"Военные дни" значились не только в расписании Миасского педучилища, но и в школах, где работали молодые педагоги. В наши руки (благодаря краеведам школы № 11) попал дневник миасского старшеклассника Евгения Москвина. Интересно сравнить его рассказы о "военных днях" в школе с дневниковыми записями студентки Нины Ильиной.

"Сегодня был военный день, - записывает Евгений в 1941 году. -  Первые два урока - теоретические занятия, вторые два - огневая подготовка, третьи два - физическая. Меня назначили отделённым командиром. Вчера военное дело было на пруду. Была дана задача нашему подразделению перебежать пруд всяческими путями - перебежками, ползком - и атаковать другие подразделения. Получилось очень интересно. Мы начали наступать цепью, но неправильно. И когда подползли к ребятам, те атаковали нас и победили".

"На тактической подготовке ходили в лес, занимали кержачье кладбище. Ползали на животе по лесу и, в конце концов, выполнили свою задачу точно в срок".

"Должен был состояться военизированный поход. Из нас выделили 20 человек обороняющихся. В половине 12-го пошли всей двадцаткой в райком партии. Там лежали на полу до половины третьего. В половине третьего пошли на место назначения. Шли долго, маскировались, путали по лесу следы. Потом наш начальник начал сажать одного за другим на деревья. Мы с Соколовым убежали в лес, хотели наблюдать за противником лёжа. Но потом тоже залезли на деревья. Вскоре мы услышали звук шагов и почти сразу под нами начали проходить взводы лыжников и пеших "противников". Нас обнаружили только тогда, когда один из нас, сидевший недалеко, выдал своё местоположение. Я крикнул Соколову, чтобы он слезал и бежал. И сам быстро слез и побежал в лес. Неожиданно я натолкнулся на одного человека и решил, что попал в плен. Он окликнул меня: "Пароль!" - "Луна!" - "Какая прекрасная погода!" И мы с ним начали путешествовать. Через некоторое время наткнулись на группу ребят. Я решил, что это противник, и убежал в лес, а потом перебежками и переползаниями добрался почти вплотную к ним. Через некоторое время я услышал хохот, крики "Ура" и песни, а потом голос Шарова - это были наши".

О военных годах педучилища Нина Ивановна пишет особенно подробно, потому что всё это происходило на её глазах.

22 июня 1941 года педучилище готовилось к выпускному вечеру, когда по радио сообщили о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну. Многие юноши и педагоги получили мобилизационные предписания. Ушли и девушки, закончившие курсы медсестёр и взятые на военный учёт.

(Продолжение следует...)