Праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Считается, что появился праздник ещё в языческие времена, но его изначальное название неизвестно. Нынешнее название - Иван Купала - имеет уже христианское происхождение и восходит к имени Иоанна Крестителя. По преданию, он был ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим пришествие Спасителя, а позже крестившим его в водах Иордана. Само прозвище Иоанна - Креститель - в переводе с греческого означает "тот, кто купает", ведь обряд крещения представлял собой именно погружение в воду. На Руси это прозвище переосмыслили и связали с традицией купаться в водоёмах.

С большим размахом праздник проводился в Миассе почти девять лет назад, потом был некоторый период затишья, а в этом году было решено возродить былое и собрать гостей на берегу озера Тургояк. Основную организаторскую роль выполняли известные в городе активисты: общество традиционной русской культуры, на сей раз для проведения мероприятия в помощь привлекались "миасская вечёрка", ансамбль казачьей песни "Вольница", группа огневиков, бойцовские клубы области, пропагандирующие отечественные единоборства. По сценарию гости праздника - а ими могли стать все желающие - разделились на команды. "День Ивана Купала отмечается в рамках годового круга народных праздников наряду с Масленицей, зимними Святками. Другое название праздника - зелёные Святки - благодатная пора, чтобы набраться сил для новой жизни, - поясняет большую роль дня Ивана Купала председатель общества русской народной культуры Константин Башлыков. - Среди множества вариантов проведения праздника был выбран белорусский, что означает разделение участников на два мира: чистых и нечистых. Действие оказалось длительным: нечистые вначале побеждали, но потом тактической хитростью и убеждениями чистые смогли перетянуть на свою сторону нечистых и воцарился мир".

Сценарий Ивана Купала соответствовал народным представлениям о празднике: гости надевали на голову венки из трав, водили хороводы - особый Троянов хоровод, символизирующий устройство Вселенной, пели песни, разводили костры. Молодецкие забавы также присутствовали: срывание шапки, ходьба на ходулях, калибровка шашки.

Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь - самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.