30 ноября 1941 года Государственным комитетом обороны был издан приказ об организации в Миассе автомоторного и литейного производств. Зимой 1941 г. в экстремальных условиях под открытым небом круглосуточно монтировалось оборудование, эвакуированное с Московского автозавода им. И. В. Сталина. Одновременно возводились производственные корпуса. В марте 1942 г. начал работать первый цех нового завода, в апреле были собраны первые двигатели и коробки передач.

По решению Государственного комитета обороны от 14 февраля 1943 завод был преобразован в автомобильный. Первый уральский автомобиль "ЗиС-5В" сошел с конвейера 8 июля 1944 года.

У автомобиля были деревянная кабина и сварные гнутые крылья. 20 июля 1944 года первая партия автомобилей была отправлена на фронт, а 30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль. За год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей. Во время войны на них монтировали знаменитые "катюши".

Материалы предоставлены краеведческим музеем Миасса