Проект, детали которого на днях обнародовало правительство столицы КНР - Пекина, будет финансироваться в основном за счёт китайской стороны. Высокоскоростная железная дорога пересёчет территорию Казахстана, а в России пройдёт через Казань. Протяжённость трассы - около 7 тысяч километров, стоимость строительства оценивается в 242 миллиарда долларов, время в пути от Пекина до Москвы может составить порядка 30 часов. Сейчас из Москвы в Пекин тоже можно доехать по железной дороге, но путь будет долгим - от 4 дней 16 часов до 6 суток, в зависимости от поезда. Как заявлял ранее первый вице-президент ОАО "РЖД" и гендиректор компании "Скоростные магистрали" Александр Мишарин, строительство трассы займёт 8-10 лет, затраты на создание российского участка магистрали могут составить порядка 60 миллиардов долларов. В перспективе магистраль может быть продлена до Лондона. По крайней мере, китайская сторона ранее уже заявляла о таком желании.
Несколько лет назад Китай представил стратегию "выхода вовне" национальных высокоскоростных железных дорог, которая предполагает интенсивное строительство магистралей за рубежом. Прокладывать пути планируется в трёх главных направлениях: в Европу, в Азию и в Северную Америку. Параллельно Китай активно продвигает свой проект экономического пояса Шёлкового пути, который станет своего рода реставрацией Великого шёлкового пути, существовавшего во II веке до нашей эры и связывавшего Древний Китай с Римом. Планируется, что в экономической зоне тем или иным образом будут задействованы более 40 стран Европы и Азии. Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей станет органичной частью реализации этого амбициозного проекта. Помимо очевидных выгод, проект, если он будет реализован, позволит КНР выдвинуть свои строительные компании на международный уровень, обеспечить огромное количество рабочих мест, существенно усилить свое влияние в мире. В целом все эти меры - часть глобальной стратегии Китая по усилению экономического и политического влияния.
В октябре 2014 года Минтранс РФ и ОАО "РЖД" подписали меморандум о сотрудничестве в области развития высокоскоростного железнодорожного транспорта с государственным комитетом КНР по развитию и с корпорацией "Китайские железные дороги". Согласно меморандуму, и предполагалось разработать проект высокоскоростного Евразийского транспортного коридора, частью которого должна стать высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Казань, один из приоритетных российских инфраструктурных проектов. Тогда же китайская сторона заявила, что рассмотрит возможность своего участия в рамках государственно-частного партнёрства и в долевом финансировании. Высокоскоростная железная дорога Европа - Азия, как ожидается, пройдёт из Лондона через Париж, Берлин, Варшаву, Киев, Москву, после чего дорога разделится на две ветви, одна из которых пойдёт в Казахстан, другая - в Хабаровск, закончится она в Маньчжурии (Китай). К середине прошлого года уже началось строительство сегмента в Китае, однако маршрут зарубежного отрезка линии все ещё обсуждался.
Предполагаемая железнодорожная магистраль Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань будет проходить по территории семи субъектов Российской Федерации. Протяжённость магистрали Москва - Казань составит 770 км, скорость движения поездов будет достигать 400 км/ч. Время в пути от Москвы до Казани займет три с половиной часа против нынешних одиннадцати с половиной. Новая высокоскоростная магистраль также свяжет центр России, Поволжье и Урал: Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Пермь, Уфу и Челябинск.