сделать стартовой | обновить | Сегодня в Миассе, День бухгалтера в России, четверг, 21.11.2024 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сайте 286 читателей |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Не петь пока не получается" Разговор о песне и жизни с Верой и Анатолием Оленичевыми состоялся в "NewsMiass.ru" Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=19206
Миасские барды Вера и Анатолий Оленичевы побывали недавно в гостях в агентстве "NewsMiass.ru". Любителям бардовской песни они известны как основатели КСП, первые миасские лауреаты "Ильменки", лауреаты Грушинского фестиваля. В последние годы выступали совместно с Татьяной Клочихиной в составе "Трио Оленичевых", около года вновь поют вдвоем. Концерты Оленичевых в клубе-кафе "7 вечеров" неизменно собирают полный зал. - Для начала расскажите, пожалуйста, о себе, для тех, кто с вами встречается впервые или видел только на сцене. Откуда вы родом, как попали в Миасс? Анатолий: - Мы оба учились в школах города Новокузнецка. Высшее образование получали в Томском университете, которому, кстати, в 1988-м году исполнилось 100 лет, это старейший вуз Сибири. Я - на физико-техническом факультете, а Веруша - на физическом. Вера: - У меня там еще родители учились, а Анатолий и его брат сами осваивали этот университет. Анатолий: - У меня получилась такая неудачная штука: я должен был поступать в МФТИ, уже был отобран, выиграв всевозможные олимпиады. Мне пришёл вызов из МФТИ на экзамен, но у нас в городе проводился парад выпускников, назначен он был на 2 июля, и до него нам просто не отдали аттестаты, а экзамены в Москве начинались раньше, и я не успел… В общем, учились мы в Томске, а распределились в Миасс. Вера (смеётся): - Мы считали, честно говоря, что Миасс - это где-то в Подмосковье. Нас сюда попало четыре или пять человек. Ни малейшего понятия не было об этом городе. - Полюбили город? Вера: - Скорее, вросли в него. Мы брюзжим, нам многое не нравится. Бывает обидно за Миасс. А в те времена, когда приехали сюда, большое восхищение вызвало невиданное количество интеллигентных людей, наличие очередей на служебные автобусы и самих автобусов. Некий лоск столичный присутствовал здесь тогда на людях, на том, как они говорили, как себя вели. Мы трепетали. Не видели раньше такого количества умных, начитанных людей, ну, помимо общежития, конечно (но там у каждого свои "тараканы в голове"), а здесь были в наличии прямо какие-то общие признаки интеллигентности. Чем вы знамениты как музыканты? Вера: - Да мы не очень-то и знамениты. Надо было либо "выбиваться", либо… Начинали одновременно с Олегом Митяевым, он пел с Петей Старцевым. Мы начали петь на год раньше. Они были ребята целеустремленные, простые, открытые, приезжали к нам в гости постоянно. Митяев со Старцевым начали петь написанную нами песню "Баллада о медной монете", которую сначала мы исполняли втроём с Наташей Лебедь и стали с ней лауреатами Ильменского фестиваля. Ребята выступили с песней "Баллада о медной монете" в передаче "Шире круг", показали ее всей России, с нее началось их вступление хотя бы на окраину, но уже шоу-бизнеса. Потом Олег работал сторожем и культмассовиком в санатории "Сосновая горка", мы ездили в гости к нему и Марине. А про песню Митяева "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" в свое время художественный руководитель Клуба самодеятельной песни говорил: "Олег, ну что за примитив!" - и не выпускал его с ней на сцену. Мы не пробивались. Нас приглашали в филармонию, но бесконечные поездки - это было бы слишком трудно. У нас к тому же была интересная и хорошо оплачиваемая работа. Мы крепко стояли на ногах. Думали о профессиональном пении, но вовремя остановились. - А как состоялось ваше первое знакомство с гитарой? Анатолий: - А я даже и не помню. Это было в университете. Кто-то в комнате играл, и я стал играть… Вот и всё, очень просто. - Не учились? Вера: - Играть на гитаре - нет. У меня музыкальная школа по классу фортепиано, у Толи - по классу аккордеона. Анатолий: - Я, надо сказать, научился играть на первом курсе, в первом семестре, и уже через месяц играл лучше своего учителя, на шести-, и семиструнной гитаре. Вера: - Правда, тогда все гитары были семиструнными. Приходилось как-то закладывать одну струну спичкой. Сергей Никитин вот, например, играет на семиструнной гитаре, и чтобы подобрать такой же аккорд на шестиструнке, надо много сидеть и слушать. И народ сидел, подбирал. А сейчас уже этого нет. - А вы, кстати, не замечали, что авторская песня как бы "сходит на нет"? Вера: - Это течение стало медленно распадаться на лужицы и ручейки. Барды это ощущают. Мы заметили это давно, пытаемся анализировать причины. Бардовская песня теперь другая, не та, которая начиналась с Визбора, Городницкого, Окуджавы. Она стала ближе к городскому романсу. На фестивалях основная масса - туристы, просто путешественники, они пишут в том же ключе, как раньше. А мир стал другим. Анатолий: - Немаловажно, что общество сейчас формально "открылось". Раньше авторская песня была ручейком свободы, способом выражения своих мыслей. Теперь это уже не нужно, ведь свобода - повсюду. А больше всего меня удивляет, что остальные жанры забрали лучшее, что было в авторской песне: шансон, поп-культура - все направления забрали интонации авторской песни и широко их используют. Вера: - И заметьте, в шоу-бизнесе артисты стали выходить и настраивать зал "под себя", общаться с людьми - раньше же этого не было. Анатолий: - Смотришь сейчас поп-фестиваль в Юрмале, там проводят футбольный матч между "мастерами сцены" и "молодыми". Это уже было, и было на "Груше". ("Грушинском фестивале" самодеятельной песни - прим.). Забрали, одним словом, лучшие элементы, найденные за годы проведения песенных фестивалей. Авторская песня пытается сохраниться в прежнем своем виде, не модернизироваться в соответствии со временем. А, по сути, авторская она или не авторская - не в этом дело. Есть песня, которая нравится или не нравится. Для меня, грубо говоря, есть песни трех категорий: одна песня для "физики", движения - на парадах маршируй, на танцах пляши. Вторая заставляет думать голову, вслушиваться. А третья - сам не знаешь, почему, но начинает дрожать нутро.… И вот лучшее, пожалуй, это третья, но их так мало - это то, что может пройти проверку временем. А по сути, вот "Во поле береза стояла" живет сотни лет, а разложи ее на составляющие - такая ерунда получится! Вера: - А мне кажется, что есть еще такой момент: старые барды обижаются, что размываются границы жанра. Трофим, например, пишет и бардовские песни, и шансон. Пишет многим, и ему все равно, в каком жанре писать. И я понимаю эти обиды, хотя часто забывают о том, что шансон зародился в недрах авторской песни. Он максимально близок к народу. Песни суперпростые, а так как треть России "сидит по тюрьмам", то понятно, что это народу близко. На фестивалях шансона выступали и знаменитый Тимур Шаов, и те же Митяев, Третьяков. Анатолий: - Они еще и оттянули за собой большую часть народа, которая поначалу "разрывалась" между упомянутыми жанрами. И те, кто вынес эту музыку на сцену, молодцы, что для легализации "блатной лирики" использовали широко известный термин "шансон", который при этом во Франции обозначает совершенно другой жанр. Нам тоже один продюсер на "Грушинке" предлагал лет десять назад записать альбом тюремной лирики, за что мы бы получили деньги как безымянные исполнители. - А у вас бы получилось! Вера: - Получилось бы, конечно, но мы на это не пошли. Не потому, что не хотелось, а потому что все-таки классики ратовали за чистоту жанра, а мы классиков уважаем. Анатолий: - Вообще, нас часто обвиняли в отсутствии романтической тематики: не пели про лес, про палатки, дружбу у костра.… Как-то не получалось. Причем, не сказать, чтобы мы не увлекались туризмом, я водным туризмом занимался до женитьбы всерьез. Был на Алтае, в Саянах, знаю, что такое взаимовыручка. Мы это уважаем, но нам ближе тема городской жизни, проблемы жителей города, то, что происходит вокруг. Вера: - Не то, что не хочется петь об этом, но все-таки мужская походная дружба - это что-то глубоко личное. Не каждый мужчина захочет, к примеру, рассказывать, как товарищи вытащили его за штаны из проруби. Анатолий: - К тому же Владимир Высоцкий написал цикл песен о горах, и ещё никому из авторов не удалось даже приблизиться к ним. Он в нескольких песнях рассказал всё! И не стоит больше даже лезть в эту тему. - А как вы познакомились друг с другом? Вера: - Когда мы учились в школе, была такая практика, как поездки на различные олимпиады. Было два больших научных центра - один в Новосибирске, а другой - в Кемерово. Сначала нужно было пройти Кемеровский этап, а потом ты мог получить приглашение поступать в Новосибирский университет (какие-то были преимущества, тем более, я была медалисткой). Меня мама не отпустила в Кемерово на олимпиаду. А Толя поехал. Он занял второе место по математике и пришел с нашей командой вместо меня на физику. Не стал особо заморачиваться, и написал на бланке олимпиады якобы от моего имени: "Я к вам пишу, чего же боле…" - а дальше от себя, и вписал в свое сочинение еще и решение пары задач в поэтическом рвении. Анатолий: - Меня вдохновили надписи на стенах интерната, где мы обитали, вроде: "Не носи в кармане мела, это, милый мой, не дело" или "Как проснулся, так вставай - лени волю не давай!". На физику я пошел только потому, что мне одному было грустно, оставалось время до собеседования по итогам олимпиады по математике, а друзья у меня были физиками. Вера: - И вот они приехали, и рассказали: мол, там такой мальчишка был! Такую поэму написал! Прямо кусками читали. Так я впервые о Толе услышала. Встретились мы уже позже, в университете. За зеленым сукном - играли в преферанс. Он был смешной, маленького роста. Прожили рядом четыре года, на разных этажах общежития. Жизнь все время сталкивала нас. Казалось бы, я не считала Толю каким-то кандидатом в "бойфренды", встречалась с мальчиками постарше, и, тем не менее, жизнь сама нас свела. - Посвящали друг другу стихи? Вера: - А Толя стихи не пишет. Та поэма была его единственным произведением. Анатолий: - Ну, в XVIII веке стихи писать умели все. На этом уровне и я складывал стихи ко всяким юбилеям, на день рождения чиркнуть четверостишие могу, что-то типа частушки придумать, а поэтического зуда как такового не было во мне никогда. Вера: - Это в мой огород камень.… У меня тоже такого зуда не было, но сократилось число поэтических сборников в продаже, мне не нравилось то, что пропускалось где-то в печать. Пришлось "встать к станку" самой. Это можно назвать, скорей, стихосложением. Мы не претендуем, просто стихов на иные темы, нас интересующие, не находили. А вот со всеми авторами стихов, на которые написаны наши песни, мы общаемся. Мы нашли их через Интернет, ведем переписку и очень дружны. Кто-то живет теперь в Канаде, кто-то в Израиле, а кого-то уже нет… - И зачем вам это было надо? Вера: - Появилась такая потребность. Хочется сказать поэтам, что их услышали, что их стихи кому-то нужны. Мы не знаем, почему мы пишем, почему поем. Сто раз хотели бросить, как Марк Твен - курить. Мы себя миссионерами не считаем. Наверное, это попытка узнать прав ли ты, туда ли идешь, определить себя во времени. - Так ведь Пушкин еще писал: "…восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей…" Может быть, творческие люди - посредники между Богом и остальными людьми? Вера: - Возможно. Что-то вроде медиумов. Есть один стих у Толи, который "пришел" сам, готовый. Анатолий: - Наверное, "приходит" наиболее открытым для этого людям. Вера: - Знаете, бывает, получаешь удовольствие и оттого, что человек, которому поешь, тебя понял. Все, даже то, что не было сказано прямо. Анатолий: - Был случай, когда мы пели ребятам из техникума для глухонемых. Их было человек 30-40. Кто-то плохо слышал, а кто-то не слышал вовсе. Они сели у костра, взялись как-то под руку, за руку - и они нас понимали, хотя лиц почти не было видно. Вера: - Однажды приезжала гостья из Германии, была с переводчицей у нас дома. И где-то после 4-й песни она сказала: "Не надо переводить, я все понимаю". Она не знала русского, мы не знаем немецкого - но контакт был. - Как сложилось ваше трио с Татьяной Клочихиной? Вера: - Мы несколько раз начинали петь с Татьяной. Это не первое наше трио, опять же. И, наверное, мы спели все, что можно было, втроем. Хотя мы с удовольствием вспоминаем эти моменты. Каждый раз - проверка, получится на сцене то, что мы задумали сделать на репетиции или не получится. Таня добавляла нашему выступлению "видеокартинку", потому что всегда улыбалась - для России это редкость. Сейчас не получается вместе выступать, мы много времени проводим в Челябинске. Всему, видимо, свое время. - У вас очень много песен. Они все равно, что дети, наверное. Помните ли вы их все? Приходится ли много репетировать или "среди ночи разбуди - от зубов отскакивает"? Анатолий: - Да, песни - как дети, и последний ребенок всегда самый дорогой. "Беременность" бывает слоновьей - очень длительной иногда. Вера: - Есть такие песни, которые и от зубов отскакивают. Но если петь трио - это подразумевает под собой дыхание в унисон. Это требует большой слаженности. Есть такие песни, где "вешки расставлены", а бывают импровизации. Но втроем особо не поимпровизируешь. А вдвоем - можно. Втроем - это уже ансамблевое пение, и если у кого-то из троих внутренний ритм замедлился - например, кто-то один пива испил- всё сбилось.… И, вроде, внешне все правильно, но уже не то. Мы очень щепетильно относимся к тому, что за наши концерты людям приходится платить деньги, поэтому стараемся, чтобы все было на высоком уровне. Когда ты поёшь не за деньги, ты более свободен, а когда за плату - ты претендуешь на класс профессионалов… - Как вам удается совмещать совместное творчество с совместной жизнью? Вера: - Хороший вопрос. Это удается с трудом. Мы взяли за правило: всё, что случается во время репетиции, нужно мгновенно забывать. Анатолий: - В творчестве мы партнёры - это не мы. Мы надеваем маски, когда заходим на репетицию. Мы уже не муж и жена. Это другие отношения. А выходим - вновь супруги. Никогда бы не хотели работать вместе, потому что производственное собрание дома - это самая мучительная вещь. И здесь - то же самое. Нашли выход - не говорим о песнях вне "репетиционной". - А можете поделиться рецептом, как сохранить любовь и взаимопонимание, ведь они зачастую - источник вдохновения? Вера: - Любовь с годами превращается во что-то другое. Она модифицируется, мутирует, как вирус гриппа. Но он остается в организме. Иногда он принимает очень уродливые формы, и иногда очень важно напомнить себе, что человек - не твоя собственность, что он личность. Приходится напоминать, иногда "брать себя за шкирку". Семья - это очень тяжелый труд. Но бывает иногда, что на концертах попадаешь в общество, например, совершенно пьяных людей, и приходится стоять буквально спина к спине, отбиваться. Всякое бывает. Тогда ты больше начинаешь уважать партнера, видеть в нем товарища по несчастью, надежного человека. Анатолий: - У меня есть теория о чувстве любви, придуманная мною лет двадцать назад. Я считаю, что великие поэты просто осознанно эксплуатировали чувство любви, сами разжигали и вызывали его, хотя, быть может, даже этого не хотели. Муза живёт недолго рядом с творцом. Моногамность - редкое чувство. А критики пишут потом: "Это у него стихи такого периода, это - такого-то…". Осознанно это или подсознательно - но, наверное, оправданно. Вера: - Твоя теория подразумевает, что творец - мужчина. А если посмотреть с точки зрения женщины? Анатолий: - Я говорю без учета пола! Разницы нет. Вера: - Ты, я знаю, не шовинист, но без учета пола ничего не бывает согласно Фрейду! У нас две дочери и внучка, и эта тема дома регулярно обсуждается. Мы понимаем, что современное общество перестало играть в прятки под названием "Все люди равны, независимо от полового признака". Анатолий: - Все чаще звучит: женщина должна знать свое место. Вера: - А знаете, на ТВ самая смешная для нас программа - "Дом-2". Анатолий: - Да, хотя бы раз в неделю мы ее просматриваем. Мы не следим за перипетиями, но это срез общества, и там присутствуют разные типажи. Таких людей мы не знали. Мы - другие, с такими людьми общаемся редко, и наблюдать за ними нам интересно. Вера: - Хотя немного неловко - как в зоопарке. Тургеневская барышня удавилась бы. Только у нас, в современном, "развитом и демократическом" обществе догадались посадить молодых людей в "клетку" за деньги и торговать этим зрелищем. Так что, с одной стороны смешно - а с другой - жутковато. Общие вопросы к гостям редакции - Есть ли у вас хобби? Подозреваю, что это преферанс? Анатолий: - Теперь - бридж. Вера: - А меня сейчас больше интересует театр. Обожаю труппы златоустовского "Омнибуса" и Камерного театра в Челябинске. Мы дружим и часто встречаемся, бываем на всех премьерах. - Успех дарит Фортуна или его нужно упорно добиваться? Анатолий: - Успех дарит Фортуна, но к этому надо быть готовыми. - Был ли в вашей жизни человек, которого вы могли бы назвать Учителем? Анатолий: - Я брал понемногу у многих людей. - К какой цели вы сейчас стремитесь? Анатолий: - Чтобы у детей было все хорошо. Вера: - Папа хочет помочь им - у нас одни девочки. Тяжело быть главой семьи, где одни только женщины. - О чем бы вы попросили Золотую рыбку? Анатолий: - О том же - чтобы все было хорошо у детей. - Представьте, пожалуйста, своих детей. Анатолий: - Старшую дочь зовут Вера, младшую - Стася. Вера живет в Новокузнецке, на нашей родине. Она преподаватель в детском саду-школе, ведет иностранный язык, получила диплом логопеда. Вера: - Она отвечает за инновационные программы. И даже получает за это какие-то награды. Анатолий: - Стася получила диплом журналистки и сразу после этого поступила во ВГИК, сейчас учится на четвертом курсе на режиссуре. Вера: - В Интернете через Google можно найти ее клип на песню Регины Спектр "Февраль", если набрать "Оленичева Стася". Есть новый короткометражный фильм "Юность", учебная работа, но интересно. Для нас многое в нем стало откровением. Пол-лета спорили по этому поводу. Дочери нас уже мало слушаются, делают все по-своему, допускают ошибки, но это - их собственные ошибки - это нормально. Для нас наша семья - не только дочери, это ещё внучка Юлечка и наши мамы - Толина и моя. Все они живут в Новокузнецке, сюда приезжают летом. - Что вы умеете делать своими руками? Анатолий: - Если "припрет" - то все. Вера: - Наниматься Толя куда-то не пойдет, но дома все делал сам. Я плохо умею работать руками - штопать, шить, починить могу, но без " блеска". - Есть ли у вас домашние питомцы? Вера: - Больной вопрос. Анатолий: - У нас были черепаха и собака. Черепаху я привез из Ташкента, шел в магазин и увидел что-то типа большого таза и в нем - кучу черепашат, написано: цена - 25 копеек. Думаю: дай на рубль штуки четыре куплю. Но мелочи нашлось только на одну. Назвал Урюком. Два дня пас ее на клумбах до отъезда домой. Жила у нас около 20 лет, замерзла в перестройку, когда очень плохо топили. Грели мы ее под лампой, а потом куда-то уехали - и она замерзла. Говорят, черепахи глупые. Неправда! Мы ее звали, и она выбегала. Приходишь с работы, зовешь - летит к тебе из комнаты. И достаточно быстро - знает, что принесли пищу. Мы на работе для нее цветы комнатные щипали. Вера: - Собаку заводить мы не планировали, дети нашли на улице замерзающих щенков, думали, "сиамские близнецы" - а они просто смерзлись друг с другом. Отогрели в школе под батареей, учительница сказала - кто хочет взять домой? Одного из щенков Стася просто принесла домой. Пес был дворянин. Мы были несчастными владельцами, дворовый пес дрессировке не поддается, дрессировал он нас. Нас знали все ветеринары на Машгородке. Мы почти пять лет прожили с ним на улице. Соседи нас ругали. Когда его прооперировали, он занял нашу кровать, и нам пришлось перебраться в гостиную. Но когда он потерялся - это была беда. Анатолий: - Веру он чувствовал задолго до ее прихода, ждал, просто выходил из себя. Вера: - А теперь дети разводят хомяков, у них "хомячиный" период. - Есть ли у вас любимая книга? Анатолий: - Так, чтобы одна на всю жизнь - нет. На данный момент - "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева. Вера: - И еще - "Антибард" Александра О"Шеннона. Прочитали - спать не могли. Анатолий: - У жены был период - она читала "Педагогическую поэму" Макаренко. Вера: - Я не могла понять: хорошо это - влияние коллектива, или плохо. Бесилась, перечитывала. Прочла всю опубликованную в России трилогию Макаренко. Узнала, например, что туристы, с точки зрения Макаренко, никому не нужные люди. Он не сказал: отбросы, но - остатки. Как мы цитируем "Двенадцать стульев", я так же цитирую "Педагогическую поэму". Макаренко - человек, который первым выработал тюремную систему управления коллективом: паханы, угловые, старшие. Я читала - плакала, отвращалась, но болела ею лет десять. Теперь уже неинтересно, все поняла. - Согласны ли вы с утверждением, что информация дорогого стоит? Откуда узнаете новости? Вера: - Это, кажется, высказывание Ротшильда? Смотрим бизнес-каналы, по-прежнему читаем "Комсомолку" и "АиФ", все новости в Интернете - обязательно. Еще майл-агент и "аська" - общаемся с людьми. Много друзей в Канаде, Израиле, на Украине - везде. Социальные сети не терпим. В "Вконтакте" и "Одноклассниках" нас нет. Для желающих услышать выступление Веры и Анатолия Оленичевых: следите за анонсами мероприятий и концертов клуба "7 вечеров" Оксана и Софья Овсянниковы
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
|
Вопрос ремонта ГРС Сыростан требует срочного решения Перечень необходимого для бесперебойной подачи газа определён. Сейчас стоит задача поиска источников финансирования Огнеборцы Миасса получили медали "За спасение на пожаре" Заместитель Министра МЧС России вручил награды сотрудникам Миасского пожарно-спасательного гарнизона Почему привычные препараты теряют свою эффективность? О том, как правильно принимать антибиотики и избежать негативных последствий рассказала, клинический фармаколог ГБ № 2 Миасса |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
главная | карта сайта | поиск | архив | наверх | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А. Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы. Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+. |