В этом году пять общеобразовательных школ Миасского городского округа сменили свой тип с муниципальных бюджетных на муниципальные автономные образовательные учреждения. Напомним, что закон "Об автономных учреждениях" был подписан президентом РФ в 2006 году. И с момента вступления федерального закона в силу во многих городах России начался переход бюджетных учреждений на новый тип ведения хозяйственной деятельности. Характерен этот процесс и для Миасса. В прошлом году к автономному варианту уже склонились две школы: № 20 и № 21, проведённые там проверки свидетельствуют, что отчётные документы находятся в полном порядке. В этом году к ним присоединились ещё пять учреждений: школы № 4, 10 и 16, лицей № 6, гимназия № 19. Как прогнозируют специалисты городского управления образования, процесс перехода будет продолжаться и в дальнейшем, поскольку автономный вариант хозяйствования более удобен для ведения финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Смена типа школы с "бюджетной" на "автономную" предоставляет большую самостоятельность в определённых вопросах, но и предполагает жёсткий контроль за её деятельностью. Одним из условий автономии является создание наблюдательного совета, в состав которого входят представители учредителя, представители органов местного самоуправления и представители общественности (родителей учеников). Функция совета сводится к рассмотрению проектов наиболее важных решений и выражению совещательного или обязательного мнения.
Как уточняют специалисты, самого учебного процесса смена типа не коснётся. Единственным заметным изменение для учеников и их родителей станет изменение наименований учебных учреждений: муниципальных бюджетных на муниципальные автономные.
Как уточнили в управлении образования города в настоящее время из 35 учебных учреждений Миасса 25 являются казёнными, три бюджетными и семь - автономными. Относительно большая доля "казённых" учреждений обусловлена тонкостями бухгалтерского учёта и создаёт определённые удобства для руководителей школ.
По словам руководителя управления образования города Ирины Невраевой, на "автономию" перешли школы, которые длительное время были на самостоятельном балансе, приспособлены к самостоятельной рыночной деятельности, имеют инициативное руководство и лояльный коллектив. Директора этих школ заблаговременно продумали способы организации работы, мотивации учителей, выполнили анализ ресурсов школы.
"Важным положительным эффектом приобретения нового статуса является то, что автономная школа повернётся лицом к потребителю, заинтересует его в получении образовательных услуг именно у этой школы, что отвечает предложению государства попробовать себя в "свободном плавании", в рыночных условиях, в конкурентной среде, при сохранении минимального финансирования "по заказу" на основе задания учредителя", - высказала мнение И. Невраева.
Добавим, что и детские сады Миасса тоже "присматриваются" к новой форме организации своей деятельности. В ближайшее время будет утверждено положение о работе автономных ДДУ, в качестве эксперимента первым по новой системе начнёт работать новый детский сад, который достраивается в микрорайоне Комарово.