В 1954 году вышло постановление "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель". Миасская молодёжь не осталась в стороне от призыва партии. В комитетах комсомола выстраивались очереди из желающих немедленно выехать на место назначения и начать освоение целины. Брали, однако, не всех. Комсомольские лидеры подолгу беседовали с каждым, расспрашивая, где и кем работает, участвует ли в общественной жизни, разбирается ли в политике и т.д. После беседы кандидаты с волнением ждали в коридоре своей участи, гадая: "Пошлют на целину или нет?"

15 марта в заводском клубе состоялись торжественные проводы первой группы будущих целинников. Первыми комсомольские путёвки получили автозаводцы Анатолий Леонов, Сергей Мансуров, Галина Бикташева, Татьяна Фомина и другие.

17 марта 1954 года от челябинского перрона отошёл поезд № 17 "Челябинск-Магнитогорск", в котором 7412 добровольцев поехали в Кизильский, Брединский, Чесменский, Карталинский районы. Среди них - более 300 миасцев и... 17-летний слесарь ЧМЗ Семён Никулин.

Вспоминая те дни, Семен Антонович, многие годы проживший в Миассе и ставший нашим земляком, рассказывал, как основательно и серьёзно он собирал чемодан для поездки в дальние края. В магазине, открытом специально для отъезжающих на целину, купил себе модный серый плащ, кепку "москвичка", хромовые сапоги. Подумав, взял зимнюю шапку, валенки, тёплое полупальто и кое-какие инструменты.

В поезде ехали весело, пели, читали стихи, мечтали о том, какие трудовые подвиги совершат на ниве покорения целины. Каждый отряд выходил на "своей" станции: везде гремела музыка, толпы людей радостно приветствовали приезжих как самых дорогих гостей.

Но на станции Анненск, где предстояло выйти Семёну и его товарищам, было тихо, пустынно и холодно... Целинники растерялись. На помощь им пришли железнодорожники: пригнали из посёлка два бортовых грузовика, отвезли ребят в библиотеку, устроили на ночлег. А утром выяснилось, что в телеграмме, пришедшей из Челябинска, была указана неверная дата прибытия комсомольского поезда. Как говорится, не ждали...

Первое испытание оказалось далеко не последним. На тех же открытых грузовиках ребят повезли в Карталы - вставать на военный и комсомольский учёт. И всё бы ничего, если бы не 25-километров на лютом холоде с пронзительным ветром. Пришлось им просить шофёра остановить машину в поле, чтобы перекидать в кузов стог сена, а потом спрятаться там, прижавшись друг к другу. И это было второе испытание.

Из Карталов повезли комсомольцев в Неплюевку, где им предстояло начать работу. Очередное испытание на прочность - 45 километров на грузовиках и при том же ледяном ветре. Сено уже не помогало: уговорили шофера заехать по пути в любую деревню, чтобы хоть немного отогреться, а потом продолжить путь.

В Неплюевке, несмотря на позднее время, их ждали сельчане около огромного костра. Председатель колхоза быстро отдал распоряжение расселить молодёжь по избам.

Семён Никулин и два его друга с гармошкой попали к Агриппине Николаевне, жившей на краю села в маленьком домике. Накормив, чем Бог послал, хозяйка сурово сказала: "Спать на печке будете!" Не успели ребята забраться на печку, как в окно постучали: "Тетка, отпусти парней в клуб на гармошке поиграть!" Как тут откажешь? Собрались друзья, гармошку подхватили - и в клуб.

Следующий день был хозяйственно-организационным. Выписали ребятам продукты в сельсовете (мясо тогда стоило 10 копеек за килограмм), отнесли хозяйке, а она скомандовала: "Дрова везите!"

Кое-как запрягли лошадь, в лесу срубили три здоровенные лесины, привязали к телеге, сами уселись... А лошадь - ни с места! Ехал мимо мужичок, покачал головой: "Лошадь - не трактор, столько не увезет!" Распилили лесины и в три рейса перевезли.

После обеда началось комплектование бригад. Определили друзей в прицепщики ("плугари"), начали обучать. Зарплату определили в 140 рублей (и это после тысячи рублей на заводе). Но они не расстроились - не за деньгами ехали, а ради идеи. Практичный Семён достал привезённые с собой инструменты и стал потихоньку осваивать новое дело. 21 апреля комсомольцы выехали на поля и проложили первую борозду.

Так началась целинная жизнь. Работали в две смены, по 12 часов. Уставали сильно, но после работы, умывшись и переодевшись, дружно спешили в посёлок - в кино, на танцы (а это 25 километров). И на чтение время находилось: прямо на поле им привозили журналы "Огонек".

...В 1954-55 годах в Челябинской области было поднято 724 тысяч гектаров целинных и залежных земель - вместо намеченных 440 тысяч гектаров. За освоение целины наш регион был награждён орденом Ленина.

Трудовые подвиги целинников принесли свои плоды: страна получила дополнительно десятки миллиардов пудов хлеба, хотя кризис сельского хозяйства преодолеть все-таки не удалось. Но покорители целины тут ни при чём...