Первый номер газеты, рассказывающей не только о городской жизни, но и о событиях в России и мире, вышел 1 декабря 1910 года, последний - 16 января 1913-го.
"Отцом" четырехстраничной миасской газеты "Казак" стал редактор-издатель Павел Захаров. Фельдшер по профессии, обладавший незаурядным писательским талантом, он, кстати, не упустил возможности прорекламировать в "Казаке" свои медицинские умения ("первая помощь во всякое время; подкожные впрыскивания, перевязки, оспопрививание").
Репринтное издание всех 147 экземпляров "Казака" находится в городском краеведческом музее. Несмотря на непривычный для нас шрифт "с ятями", читается газета легко и с неподдельным интересом. Скажем больше: подобно машине времени, она как будто переносит читателя в Миасс начала XX века. Так и представляешь себя, скажем, супругой земского начальника, лениво перелистывающей страницы свежего номера "Казака". Причём, поначалу дама внимательно изучит первую страницу с рекламными объявлениями и узнает, что:
- кондитерская и колбасная Ф. А. Фокеродта просит поспешить с заказами на копчение окороков, чтобы успеть к Пасхе;
- в посудно-ламповом магазине В. А. Ванина (на Церковной улице, напротив аптеки) большой выбор фарфора и фаянса знаменитой фабрики Кузнецова, хрусталя, зеркал, икон, лампад, самоваров, столовых и чайных сервизов;
- у братьев-купцов Николаевых (на Златоустовской улице) можно приобрести дамские зонты "японских фасонов", а также чувяки (мягкие открытые туфли без каблуков) и другую летнюю сезонную обувь;
- во вновь открытом модно-мануфактурном магазине, рядом с магазином Бр. Николаевых, получены новые шерстяные материи;
- в типографии Г. А. Бурдукова принимают заказы на новые визитные и поздравительные карточки и т.п.;
- в доме Кислякова (по Береговой улице) можно брать уроки французского и немецкого языков, а также овладеть изящными дамскими рукоделиями…
Представим, что в этот момент в гостиной появляется глава семьи, и газета немедленно передаётся ему. Первой на глаза земскому начальнику попадает реклама папирос…
Ах, как цветисто расхваливали свою продукцию лукавые торговцы: "Первые по качеству и спросу богдановские папиросы "РОЗА"! 20 штук - 5 коп. Постоянно обновляемые свежими, мягкими, ароматными дорогими табаками, папиросы "РОЗА" были и всегда будут выше всех прочих пятачковых папирос! ТРЕБУЙТЕ настоятельно папиросы "РОЗА", а предлагаемые взамен их папиросы других фабрик ОТВЕРГАЙТЕ".
А вот образчик рекламы папирос в стихах:
"Как солнце "БАБОЧКА" сияет!
Что меда слаще - всякий знает!
Народ их всем предпочитает!
На славу "Шапошников" дело
Вам папиросы дать сумело!
20 штук только 5 коп."
Нам с вами, кстати, ничего не говорят ни слово "Шапошников", ни подпись под рекламой - "Дядя Михей". А в те далекие годы курящие мужчины прекрасно знали и знаменитую фабрику А. Н. Шапошникова, продукция которой продавалась "от Москвы до Батума", и таинственного стихоплета "дядю Михея" (под этим псевдонимом скрывался некий Сергей Короткий, живописно расхваливающий все шапошниковские папиросы). Знали и, скорее всего, охотно откликались на незатейливую, но забавную рифмованную рекламу.
Ещё один опус "Дяди Михея" в миасской газете "Казак":
"Папиросы "ТАРЫ-БАРЫ"!
Упаковка портсигары!
Крепко стало убежденье,
Что курить их наслажденье!!!
Совершенно новый трюк -
Дым фильтрующий мундштук,
Преполезнейшай штука -
До чего дошла наука!!!"
(Продолжение следует…)