Противостояние двух производителей печенья - немецкого Leibniz и челябинского "Кременкульское" - на фоне схожести упаковки - это история, за которой следил весь регион. Два года шли разбирательства, и точку в конце мая поставил Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд города Челябинска. Победа в этой, казалось, неравной схватке досталась отечественному производителю лакомства. И самое интересное, что все доводы, заложенные юристом из Миасса Сергеем Гаврюшкиным ещё на стадии разбирательств в УФАС, были услышаны только в апелляционной инстанции. Да, долго. Но посаженное в 2020 году семя всё же проросло.
Вы так на нас похожи… Ещё и рядом лежите
Итак, для тех, кто немножко подзабыл историю, напомним. Ещё в апреле 2020 года в Федеральную антимонопольную службу поступило заявление от немецкой компании, которая производит и поставляет на российский рынок печенье Leibniz. Требование: признать действия ООО "Фламинго-Маркет" недобросовестной конкуренцией и привлечь к ответственности. Что же не понравилось зарубежным производителям? Упаковка "Кременкульского" печенья, которая, на их взгляд, имитировала обёртку Leibniz. Использование схожих цветов, шрифтов и даже картинки печенья - всё это, по мнению немецкого производителя, нарушало их права и даже могло стать причиной убытков компании - как финансовых, так и репутационных. Смущало производителя из Германии то, что оба печенья могут оказаться на одной полке магазина, и покупатель, не заметив разницы, сделает выбор в пользу отечественного производителя.
В качестве доказательств немецкая компания приложила транспортные накладные, согласно которым печенье Leibniz ввозилось на территорию РФ как минимум с 2007 года; результаты опроса ВЦИОМ, говорящие о том, что не менее трети опрошенных покупателей считают упаковки двух брендов похожими; доказательства того, что компания обладает исключительными правами на товарный знак со словесным элементом Leibniz (на который, кстати, никто вовсе и не претендовал); и даже заключение Ассоциации "Некоммерческого партнёрства "Объединение корпоративных юристов", в котором целых три человека подписали - упаковки похожи.
В свою очередь ООО "Фламинго-Маркет", чтобы доказать, что при выпуске "Кременкульского" печенья ни на кого быть похожими не собиралось, а тем более не планировало имитировать чужую упаковку и нарушать нормы добросовестной конкуренции, обратилось за помощью к эксперту по авторским правам, управляющему партнёру юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергею Гаврюшкину.
Шах и мат?
На каждое утверждение немецкого производителя у опытного юриста из Миасса нашлись свои аргументы. В первую очередь Сергей Гаврюшкин обратил внимание на то, что административный орган вообще не дал никакой оценки тому, что упаковки выпускаемого печенья постоянно видоизменяются и полностью соответствуют фирменному стилю ООО "Фламинго-маркет", что само по себе исключает понятие имитации, а значит и недобросовестной конкуренцией признано быть не может. Кроме того, УФАС Челябинской области должно было убедительно указать, какими именно доказательствами подтверждается имитация упаковки товара, чего сделано не было - речь шла лишь об отдельных схожих элементах.
Второе: наличие транспортных накладных о ввозе товара на территорию России с 2007 года - это, безусловно, замечательно, вот только такие документы не содержат никакой информации непосредственно о дизайне упаковок, а значит и доказательств их имитации нет.
Третье: аргумент что Leibniz находится на полке рядом с "Кременкульским" - совсем не доказательство. Руководствуясь такой логикой, ООО "Фламинго-маркет" должен был сымитировать сразу всех производителей печенья, которые представлены в магазинах, чтобы уж наверняка ввести покупателей в заблуждение и быть похожим на всех.
Четвёртое: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки на основании проведённого соцопроса и мнения экспертов выдало заключение о том, что потребители могут отличить упаковки спорных печений и понимают, что выпускаются они разными производителями. И это вам не три подписи малоизвестных специалистов коммерческого объединения.
В-пятых, общие внешние признаки рассматриваемых упаковок в части формы упаковок (прямоугольная) и их цветовой гаммы являются традиционными для товаров такого типа и не могут свидетельствовать о недобросовестности заявителя при введении в гражданский оборот спорной продукции. Такие элементы как форма упаковки печенья "Кременкульское" и Leibniz, использование на них натуралистического изображения печенья, являются стандартными и не влияют, или влияют лишь в незначительной степени, на определение сходства и/или имитации между упаковками. В свою очередь стандартные, использующиеся многими решения не могут нести выраженной индивидуализирующей функции как сами по себе, так и в совокупности с иными факторами.
И как вишенка на торте: цвета, используемые ООО "Фламинго-маркет" - это фирменная колористика компании в целом, её брендбук. Используются они не только в печенье, а абсолютно во всей продукции: ручках, календарях, конвертах, визитках, флешках и даже само здание фабрики полностью выкрашено в сине-жёлтый цвет. Неужто предприятие пошло на такую хитрость и понесло столь масштабные затраты просто для того, чтобы быть похожим на пачку печенья конкурентов?
Кстати, впоследствии апелляционная судебная инстанция так прямо и указала: "Между тем, судом первой инстанции не учтено наличие в материалах дела нескольких заключений, выводы которых разнятся", то есть УФАС почему-то принял все доказательства заявителя и необоснованно отверг доказательства, которые представлял юрист Сергей Гаврюшкин.
И самое главное: ООО "Фламинго-маркет" имеет исключительные права на свой дизайн упаковки, на свои видео, свою графику, шрифты и прочее.
Победа всегда за справедливостью
Несмотря на то, что объективных доказательств правоты челябинского производителя печенья "Кременкульское" у юриста из Миасса Сергея Гаврюшкина набралось на целый многотомник, региональный УФАС не стал в них разбираться. Как часто бывает, ответственную миссию переложили на вышестоящие инстанции - пусть суд во всём разбирается, если кого-то что-то не устраивает.
И "Фламинго-маркет" на самом деле не устроило решение УФАС, которое запретило фирме выпускать печенье в спорной упаковке. Поэтому челябинский производитель подал иск в суд.
Решение Арбитражного суда Челябинской области ожидаемого успеха не принесло: постановление антимонопольщиков оставили без изменений и предложили попробовать обжаловать повыше.
И только Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по-настоящему вник в суть спора. И уже 31 мая 2022 года вынес единственно правильное и логичное решение: апелляционную жалобу "Фламинго-маркет" удовлетворить, решение УФАС признать недействительным. И, естественно, вновь разрешить выпускать "Кременкульское" печенье в брендовой упаковке производителя. И да, если бы изначально УФАС прислушался к аргументам и опыту Сергея Гаврюшкина, то изначально бы вынес законное решение и не получил бы отмену в апелляции. Ведь интересен тот факт, что в постановлении суда нашли отражение все доводы, которые юрист Сергей Гаврюшкин заложил ещё на стадии в разбирательствах в УФАС.