Продолжаем рассказывать, о чём писала в начале XX века местная газета "Казак" - начало в материале "Суфлер подсказывал так громко, что слышно было на задних скамьях".
Местные артисты, кстати, хотя и не имели специального образования, но порой показывали достаточно высокий уровень профессионализма. Вот как отозвался о концерте капеллы под управлением Н. М. Уварова человек, случайно оказавшийся в Миассе: "Мне, как заезжему, не поверилось, что я нахожусь в микроскопическом электротеатре уральского завода и слушаю местный хор да еще вдобавок такой маленький (14 человек).
Талант, чистая дикция, великолепная фразировка - все есть. И, повторяю, все это за тысячи километров от столицы, с хорами которой может смело конкурировать хор Н. М. Уварова. Программа концерта серьезная. Не всякий решится пропагандировать Чайковского среди публики, которая более привыкла к частушкам, а оперы, конечно, и в глаза не видала. Но Н. М. Уваров не побоялся и достиг своего: народные мотивы из весенней сказки "Снегурочка" Чайковского захватили слушателей, и они наградили исполнителей горячими аплодисментами".
И дальше: "Не могу обойти молчанием тот факт, что интеллигентная публика отсутствовала на концерте. Чем это объяснить? Или эстетическое удовольствие, которое они получили бы, для них лишний балласт? "Осердились и объявили бойкот, потому что певчие отказались петь во время какого-то парадного обеда", - расслышал я разговоры публики во время антракта. Неужели так?.. Стыдно, господа! Пора перестать бы считать певчих и тружеников музыкального мира скоморохами, а считать их работниками, возделывающими ниву разумными посевами чистого искусства". Подпись - артист А. Коваль.
…Через некоторое время капелла Уварова дала ещё один концерт перед земляками - и снова в "Казаке" появились положительные отзывы, хотя и "не без ложки дегтя": "Давно Миасс не слышал струнной музыки. Как она хороша, особенно после духовой. Следовало бы обратить публике внимание на струнную музыку. Побольше бы таких концертов. Но публика, видимо, равнодушно к ним относится. Далеко не все билеты были распроданы".
Устраивались в нашем городке и семейно-танцевальные вечера, где играл духовой оркестр миасского Вольного пожарного общества - любимый народом коллектив, без которого не обходился ни один массовый праздник.
Газета "Казак", кстати, регулярно писала и об оркестре, и о деятельности общества. И это объяснялось не только тем, что пожары были страшным бедствием для Миасса, но ещё и потому, вероятно, что ответственный секретарь "Казака" сам был членом Вольного пожарного общества.
Именно из газеты можно узнать историю возникновения этой организации. Автор статьи (псевдоним "Местный") напомнил читателям, что Вольное пожарное общество появилось в 1905 году по инициативе купца и общественного деятеля Александра Васильевича Кузнецова, затратившего на это дело до пяти тысяч рублей (материалы на постройку депо, оборудование) и лично руководившего работами дружинников на пожарах. Более того, в 1908 году Кузнецов поехал за границу, чтобы ознакомиться с последними усовершенствованиями в этой области, и привез оттуда дымопротивную каску Кенига. Он же установил телефонную сигнализацию для членов общества, которое существовало за счёт членских взносов, а также небольших доходов от лотерей и спектаклей, устраиваемых любителями сценического искусства.
"В настоящее время, - писал "Местный", - у общества имеются четыре хороших лошади, пять отличных машин, десять бочек, достаточное количество лестниц и даже весьма хороший пожарный насос для подачи воды с пятью запасными прорезиненными рукавами длиною до 160 аршин".
(Продолжение следует…)