После затяжного похолодания дохнуло весенним теплом, да так что заголосили на заборах коты. Воробьи расчирикались и устроили настоящий переполох под навесом. Примостившись на подоконник, синичка несколько раз стукнула клювом в стекло и затенькала по-весеннему.
Февраль нынче выдался холоднее обычного, но по погоде на дворе уже март. Зима миновала. С понедельника Масленая неделя.
Масленица! Какое вкусное слово. Как румяный блин. Пальчики оближешь. Душа так и жаждет пролететь на тройке по зимнему лесу. Звон бубенцов, скрип снега под санями, морозное дыхание да храп лошадей... Сказка... И откуда это в душе? Видно, с бабкиными блинами в безбожное время запало. Православные праздники она почитала краше советских и загодя готовилась к ним. "Как на масленой неделе из печи блины летели" - это, верно, и про нее сказано.
С раннего утра в избе топилась русская печь. За окном еще темным-темно, а золотистые отсветы уже пляшут на стенах, потрескивают поленья, из чела огонь пышет жаром. Бабка льет в глиняную латку молоко, бьет яйца, добавляет мучки и все это сбивает веселкой. Вот разгребла угли, зачем-то солью трет сковородки, прокаливает их. После ловко смазывает чугунное донышко крылышком, обмакнув его в постное масло, льет черпачком тесто - и сковородку в печь, в жар. Первый блин, хрустящий, румяный, запашистый, летит на стол. Чад. Треск. Шип. Стук. На столе растет гора блинов.
Мы, пацаны, наевшись с утра блинов, целыми днями катались с горы на санках, случайно сшибая иногда взрослых, что по двое, по трое ходили по улице и нескладными пьяными голосами пытались петь под гармошку. Но это были всего лишь отголоски той раздольной Масленицы, хмельной и горластой, которую на Руси называли порой шальной, бестолковой, размашистой. Разгул в Масленицу был поистине грандиозный. Излюбленным развлечением было катание с гор. Нередко наверху устанавливали стол с угощениями, но главное - с горячительным, которым и потчевали "на дорожку" катающихся. Неслись с ледяных гор поодиночке, но чаще - усевшись гуськом, так веселее было падать, толкаться. Бывало, парни бились в кулачном бою. Если вначале дело шло "стенка на стенку", то после заканчивалось кучей-малой. Тут же на горе, торопя весну, сжигали чучело Масленицы или Зимы. А по городу всюду звенели колокольчики, тройки мчались с расписными санями - катание на лошадях считалось самым красивым удовольствием. И в кои веки все это было?
Масленица - праздник переходящий и не имеет точной календарной даты. Он предшествует Великому посту и длится ровно неделю. Утверждают, что возник он задолго до принятия славянами христианства и сохранил немало языческих черт. По легенде, Масленица родилась на севере. Однажды в самое суровое время года человек заметил ее, спрятавшуюся за огромными сугробами, и кликнул помочь людям, согреть и развеселить их. Масленица пришла, но не той хрупкой девушкой, что притаилась, а явилась ядреной бабой с румяными щеками, лукавыми глазами, с заразительным хохотом, и такой она пришлась по душе нашим предкам. К этому празднику приурочивалось множество обычаев и поверий, любимых в народе, но осуждаемых церковью. По той причине Масленицу долгое время старались изжить, однако сделать это так и не удалось. Ни царские грамоты и указы, ни наставления патриарха не могли укротить буйство веселящегося народа. Ее лишь смогли угомонить до семи дней кряду. Пьяная, разгульная, обжорная Масленица имела свой установленный порядок празднования: в понедельник - ее встреча, во вторник - заигрыши, в среду тещи приглашали зятьев на блины, в четверг происходили санные катания, в пятницу - тещины вечерки: зятья звали тещу на угощение, суббота отводилась золовкиным посиделкам. В воскресенье к вечеру на Прощеный день соседи начинали просить друг у друга прощения. Кланялись низко, до земли, и говорили друг другу: "Прости, Христа ради". - "Прости и ты меня". - "Бог простит". В семейном кругу просили прощения по-иному. После ужина самый малый начинал кланяться всем по очереди и, получив прощение, отходил в сторону. За ним начинал кланяться следующий по возрасту. Но у младшего прощения уже не просил. Последней кланялась хозяйка дома и просила прощения только у мужа. Глава дома, муж, не кланялся никому. Он за все был в ответе перед Богом.
Такая праздничная неделя осталась в той дореволюционной России. Ныне гуляние на Масленицу спрессовалось до одного дня на выходной перед Великим постом.
Только где-то в середине 70-х в стране вновь стали широко отмечать этот народный праздник, назвав его Проводами русской зимы. В старом городе для катания на лошадях на городском пруду не один год кряду расчищали большой круг. Каждый хозяин прихорашивал своего коня. Лошадям в гриву вплетали красные ленточки, до блеска чистили колокольчики и медь на сбруе. Внешний вид коня, его выправка и поступь становились мерилом достоинства хозяина. А для ребят прокатиться по кругу в расписной кошевке - радость была беспредельной…
Виктор Суродин