На этой неделе в областном центре состоялась пресс-конференция, на которой руководитель "Фонда Острова Веры" Лада Ивасько и заместитель директора Фонда по науке, руководитель прошлогодней археологической экспедиции на остров Станислав Григорьев, сочли необходимым дать пояснения относительно ряда публикаций в СМИ о якобы получаемых фондом доходов от экскурсионной деятельности, а также опровергнуть заявления министра культуры области о выделенных Фонду и "пропавших" бюджетных денежных средствах. Напомним, что на состоявшейся недавно пресс-конференции министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин сообщил о том, что разрешение на проведение археологических раскопок и содержание памятника природы, ежегодно выдаваемое Фонду "Остров Веры", в начале августа 2012 года утратило свою силу. И такие меры были приняты, прежде всего, в связи с финансовыми нарушениями, обнаруженными на острове.

Ивасько Лада: "За весь период деятельности Фонд единственный раз получил деньги с пометкой "средства областного бюджета" в 2011 году в сумме 87 525 рублей 68 копеек, причем не со счётов казначейства, а от некоей организации ООО "Росстань" по договору субподряда. Эти денежные средства были потрачены на реконструкцию шахтных крепей в мегалите № 1, акты приёма-передачи выполненных работ подписаны с ООО "Росстань", как с генподрядчиком. В отношении остальных денежных средств Фонд направил запрос в прокуратуру и следственные органы относительно их судьбы, поскольку на счёта Фонда они не поступали".

Ещё один факт, озвученный в СМИ о том, что Фонд собирает деньги за экскурсии и не вкладывает их в остров - также не является достоверным, утверждают руководители Фонда (некоторые СМИ даже подсчитали ежегодный доход Фонда исходя из 500 рублей с туриста, получилось 2,5-3,5 миллиона). "Фонд не занимается проведением экскурсий и не имеет соответствующих доходов. Кроме того, Фонд не имеет каких-либо соглашений с областным Минкультом о проведении экскурсий, за счёт доходов от которых должен содержать и охранять остров. Поэтому все эти расчёты - сколько Фонд заработал на экскурсиях - чистой воды профанация. Доходы от экскурсий получают только организаторы экскурсий", - уточнила Л. Ивасько.

По мнению руководителя Фонда, организаторы туристического бизнеса почувствовали "запах лёгких денег" и, вероятно, Фонд мешает интенсивной коммерциализации. Ещё в прошлом году функционировала единая диспетчерская служба, организованная под эгидой Фонда, регулировать поток туристов на остров было возможно, туроператоры подчинялись установленным требованиям. В этом году единая диспетчерская служба почему-то прекратила своё существование.

Как было заявлено на пресс-конференции, уже на следующей неделе планируется провести комплексную проверку состояния острова Веры, в которой будут участвовать специалисты Фонда, Ильменского заповедника, а также приглашенные археологи РАН из Москвы, Екатеринбурга. "Заключение этой комиссии мы обязательно представим губернатору Михаилу Юревичу, в Минкульт, в МинРЭБ и опубликуем на сайте фонда", - уточнила Лада Ивасько.

Научный руководитель проводимых на острове археологических изысканий Станислав Григорьев считает, что основной ущерб наносится острову именно "организованными" (в кавычках) группами, когда толпа человек 60, а то и 100, идёт с экскурсией по острову. При этом рекомендованная рекреационная нагрузка на остров должна быть в три раза меньше - не более 30-и человек. По мнению С. Григорьева "организаторы массовых экскурсий не соблюдают правила посещения острова сами и не контролируют соблюдение их экскурсантами. Все гонятся за максимальными прибылями, ведь чем больше людей привезешь на остров, тем больше денег в карман положишь. Поэтому приходят по нескольку больших кораблей за раз, а это больше 100 человек. Да за ними физически уследить невозможно! Люди привозят с собой еду и напитки, просто вытаптывают территорию археологического памятника. К тому же что можно успеть рассказать за полчаса-час группе, даже в 50 человек? Это просто собирание денег с населения".

Станислав Григорьев скептически отозвался относительно озвученных планов областного Минкульта по передаче полномочий по раскопкам и охране острова Веры государственному научно-производственному центру. По мнению учёного у ГНПЦ нет специалистов соответствующей квалификации, которые могли бы производить раскопки и научные исследования на должном уровне. Более того, ГНПЦ - это не научная организация, а учреждение с административными функциями.