Погода - интересная штука. Как вы и сами прекрасно знаете, это беспроигрышный повод начать разговор с незнакомым собеседником, потому что никто никогда не останется равнодушным к этой теме - ни таксист, ни садовод, ни сосед в маршрутке.
Тучи, жара, дождь, град, гроза, засуха, холод - всё можно обсудить, высказать своё мнение и выслушать чужое. Причём обычно к разговору непременно присоединяются и те, кто стал невольным свидетелем беседы, - и тоже высказываются на свой лад. Благо, что нынче можно обсудить не только "родную" погоду, но и всё, что творится в этом смысле в стране и в мире.
А вот раньше было не так. Всё старались засекретить, чтобы "как бы чего не вышло"... Приведём всего один пример.
В июле 1965 года миасцы, развернув местную газету, прочитали короткую заметочку следующего содержания:
"19 июля радио Москвы сообщило, что на Южном Урале ожидаются ливни и грозы. Прогноз оправдался необычайно точно. Во второй половине дня над центром города сгустились тучи, хлынул ливень, засверкали молнии. Больше полутора часов шёл сильный дождь. По улицам хлынули потоки. А в это время на южной окраине города жители поглядывали на небо и говорили: "Дождичка бы...". В районе Тургояка ливня тоже не было, дождь шёл спокойный, ровный...".
"Ну и что тут такого особенного?" - спросите вы. И будете правы. "Особенное" было не в газете, а в том, что происходило на самом деле.
Вспоминает писатель Борис Миронов, в те годы работающий журналистом городской газеты:
"Летом 1965 года на Миасс обрушился невиданный ливень. С гор хлынули потоки воды и почти мгновенно затопили несколько цехов автозавода. Нам запретили писать о наводнении. И только когда "Голос Америки" сообщил миру о происшествии на Урале, газете разрешили публикации, но с оговоркой: писать только о героизме трудящихся, но ни в коем случае не о масштабах бедствия".
Описание реальной картины происходящего находим в книге Валерия Калишева (в прошлом директора Челябинской гидрометеорологической обсерватории) "У природы нет плохой погоды":
"19 июля 1965 года. Город Миасс Челябинской области. Ливень начался в 12 часов и продолжался два часа. Потоками воды затопило территорию Уральского автозавода, простоявшего двое суток. Вместе с ним под водой оказались территория хлебозавода, молокозавода и многих строительных площадок. Размыло, завалило песком и камнями десятки улиц. Территория, захваченная ливнем, не превышала радиуса 4-5 километров. Сумма осадков составила более 160 мм".
Картину происшедшего дополнил старейший работник автозавода Александр Овинов:
"Два часа бешеного ливня натворили дел в посёлке Октябрьском (ныне - центральная часть города). Бурные потоки грязи, камней, песка неслись с гор по миасским улицам, переворачивая машины, расчищая себе путь под железнодорожной линией. Тонны воды, не уместившиеся в городском коллекторе, ринулись через Тургоякское шоссе, промыли проёмы под забором, покатились по территории завода. Уровень воды в цехе нормалей достигал чуть ли не метра, станки и оборудование "плавали". В цехах шасси, кузовном и моторном ливневая канализация тоже не справлялась со стихией, которая легко поднимала чугунные люки на колодцах и заливала всё вокруг. Завод встал. Коллективам цехов и энергослужбе пришлось очищать коллектор и водоотводные системы. По всем цехам собирали промокшее электрооборудование, везли в мастерские, загружали в сушильные камеры, потом проводили испытания, возвращали станки назад, восстанавливали. Это была проверка на прочность. Мы справились…".