что не мы должны учить детей, а учиться вместе с ними у жизни. И на этом пути взрослый делится опытом с ребенком, а ребенок - со взрослым. Кстати, взрослому стоит поучиться у ребенка простоте. Взрослые перестали чувствовать жизнь, они мыслят определенными усложненными категориями - деньги, имущество, статус. А ребенок, благодаря своей простоте, видит жизнь такой, какая она есть. Мне кажется, что самая главная моя задача в этой жизни, остаться в душе ребенком с детским отношением к жизни, к миру и людям - таким непосредственным, спонтанным, радостным. - А сейчас вы чему учитесь? - Как только человек, в недавнем прошлом еще ребенок, оканчивает школу, университет, начинает работать, он не может перестать развиваться, иначе просто станет винтиком в большом механизме, роботом, встроенным в систему, который по заведенной программе дублирует ее до бесконечности. Я, например, учусь искусству жизни. Мне помогает в этом медитация и музыка. Я хочу до самого конца оставаться гармоничным человеком, который испытывает счастье от каждого мгновения своего бытия на Земле. Скажите, многие ли люди на земле могут почувствовать свою душу и быть счастливыми? Если нет - этому стоит поучиться. - Спустимся с этих горних высот на землю... Вы говорите, что центр стал очень известен в Миассе. Много ли людей посещают "Индиго"? - По нашей статистике, ежегодно занятия посещают 300-350 человек. В основном, конечно, работает "сарафанное радио": наши ученики приводят своих знакомых. Видимо, потому, что наш центр, его работники настроены на людей и пытаются создать для каждого хорошие условия. Поэтому те, кто у нас учились, хотят идти к нам. Мы существуем уже шесть лет и достигли хороших результатов. И очень хочется идти дальше. Есть очень много идей, например, семейное образование, открытие детского сада, школы. - Что вы вкладываете в понятие "Индиго", которое легло в основу названия вашего центра? - Средства массовой информации в России полностью извратили саму идею "детей индиго", превратив их в монстров, бесчувственных, отстраненных от мира людей, обладающих только паранормальными способностями. На самом деле этот термин применяется по отношению к детям, которые имеют более богатый внутренний мир, они чувствуют, осознают себя, а поэтому сознательны к тому миру, который вокруг них. В отечественной психологии их называют просто: одаренные дети. Термин "индиго" пришел из Америки. Нам это слово понравилось, и сам цвет нравится. Мы чувствуем, что все дети одарены - одарены способностью быть человеком. Им просто нужно дать возможность проявить себя. Пусть они не будут гениями в музыке или математике, главное, чтобы они были полноценными для себя, нашли свой путь в жизни, реализовались. Для этого должно быть правильное образовательное пространство, чем мы и занимаемся. - Что значит "семейное образование", о котором вы упомянули? - Опыты организации семейного образования уже есть в крупных городах, например, в Москве. Но в нашей стране это пока еще только правовая норма, оно не стало реальностью. Активно продвигается только традиционная общеобразовательная школа, как единственно правильная. В каждой форме есть свои плюсы и минусы. Но в семейном образовании многие минусы - не минусы вовсе, они становятся новыми возможностями. К примеру, в семейном образовании сами родители становятся ответственными за развитие своего ребенка. Они сами составляют учебный план, определяют методы и формы обучения, нагрузку и так далее. А значит, они могут непосредственно прожить вместе со своим ребенком важный этап его жизненного пути. Не сдать его в детский сад, школу, техникум, университет, посвятив себя карьерному росту и зарабатыванию денег. А быть участниками жизни ребенка. Конечно, я понимаю, что семейное образование подходит не многим родителям и детям. К вопросу нужно подходить гибко. Но в любом случае, те, кто выбирает эту форму образования, не хотят ограничиваться дежурным вопросом вечером "как дела в школе?". - А как в таком случае пройдет социальная адаптация ребенка? - Этот вопрос мне всегда задают. Почему-то все считают, если ребенок не ходит в школу, значит, он больше никак не развивается. Наоборот, у ребенка появляется очень много свободного времени, он может посещать школу искусств, спортивные секции, общаться с детьми во дворе. Мой ребенок учится дома, его образованием занимаемся мы с женой. Он до сих пор не ходит в школу (по возрасту он сейчас должен быть в 4-м классе), но и не страдает от этого, у него куча друзей. Он выходит на улицу и заводит знакомства. Мы каждый раз с женой узнаем, какой новый друг у него появился. Родителям не надо бояться - надо верить ребенку. И необязательно он должен быть очень общительным, главное - чтобы ему было достаточно друзей. Ведь и один друг - это уже богатство. А когда много детей собирают в одних стенах - это уже не социальная адаптация ребенка, это его адаптация к толпе. - Как долго вы планируете заниматься его образованием только в семье? - Я не строю планов. Пока процесс нас удовлетворяет. Как только почувствую, что мы не справляемся, то в первую очередь прибегну к помощи репетиторов. В самом крайнем случае поведу его в школу. Но я и этого не боюсь. У меня достаточно гибкий подход к вопросу. Уверен, что даже в школе мой сын себя не потеряет. - Помимо детей, у вас занимаются и взрослые, например, на курсах английского языка. А легко ли дается их обучение? - Да, взрослых тяжелее обучать, они, как правило, хуже детей, потому что разучились учиться. Слава Богу, у нас достаточно много взрослых, которым мы поражаемся. Вообще язык невозможно выучить - открою такой секрет. Язык - это жизнь, процесс, его можно учить целую жизнь. Взрослые, которые к нам приходят, это понимают. Язык для них - это новые горизонты. Мы гордимся ими, они ходят к нам уже по три-четыре года, совершили за эти годы прогресс. Потому что у них есть цель: многие ездят за границу, и не только по работе или чтобы отдохнуть. Кстати, я сам много езжу по миру, и считаю, что настоящий отдых тот, когда приехав в страну, ты можешь общаться. Без знания языка можно будет только сидеть в отеле и лежать на пляже. Ну, в крайнем случае, на пару плановых экскурсий вместе с гидом съездить да по магазинам прошвырнуться. Скучно! Знание языка открывает страну совершенно с новых сторон. Я был во многих странах - в Монголии, Индии, Среднюю Азию всю проехал, в Америке, в половине стран Европы. Когда ты приезжаешь и узнаешь страну, ты сам расширяешься за счет нового опыта. Наши взрослые студенты как раз поняли это, поэтому учат язык. Есть и те, у кого дети давно живут за рубежом, и они к ним ездят. Как же они с внуками будут общаться, не жестами же? Наша методика изучения языка многоуровневая. Можно начинать с нуля и продолжать до бесконечности. Свой уровень ограничивает сам человек. Если ему достаточно, то он говорит "спасибо", и мы, все довольные, прощаемся. Если хочет большего - остается. - У вас недавно открылся бэби-клуб, куда приходят мамы с двух-, трехлетними малышами. Как проходят занятия? - Опыты работы с таким возрастом у нас были два года назад, сейчас с сентября набрали группы. Захотели расшириться, охватить более широкий возрастной спектр. У детей 2-4 лет своя специфика, с ними нельзя заниматься, как с 5-6-летними, их нельзя просто привести, сдать педагогу, и он будет чему-то учиться. Основная идея этого клуба - чтобы ребенок воспринимал новую информацию через близкого, родного человека (маму, папу, бабушку, сестру и т. д.). То, что делает родной взрослый, то же пытается повторить ребенок. Деятельность разнообразная - двигательная активность, координация движений, речевое и эмоциональное развитие, умение быть в коллективе, наблюдать за другими, чувствовать себя в команде. Развиваем все познавательные процессы через музыку, танец, театрализованное кукольное представление, рукотворчество, где дети работают с природными, подручными материалами. И здесь очень многое зависит от родителей, они должны понять, что это совместная жизнь с ребенком. - А какую школу вы мечтаете создать? - Самая главная идея, чтобы школа не закладывала в детях знание, рассчитанное на их память, и не контролировала, как они усвоили и запомнили - это все прошлый век. Не знания важны сейчас, а способности - работа с информацией. Школа должна видеть в ребенке человека, который двигается своим собственным, индивидуальным путем познания мира, жизни. Это должны осознать не только учителя, директора, но и управление образования, министерство образования, должен измениться подход к образованию во всем обществе. Как только поймут, что школа - это такое большое пространство, в котором каждый ребенок может найти свой образовательный маршрут, двигаясь к цели, тогда школа кардинально изменится. - Почему же при всех тех минусах, которые вы отмечаете в отечественной системе образования, у наших детей за рубежом признают большую талантливость, интеллектуальность? Неслучайно существует такое понятие, как "отток мозгов". - Это миф, придуманный СМИ. На самом деле, отток - это естественный процесс. В 90-е годы 20-го века отток был из нашей страны, а в 19 веке - в нашу страну. Процент одаренных детей и умственно отсталых в других странах также примерно одинаковый. Есть объективный фактор, объясняющий высокое интеллектуальное развитие русских. И это - сама русская культура, русский язык. Есть такие исследования: если американский школьник просто научится читать по-русски, то психологи отмечают развитие его интеллекта. Наш язык очень образный, многогранный, с тонкими оттенками смысла. Просто погружаясь в этот язык, уже развиваешь свой мыслительный аппарат. Но, как жизнь показывает, не коэффициент интеллекта помогает жить. Те же американцы - прекрасные доброжелательные люди, готовые помочь, привыкшие работать, любящие свою страну и живущие в более развитом, чем в России, обществе. Конечно, я понимаю, что звучит для многих не патриотично. Но Америку ругает только тот, кто там не был. А патриотизм заключается не в том, чтобы ругать чужое, а в том, чтобы заботиться о своем. Давайте вместе заботиться о России, чтобы она стала действительно достойным местом для жизни людей. Кстати, и у Америки можно чему-то хорошему поучиться. Америка - вообще та экспериментальная площадка человечества, где реализовано много интересного. Мы, кстати, недавно вернулись из Америки, были в Вашингтоне, Нью-Йорке и Бостоне в их школах - обычных общеобразовательных и в частной. Конечно, школы у них тоже бывают разные, как и в России. Но там, где мы были, увидели, что детей там уважают. Уважение к правам и свободам человека - это вообще принцип американского общества. С ребенком разговаривают как с человеком, который имеет право выбора. Детей воспитывают как личностей в первую очередь, а потом уже закладывают знания. Дети умеют выражать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них. Дети учатся взаимодействовать, решать задачи в команде, конечно, применяя те знания, которые у них есть. Интересно, как организованно у них пространство класса, он поделен на зоны, посвященные разным направлениям: изучению языка, математики, естественных предметов, везде расставлены шкафчики с необходимым материалом, доступным для детей. Нет привычных нам парт, есть стол большой и несколько столов поменьше. Класс делится на группы, которые рассаживаются по кругу и решают общую задачу. Могут и на большом ковре все вместе расположиться и поиграть. Когда заходишь в американскую школу, видно, что ребенок там живет. Там развита система проектов, которые создают дети, классы, сами учителя. Все стены в школе - это целая история о жизни школы. Дети приводят своих родителей на День открытых дверей и проводят экскурсии, показывают, чем занимаются, что они сами сделали. Ребенок может гордиться своей школой, это его дом. Пусть наши учителя сами зададут себе такой вопрос: является ли их школа домом для детей? И в чем это проявляется? Если - да, то это здорово, хорошие учителя, хорошая школа. - Центр "Индиго" участвовал в создании Центра семьи и детства. Насколько было актуальным его появление в Миассе и довольны ли вы его работой? - Центр был создан при некоммерческом партнерстве "Семья XXI века", которое существует с 2001 года. Неожиданно было, что администрация безвозмездно выделила помещение для создания центра семьи людям-энтузиастам, которые создали это объединение. Это Старостина Алевтина Борисовна, Соломатов Александр Александрович. Помещение было в ужасном состоянии, не было полов, стены рушились. Я случайно познакомился с Алевтиной Борисовной, оказалось, что и они уже слышали про "Индиго". Началось сотрудничество: мне было это интересно приложить свои силы еще куда-то. Прибыль "Индиго" мы вкладывали в развитие центра, и за эти уже 2,5 года мы его полностью отремонтировали, создали приемлемые условия для работы и учебы. Здесь создано такое пространство, куда могут приходить творческие люди со стороны и реализовывать свои идеи. Сейчас центр наполнен разнообразной деятельностью. Наши старожилы - это центр помощи беременным и женщинам с новорожденными "Надежда", где помогают женщинам с небольшим достатком. Им помогают понять, что они имеют право и надежду на достойную жизнь, в том числе и их ребенок, который еще в утробе. Работа центра направлена на то, чтобы эти женщины не сделали аборт, а выносили ребенка, родили и вырастили его. Будущей матери помогут советом, информацией, детскими вещами и даже мебелью, а главное - душевно поддержат в жизни. Другое направление - оздоровительное. Работает реабилитационный центр "Тамерлан", здесь проводится компьютерная диагностика здоровья, а также существует бесплатная школа здоровья для всех желающих, где проходят беседы о болезнях и путях их преодоления. Есть несколько групп здоровья для пожилых женщин, они тоже бесплатны. Работают группы личностного развития, например, группа "Жрицы любви" - для представительниц прекрасного пола, которые хотят раскрыть себя как женщину. Есть и другие группы личностного роста. Второй год бесплатно работает художественная студия и хор. Хор - для дошкольников и младших школьников. А в художественной студии сейчас настоящий бум, огромная популярность студии у детей, но что более удивительно - еще большая у взрослых. Сегодня занятия старшей группы посещают 23-25 человек, занимают почти весь наш большой зал и с интересом рисуют. Занятия проводят педагоги из колледжа искусств, подход у них очень интересный, нестандартный. И многие хвалят студию, удивляясь, как же она может быть бесплатной. - Многие услуги, которые оказывает центр, - бесплатны. Вам кто-нибудь помогает в финансировании? - Мы сами зарабатываем, своими образовательными курсами и по возможности вкладываем средства в свое развитие. Финансово нам никто не помогает, помогают в административных вопросах, материалами. Очень благодарны депутату Сергею Понамареву, директору "УралАЗ-Энерго". И вообще, в том, что центр до сих пор существует, есть его большой вклад. - Где расположены образовательный центр и Центр семьи и детства? - Центр семьи и детства находится по улице 8 Марта, 153 (остановка "Рассвет"), телефон 55-91-03. Образовательный центр "Индиго" - по улице Попова, 9 (детский сад № 79, в машгородке). Приходите, мы вам будем рады. Вопросы к гостям редакции: - Успех дарит фортуна или его нужно упорно добиваться? - А что такое фортуна? Я считаю, что фортуны нет, как чего-то объективного, не зависящего от человека. Считаю, что сам человек полностью строит свою жизнь. Прежде всего своим сердцем. Поэтому-то к хорошему человеку приходит много хорошего: он видит только хорошее, замечает только это, и для него все люди - друзья, все трудности - возможности, а изгибы на жизненном пути - опыты, которые развивают. Другое дело - человек с негативным мышлением. Он видит в жизни негатив, концентрируется на нем, а значит, у него нет вдохновения, чтобы что-то делать, он не видит возможностей. Поэтому я на 100% уверен, что человек создает свою жизнь сам. Успеха не нужно упорно добиваться, его порождают сердцем. - Был ли в вашей жизни человек, которого вы могли бы назвать Учителем? - Да. Среди школьных учителей я бы отметил Александру Александровну Григориади, учителя математики в 18-й школе и нашего классного руководителя, Галину Викторовну Губко - сейчас она заместитель директора Ильменского заповедника, известная личность в городе. Мы с ее сыном вместе учились, с нею я в старших классах очень много общался - на философские, религиозные темы. Тогда стали зарождаться во мне поиски смысла жизни и знания. Она мне помогла. Очень благодарен Василию Анатольевичу Рябухину, который был в моем юношеском возрасте учителем географии в 18-й школе. Благодарен за то, что он открыл мне целый мир туризма, и в 10-м классе передо мной открылся новый мир, у меня появились первые настоящие друзья. И еще вот уже девять лет как я знаком со Шри Чинмоем (индийский духовный лидер, а еще поэт, музыкант, спортсмен, художник, выдающийся общественный деятель, инициатор многих гуманитарных программ по всему миру). Это была выдающаяся душа мирового масштаба. Я стараюсь соответствовать его идеям, учиться у него. Жаль, что я захватил очень маленький кусочек его жизни. Он покинул этот мир в 2007 году. - О чем бы вы попросили Золотую рыбку? - Ни о чем. У меня нет желаний, и, наверное, я ее просто отпущу. Все, что нужно мне, - у меня есть. Все, что будет нужно, - придет. Я стараюсь быть счастливым от того, что имею. - Представьте, пожалуйста, вашу семью. - Моя жена Ольга Леонидовна Тиунова - самый близкий мой человек, которому я доверяю на 100%. Работает в "Индиго". Она очень много мне дала даже самим фактом своего существования рядом. Думаю, ее хорошо знают в городе, она настоящий педагог и человек. Мой сын Кирилл, 10 лет - ребенок школьного возраста и семейного обучения (улыбается). Он любит учиться по жизни, у него нестандартное мышление, имеет свою позицию, свое мнение. Надеюсь, что он уже в ближайшие годы найдет свой путь и реализует себя. У него есть на это силы. - Что вы умеете делать руками? - Пока строился "Индиго" и центр семьи и детства, я стал всем. Я хороший уборщик, дизайнер, строитель, переделал все работы - монтаж пола, штукатурка, покраска, плотницкие работы и так далее. Мне вообще нравится работать руками. И большая моя мечта - самому построить свой дом, такой, каким я его вижу. Когда-нибудь это осуществится. - Домашних питомцев держите? - Была собака, которую, к сожалению, украли. Сейчас никого нет. Наши будущие домашние животные ждут, когда у нас будет дом (улыбается). - Есть ли у вас любимая книга и какая? - У меня много любимых книг, много любимых авторов. Но очень я рекомендую всем - и детям, и взрослым - читать Владислава Крапивина. И реалистичные произведения, где показана вся правда жизни и то, как проявляется сила человека, как правило, ребенка. Как много у него есть сил, мудрости, чтобы не потеряться в этой серости. И еще рекомендую фантастические повести, в которых появляется философская идея мироустройства. У меня сын очень любит эти книги. Мы купили собрание сочинений в 10-ти томах, и он читает их все подряд. - Откуда вы узнаете новости и согласны ли с утверждением, что информация дорогого стоит? - Новости узнаю из Интернета. Для меня информация - инструмент, средство. Сама по себе она не имеет ценности, ценность имеет только человек, который берет эту информацию. Знания появляются тогда, когда он включает их в свою внутреннюю систему, подключает свою душу, сердце. В Интернете нахожу много интересного. Телевизора дома нет - не смотрю, газеты тоже не выписываю, не читаю. Потому что там мало позитива и мало выбора. В Интернете же масса информации и всегда есть выбор. Меня интересуют многие темы. В последние годы - политика: мне интересна Россия, ее положение в мире. Сейчас очень важный период для нее, важно, куда она шагнет. Поэтому мне интересно, как видят Россию в разных странах в связи с последними событиями. По своему опыту, я считаю, что русских уважают во всем мире. И людям не нужно верить тому, что говорится официально, - это все расчет политиков по ту и по эту сторону в любой дипломатии. Надо напрямую видеть и слушать людей в Америке, Европе, Азии, где русских в основном любят. Вопросы от читателей: Инна - Артур Фаритович! Сейчас во многих развитых странах для обучения детей применяется методика Монтессори. На Западе некоторые считают эту методику более щадящей и более оптимальной для развития ребенка. Известно ли Вам об этой методике, как Вы к ней относитесь и собираетесь ли Вы применять ее у себя в центре для обучения детей? Спасибо. - В последнее время мы очень ею интересуемся, хотя знали о ней всегда и какие-то элементы применяли. Методику можно использовать в том случае, если ребенок развивается в формате детского сада и школы, чего у нас пока нет. Когда появится такая возможность, мы, скорее всего, интенсивнее станем применять идеи Монтессори. На Западе (а методика родом из Европы, Италии), в Европе и Америке, она широко распространена. Она позволяет ребенку не обучаться, а учиться. Основной лозунг методики в устах ребенка: "помоги мне сделать это самому". Андрей Владимирович - Старшее поколение, опираясь на собственный опыт (прежде всего основанный на советской системе образования), заявляет, что у ребёнка до 7 лет "должно быть детство", то есть не нужно нагружать ребёнка выполнением задач, решением примеров, запоминанию большого объёма информации и прочими занятиями в этом возрасте, пусть даже это и представлено в игровой форме. Очевидно, хотя я могу это уверенно утверждать, что советская система образования не была лишена научного подхода в собственных методиках и результаты, на мой взгляд, вполне очевидны. Хотел бы узнать Ваше мнение о необходимости, целесообразности и безопасности дошкольного образования как такового. Могли бы Вы рассказать по каким, по Вашему мнению, причинам в советской системе образования по большому счёту отсутствовало то, чем Вы сейчас занимаетесь. Действительно ли утверждение, что необходимость дошкольного образования связана в основном с так называемыми "вступительными экзаменами в школе". От себя: Я считаю, что у ребёнка должно быть Детство. У меня оно было. - Я, честно скажу, не отношусь к сторонникам советской системы образования. Мне кажется, сейчас общество уже изменилось или мне так хочется, чтобы оно быстрее менялось. Но тормозит его образование и те взрослые, которые в нем работают. Мне бы очень хотелось, чтобы мы уже ушли от этих огромных школ, где обрабатывается огромный поток детей. Детство должно быть. Если ребенка заставляют учиться, родители нагружают его в угоду своих амбиций - это плохо. А если ребенок делает это с желанием, то нет границ его интереса, способностей, он может делать очень многое. Почему в советской системе образования отсутствовало то, чем мы сейчас занимаемся… Наша система, которая появилась где-то в 90-е годы - это альтернатива государственному образованию. В советском же обществе это не было возможным, существовала только одна государственная система, и альтернативы быть не могло. При этом детские сады очень хорошо работали на развитие ребенка, в 80-х годах нас учили и читать и считать, чем мы сейчас и занимаемся в "Индиго". Но современные детские сады как-то больше перешли к простому надзору за ребенком, они уже не так учат. Я думаю, что в 90-е годы мы сильно откатились назад, но постепенно мы возвращаемся к тому, что было раньше, но, надеюсь, на новом уровне, более прогрессивным от советской системы. Я уважаю отечественную педагогику, психологию, но практика отечественного образования мне не совсем понятна. Может многое изменится, когда поменяется поколение учителей. Сергей Александрович - Вы действительно считаете, что есть "альтернативы дошкольного и школьного образования"? - Подразумевается, что они возможны. Но они появятся реально тогда, когда сами родители поверят в это. Сейчас альтернативы такой нет, есть школа, детский сад. Это заложено даже на уровне бессознательных стереотипов: ребенок должен обязательно пойти в детсад и школу. Альтернативной системы пока нет в сознании. Наша система образования до сих пор осталась командно-административной. Очень многое зависит от административных органов, управления образования города, области, страны. Должен измениться подход, тогда появится альтернатива, а пока все сверху спускается. Ольга - Слышу везде о плюсах семейного образования. И мало кто говорит о его минусах. Расскажите о них. И вообще, мало кто знает про эту форму образования. - Я уже сказал о плюсах. И о минусах, которые и не минусы вовсе, они являются возможностями. Семейное образование подразумевает больше ответственности у родителей. И для некоторых это минусы, они лучше отведут ребенка к знающему человеку в школе, который его чему-то научит. Но огромный плюс семейного образования, что взрослый может проводить с ребенком больше времени, помогая ему. Светлана - Судя по Вашей биографии, у Вас есть опыт работы в общеобразовательной школе. Скажите, есть ли у Вас идеи, которые можно было бы воплотить уже сейчас, чтобы улучшить качество образования в школе? Возможно, что-то Вы уже воплотили за время своей работы? Какова, с Вашей точки зрения, идеальная система образования в школе, то есть эта самая "альтернатива дошкольного и школьного образования"? Как я понимаю, она должна быть более интересной и эффективной. - Мне кажется, что надо поддержать педагогов. В первую очередь нужна система подготовки педагогов, и о ней говорят уже давно. Человек, который готовится стать учителем, должен не знания набирать, а вырабатывать свой личный подход к ребенку, человеку, его развитию. Должны быть курсы развития педагогического сознания. Потом уже на эту мировоззренческую базу должны накладываться знания. Тогда молодой учитель придет в школу и будет более внимателен к человеку. Должна быть система, при которой учитель и в самой школе может развиваться, менять направления и формы своей деятельности. Но в нашей школе есть "специалисты", которые со времен окончания вуза и до пенсионного возраста занимаются одним и тем же. Это же скучно и ничего не дает, кроме деградации личности. А еще хорошо было бы, если б изменился подход к управлению системой образования. Пока это идет по схеме административного контроля, которая предполагает, что наверху знают лучше. Реальная же задача любого управления - создать условия, при которых работникам будет комфортно развиваться, исполняя свою работу. Я как директор принял для себя такой принцип: для меня главный человек в центре - это педагог. Моя работа многогранна и сложна, но функция весьма проста - создать условия для того, чтобы педагог творчески работал, самореализовывался, чтобы ему было интересно, а значит, и дети у такого учителя будут способны развиваться и хорошо учиться. Нужно создать хорошие возможности, чтобы учителя работали с душой. Александр - Мой ребенок - ученик пятого класса, обожает сетевые компьютерные игры. В школу ходит неохотно, ему там скучно. Поскольку, во всех книгах пишут, что игры - это плохо, я стараюсь ограничивать его время игры на компьютере. Однако, приглядевшись повнимательнее, заметил, что в компьютерных играх мой сын проявляет себя гораздо активнее, чем в социуме. Там он быстро учится. У него проявляются качества лидера, смекалка. Он быстро организовал бизнес, сколотил свою "компанию". А в жизни ему не интересно. Он ограничен возрастом, установленными правилами. Как дать ему возможность проявить себя? Как вернуть интерес к реальному миру? - Компьютер - лучше, чем телевизор. В телевизоре нет ничего развивающего - сел, кнопку нажал, и все остальное делает он сам, поэтому ребенок в основном тупеет. За компьютером ребенок управляет своей активностью. Но, действительно, компьютер замыкает ребенка на себе и на этой чисто рациональной системе. Он, конечно, развивается интеллектуально, но это не гарантия, что он потом сможет ярко проявить себя в жизни. Нельзя позволять школьнику, чтобы он сидел за компьютерными играми все свободное время. Лучше пусть что-то руками поделает: он гораздо лучше научится организовывать себя, управлять своей деятельностью, ставить цель и добиваться ее. Очень хорошо, если он будет делать это в компании сверстников. Тогда качества лидера и другие качества гораздо лучше проявятся. Игра очень просто устроена: что-то делаешь - и выигрываешь. Все игры - это ограниченный набор правил, которые ребенок быстро осваивает, но жизнь-то намного сложнее, и в ней нет правил, каждый момент может все измениться, потому что это поток вероятностей, часто иррациональных факторов, которые невозможно просчитать. А вернуть интерес к реальному миру… Мне кажется, если у взрослого, который находится рядом с ребенком, есть этот интерес, если он сам по утрам бегает, по выходным в футбол играет или они вместе проводят время, ходят на концерты, спектакли, в походы - тогда и ребенка можно увлечь. Если взрослый любит читать интересную литературу, а не журнальчики с яркими картинками или кучей продуктов, которые нужно купить, тогда и ребенок будет читать интересные книги, а в компьютер заходить только по мере необходимости. Лилия Нагаева
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
|
Миасс готовится к "Неделе без турникетов" Детали предстоящего мероприятия и.о. главы Миасса обсудил с представителями Челябинского отделения Союза машиностроителей России В Миасском колледже искусства и культуры отметили День успеха На празднике заслуженные награды получили ребята, отличившиеся в предыдущем учебном году
Заказать смартфоны Samsung Galaxy A03S быстро и удобно можно на https://gooods.me/eUPncM с применением и начислением бонусов "СберСпасибо"!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
главная | карта сайта | поиск | архив | наверх | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А. Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы. Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+. |