Свыше 200 эвакуированных предприятий в 1941-1942 годах разместилось на территории Челябинской области, и в том числе - в Миассе. Самое секретное из этих предприятий, о котором даже местные жители почти ничего не знали, - завод № 375. Располагался он на улице Ленина, в историческом здании, когда-то принадлежавшем купцам Николаевым.

Именно сюда зимой 1942 года вселилась эвакуированная из Москвы химическая лаборатория, производившая искусственные заменители алмазов для шлифовки стволов орудий и ставшая базой для нового предприятия. Работало на заводе около 400 человек, главным образом - приехавшие из столицы мужчины.

Старожил Миасса, ныне покойный Альберт Васильевич Терский вспоминал, что все работники ходили чёрные, и высказывал предположение, что "там изготавливали карбиды для военных целей".

В краеведческом музее сохранились воспоминания миасца Бориса Николаевича Блинова, выполнявшего обязанности начальника цеха плавильных печей. По его словам, печь размером 1,5х3х2 м была сложена из огнеупорного кирпича, сбоку - два электрода, на них - шихта (смесь исходных материалов в определённой пропорции, подлежащая переработке в металлургических, химических и других агрегатах). Шихту варили в течение 32 часов.

Поочерёдно работали пять печей, печниками при них были женщины. Чтобы масса не выплёскивалась, её закрывали железной крышкой, печник периодически помешивал варево. Был случай, когда работница и её сын получили сильные ожоги во время работы. За это главного инженера сняли с работы.

Готовая масса остывала 72 часа, после чего печь открывали. Кристаллическую субстанцию доставали зубилом, загружали в железные баки и отправляли в цех шаровых мельниц, где стояли станки (круглые баки с полукруглым дном, сверху металлические шары). Загружали по 10 кг массы, дробили в порошок, просеивали сквозь сито и отправляли дальше, на специальный прибор. Прибор этот напоминал патефон, в центре располагалось эталонное стекло, напоминающее сковороду. Сверху сыпался порошок, который отправляли на военные заводы.

Рядом с цехом шаровых мельниц была заводская контора, за ней - столовая, а в здании, где находится магазин "Домовой", располагался склад готовой продукции.

…Сразу после окончания войны завод закрыли, а его работники уехали к себе на родину.